Паузы – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими

Наряду с логической паузой существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.

Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, т. к. в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «Красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения».

…Смотрит храбрый князь –

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним // живая голова.

(А.С. Пушкин)

Психологическая пауза может иметь место:

- в начале фразы или перед каким–то словом;

- внутри  фразы, между словами – тогда она подчёркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями; - в конце фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.

Работа над логикой — это работа над мыслью. Логике учит система Станиславского. Нарушение логики — это отсутствие смысла. Работа над текстом начинается с того, что мы делим каждое предложение на речевые такты, то есть на группы слов, объединенных по смыслу. В каждом речевом такте необходимо найти главное слово (или несколько слов), на которое падает логическое ударение. Если это слово убрать, то потеряется смысл фразы. Для нахождения логического центра мысли, недостаточно одного разделения фразы на речевые такты — смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

 «Ударные слова — это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь главного слова во фразе» (Горчаков, 1952).

 Например: Над кроной дерева, напоминающей раскинутые руки великана, парила гордая птица. В предложении три речевых такта: 1 — над кроной дерева; 2 — напоминающей раскинутые руки великана; 3 — парила гордая птица. В каждом такте один логический центр: над кроной дерева, напоминающей раскинутые руки великана, парила гордая птица. Разбив текст на речевые такты, и обозначив главные слова, вы получите главную конструкцию предложения. Вам будет удобно продвигаться по тексту, опираясь на те рычажки, которые вы для себя наметили

Перечислю основные правила, которыми мы пользуемся в работе над текстом:

 1. Когда предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, выделяются оба слова. Например: Море ревело.

 2. Если подлежащее стоит после сказуемого, выделяется только подлежащее. Например: Плакал ребенок.

 3. Если при глаголе стоит слово (или несколько слов), отвечающее на вопросы: где, когда, как, куда, — то ударным будет слово, отвечающее на один из этих вопросов. Например: Карета подъехала к крыльцу.

 4. Противопоставления, сравнения, сопоставления всегда находятся под ударением. Например: Девушка, словно грациозная лань, двигалась по горам.

 5. Прилагательные при существительном не выделяется, если только они не являются противопоставлением. Например: У него голубые глаза. Например: У него глаза не голубые, а карие.

 6. Если перечисляются прилагательные с одинаковыми признаками, то выделяется только последнее прилагательное, стоящее перед главным словом. Если перечисляются разнородные понятия, то выделяется каждое. Например: В вазе стояли розовые, белые, алые и бордовые гвоздики. Например: По скверу гуляли молодые, веселые, яркие девушки.

 7. Если при существительном стоят слова в родительном падеже, то на них и падает ударение. Например: Рев автомобиля. Шум дождя.

 8. Первое предложение в любой информации — это «афиша». Его надо выделять. Новое понятие так же обязательно выделяется. Например: Дача Лыковых стоит на опушке леса. Ворота дачи видны издалека. Слева от ворот возвышается ель.

9. Местоимения не выделяются, если не вмешивается противопоставление. Например: Я подошел к ней. Например: Ты говорил, а теперь я буду говорить. Ошибка, которая присутствует практически у всех: перед чтобы, что, какой, который паузу делать не рекомендуется, так как она нарушает логику предложения. Нужно уметь пронести главную мысль, главную информацию через все перипетии текста. Это главное условие овладения перспективой текста: диктор должен уметь видеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее.

4. Упражнения для работы над темпом и ритмом.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменения темпа чтения – приём, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.

Отметьте все изменения темпа при чтении.

Идёт – по деревьям шагает.

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

(Н.А. Некрасов)

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

(И.С. Крылов)

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир. Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

(А. Т. Твардовский)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: