Занятие 3. Баланс.
ТЕОРИЯ: Базовыекомлектующие личности.
1. Я ЕСТЬ
2. Я ЛЮБИМА
3. Я ДОСТОЙНА
4. Я МОГУ
Подробнее о каждой…
Я ЕСТЬ – закладывается и формируется еще в утробе. Когда мама осознает, признает и принимает приход ребенка. Хочет его и ждет. Но проявляется только к 3 годам. В психологии еще называется кризисом трех лет. До этого малыш себя не осознает, как отдельного человека, говорит о себе в третьем лице, воспринимает себя как продолжение значимого взрослого, неотъемлемо от него. В 3 года начинается узнавание себя в зеркале и на фото. Фразы Я, МНЕ, МОЕ, ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, ДАЙ, НЕ БУДУ, Я САМ. Протесты. Так ребенок себя определяет. Так происходит первая сепарация. Переход из периода «Донашивания на руках» к периоду «У юбки».
Если родители всячески подавляют этот кризис трех лет, делают ребенка удобным и послушным вопреки всему (вплоть до забитости ребенка, из-за страха родительских наказаний и их гнева), то процесс сепарации не происходит, прерывается. Базовое доверие подорвано. Чувствоодиночества, чувство страха и потерянность остаются в психике на всю жизнь.
|
|
То ли дело, когда признаются потребности ребенка, его желания\не желания. Когда родитель обращает внимание на мнение малыша и дает обратную связь.
Примеры подавления «Я ЕСТЬ»: Тебя не спрашивают; не лезь не в свое дело; мало ли чего ты хочешь; будешь так себя вести – отдам тебя дяде…; тебя это не касается; мне все равно, что ты хочешь…; а я сказала нет, потому, что нет (подкрепляется физическим воздействием); прекрати орать, а не то… (запрет на выражение эмоций).
Примеры подкрепления «Я ЕСТЬ»: Да, я слышу тебя, я вижу тебя, я понимаю тебя. ДА, но…, давай договоримся, а как бы ты хотел?; Ты злишься, тебе обидно, не приятно, но мы не можем сейчас идти гулять… Я помню о тебе…Мы пойдем позже… Я не разрешаю потому, что… Ты можешь злиться и плакать. Если хочешь, я тебя утешу.
Это самый мощный и главный фундамент. Только после этого следуют «Я достойна»; «Я любима»; «Я могу».
Но, даже такой простой фундамент как «Я есть», не у всех оказывается прочным или вообще заложенным.
Почему так?
- Гипер-опека – возможно.
- Холод родителей, эмоциональная не включенность, попустительский стиль воспитания - тоже может быть причиной.
- Не произошло сепарации от родителей - тотальная зависимость. Все ещё воспринимаю себя исключительно через призму родителей.
- Подавление первых признаков осознавания себя и негативизма в возрасте 3 лет.
Проблема самоидентификации личности. Это реально проблема!
Если я не могу заявить о себе, то как я вообще проживаю эту жизнь?
|
|
Как тень? Как тот, кто в тени и не знает о себе ничего?! Или знает так мало, что легко сливается с чужими желаниями, мнением, легко поддаётся влиянию, мнителен, наивен и верен первому встречному, давшему заботу или внимание.
Такие люди легко и сильно привязываются к любому, кто напомнил родителя или дал хоть какую-то заботу.
Своего ничего нет. Живут интересами другого, уступчивы в ущерб себе. Они могут даже не осознавать этого, вплоть до серьёзного износа организма и болезней. Такими легко управлять, манипулировать.
Не знают толком чего хотят от жизни и в жизни вообще. Низкий уровень энергии. Не понимают, чем хотят заниматься. Своих способностей и талантов не знают и не раскрывают. Склонность к зависимостям и токсичным отношениям. Самонаказания. Склонны быть жертвой, низкий уровень ответственности за себя и за происходящее.
*Ниже пример такой ситуации, в которой ребёнок не учится самоосознанию себя и фундамент «Я ЕСТЬ», не закладывается
***
Одна семья решила поужинать в ресторане.
К столику подошла официантка.
Приняв заказ у взрослых, она обратилась к шестилетнему ребёнку: "Что будете заказывать, молодой человек?»
Ребёнок в растерянности посмотрел на родителей, но те что-то обсуждали, не обращая на происходящее никакого внимания.
Малыш ответил: " Я буду хот-дог и колу."
"Никаких хот-догов!" - вмешалась мама. "Принесите ему курицу, пюре и салат из капусты!"
"Вам хот-дог с горчицей или с кетчупом?" - спросила официантка.
"С кетчупом", - ответил ребёнок.
"Ваш заказ будет выполнен через минуту", сказала официантка и удалилась.
За столиком воцарилось молчание, нарушил которое малыш: "Мама, папа, официантка думает, что я - НАСТОЯЩИЙ!!!"
Я ЛЮБИМА – закладывается еще до зачатия ребенка. Так как, начинается с любви родителя к себе. И в дальнейшем прививается напротяжении всего периода детства. Копируется и впитывается неосознанно от значимых взрослых (мама и папа).Подкрепляется родительской заботой и словами «Я тебя люблю».
Но, если родитель сам себя не любит, жертвует собой ради других в ущерб себе, ребенок также это перенимает.
Примеры позитивного подкрепления «Я ЛЮБИМА»: Мы тебя любим; ты моя принцесса, красавица; ты для нас самая лучшая; мы любим тебя любой. Родители достаточно уделяют ребенку своего времени, внимания. Проводят время вместе, по интересам ребенка.
Примеры негативного подкрепления«Я ЛЮБИМА»: Посмотри на себя, на кого ты похожа; ты у нас не красавица; в кого ты такая тощая; ешь, а то без слез на тебя не взглянешь; и кому ты такая нужна будешь; ну и характер…; кобылка ты наша; ну свинья и в Африке свинья; свинья везде грязь найдет; ты же девочка… а это что, ну посмотри на себя… Сравнения ребенка с другими детьми. Недостаточно уделяют времени и внимания. Мало проводят время совместно и интересно.
«Я ДОСТОЙНА» и «Я МОГУ» – ярко выражаются и формируются в основном с 4 лет и до завершения юношеского периода. Совершенствуются на протяжении всей жизни. Но дном и подкреплением (либо его отсутствием) служит голос внутреннего родителя.
В целом, ребенок в 4 года уже сам проверяет, что он может. Гордится тем, что умеет, стремится подражать родителям. Так он утверждается в том, что достоин быть как папа/мама, для себя самого. Здесь важно не мешать этому процессу, не отбирать инициативу.
Примеры подкрепления этого фундамента.
Позитивные: Ты достойна быть (первой)…; ты сможешь, у тебя получится, я в тебя верю; ты справишься; я тобой горжусь; ты такой молодец; так держать. В случае жизненных промахов и неудач родитель дает поддержку, принятие, утешение и бодрый настрой идти дальше, искренне верит в своего ребенка, всегда на его стороне.
|
|
Негативные: Ты этого не заслужила; получишь, когда сделаешь то-то…Руки-крюки; вечно ты…; неумеха; ни на что не годен; ну кто так…; это ужасно, не лезь, лучше я сама… В случае поражения или неудачи сравнивают с другими детьми, винят, говорят, что ты не достаточно старался, срывают недовольство, гнев, злость, наказывают, машут рукой, не верят в его успех.
ПРАКТИКА: Колесо баланса личностного фундамента.
Ø Оцените на сколько процентов из 100 вы чувствуете целостным и крепким в себе каждый из фундаментов?
Ø Посмотрите, какое оно, ваше колесо баланса базовых комплектующих самодостаточной личности?
Ø Начните работу по каждому из них.
Я ЕСТЬЯ Я ЛЮБИМА % % Я ДОСТОЙНАЯ Я МОГУ % % |
«Я ЕСТЬ»
«Я ЕСТЬ»
Заявите о себе! Скажите как можно громче «Я есть».
Мы не можем переписать наше прошлое. Но мы можем сейчас сделать выводы и сами себя перевоспитать, добаюкать. Доняньчить внутреннего ребенка и дать ему необходимые установки.
Начинаем заявлять о себе! Вы существуете! Вы есть!
Ø Как можно громче 10 раз прокричать «Я есть». Прислушивайтесь к ощущениям в теле и внутри себя.
Ø Исписать страницу А4 или тетрадный лист фразой “Я есть”.
Ø В течение недели отказывать тем, с кем не согласны или чьи просьбы не хотите выполнять. Даже если страшно, отказываем. Говорим себе: «Я есть» и наблюдаем за ощущениями.
Ø Выписать установки из детства, противоречащие фундаменту «Я есть» и переписать их.
Например, фраза: «тебя не спрашивают, не лезь не в своё дело!»
Переписываю на: «я имею право знать и интересоваться»; «я полноправный член семьи»
У каждой из вас могут всплыть и вспомниться свои фразы, которые вы слышали в детстве, а может слышите до-сих-пор.
Это задание и есть перевоспитание себя самого.
Ø Затем эти переписанные, положительные установки мы говорим себе маленькой. Додаём себе!
Закройте глаза, представьте себя в возрасте 4-6 лет, подойдите к этой девочке, установите с ней доверительный контакт, обнимите, и ласково скажите ей новую установку.
|
|
«Я ЛЮБИМА»
Весь наш курс мы работаем над этим. Но в этом занятии давайте уделим внимание конкретным якорящим установкам в вашем подсознании, которые касаются этого фундамента.
Ø Вспомните все фразы, которые вы слышали от близких, разрушающие вашу веру в то, что вас любят. Запишите их в первой колонке.
Ø Во второй колонке сформулируйте противоположную-позитивную установку.
- Каждую новую позитивную установку проговорите вслух (можно у зеркала)
- Пропишите каждую позитивную установку на А4 или тетрадном листе.
-Совершите медитативное, мысленное путешествие к себе маленькой (4-6 лет). Проговорите себе маленькой эти установки.
Ø Ниже в тетради вы найдете упражнение «Если бы я себя любила, то я бы…» Выполните его.
«Я ДОСТОЙНА»
«Я ДОСТОЙНА» тесно переплетается с чувством «Я ЛЮБИМА». Просто позволяйте себе больше, разрешайте, балуйте себя. Чаще говорите себе, что вы этого достойны.
Ø Вспомните, что вы в последнее время себе запрещали или в чем отказывали?Как часто вы не позволяете себе что-то, пока не … (сделаете что-то)?
Ø Разрешите, позвольте и сделайте, то чего так давно хотелось!
Ø Пропишите страницу А4 или тетрадный лист фразой Я достойна… (лучших отношений, любви, лучшей жизни, уважения…). Выберете актуальное для вас. Если выбрали несколько, то на каждую фразу отдельный лист.
«Я МОГУ»
Ø Вспомните все фразы, которые вы слышали от близких, разрушающие вашу веру в то, что вас любят. Запишите их в первой колонке.
Ø Во второй колонке сформулируйте противоположную-позитивную установку.
- каждую новую позитивную установку проговорите вслух (можно у зеркала)
- Пропишите каждую позитивную установку на А4 или тетрадном листе.
- Совершите медитативное, мысленное путешествие к себе маленькой (4-6 лет). Проговорите себе маленькой эти установки.
По мере того как вы будете проходить этот курс, и после него, ваша уверенность в себе будет расти. Следовательно, ваше «Я МОГУ» тоже будет расти. Кроме того, любые ваши успехи и/или самореализация в социуме будут это подкреплять. Если вдруг случился промах, то вас поддержит позитивный голос внутреннего родителя, который вы создали и заложили себе сами, поработав над установками.
Базовые комплектующие личности | Ограничивающее убеждение | Новая установка |
Я ЕСТЬ | ||
Я ЛЮБИМА | ||
Я ДОСТОЙНА | ||
Я МОГУ | ||