Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению политики нередко используется понятие парадигмы. Парадигма - специфическая, логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. Понятие парадигмы отражает связь политической мысли с типами миросозерцания, с общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи.
В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы - теологическая (базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти), натуралистическая парадигма (объясняет политику природной средой - географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами), социальная парадигма (объясняет политику через влияние на нее других сфер общества - экономики, социальной структуры, права и культуры), рационально-критическая парадигма (ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, взаимодействие ее элементов, на выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов).
Политологией используются различные методы (способы, приемы изучения политики). Наиболее важные и часто используемые ею методы подразделяются на три группы: общие методы исследования политики (их называют подходами); общелогические методы; методы эмпирических исследований. Важнейшие подходы первой группы следующие: социологический культурологический, нормативно-ценностный, функциональный, системный антропологический, институциональный, психологический, социально психологический, деятельностный, критически-диалектический, сравнительный (компаративистский), онтологический, исторический.
Социологический подход предполагает выявление зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Одним из более частных проявлений этого подхода выступает культурологический, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов и политической культуры.
Традиционно с глубокой древности политологическая мысль базировалась на нормативном или нормативно-ценностном подходе, предполагающее выяснение значения политических явлений для общества и личности, и оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.
В отличие от нормативного, функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающимися в опыте. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику. К функционалистки и позитивистски ориентированным методам примыкает структурно-функциональный анализ, выступающий в качестве одного из принципов системного анализа. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.
Системный подход состоит в рассмотрении политики как целостного, сложноорганизованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы.
Вплоть до начала XX в. в политической науке наряду с нормативным методом господствовал институциональный подход. Он ориентирован на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партии, другие организации, права, правительственные программы и иные регуляторы политической деятельности.
Антропологический подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой рода человеческого, присущими каждому индивиду потребностями.
Психологический подход ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, мотиваций. Современный психологический подход многовариантен. Одно из центральных мест в нем занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр психологического исследования бессознательные психические процессы и мотивации, оказывающие активное воздействие на политическое поведение. Специфическим развитием психологического подхода выступает социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических характеристик групп.
Динамическую картину политики дает деятельностный подход. Он предполагает рассмотрение ее как специфического вида деятельности, имеющей свои стадии, этапы. Политика при таком подходе выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. Своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного метода является критически-диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движущей силы политических изменений.
Широкое распространение в современных политических науках получил и компаративистский (сравнительный) подход. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
К числу традиционных и фундаментальных методов политической науки принадлежит субстанциональный или онтологический подход. Он предполагает выявление и исследование первоосновы, составляющей специфическую качественную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть.
С давних пор в политических науках используется исторический подход. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего. Арсенал познавательных средств политической науки не исчерпывается общими методами исследования политики. Он включает и общелогические методы. Они относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. В данную группу методов входят индукция, дедукция, анализ, синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, тематические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.
Третью группу познавательных средств составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации и политических фактов. Они заимствованы политической наукой из некоторых других наук. К этим методам относятся: использование статистики, анализ документов, анкета, опрос, лабораторные эксперименты, деловые игры, наблюдения. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.
Политология и политическая социология, как науки и учебные дисциплины, выполняет определенные функции в обществе. В научной литературе можно встретить достаточно многообразную классификацию их функций. Ситуация, когда одна классификация может не только противоречить другой, а и дополнять ее - явление в науке постоянное, и политология здесь не исключение. Наиболее важными (общими) функциями признаются - познавательная, управленческая, воспитательная, прогностическая. Встречается в работах и суммирование функций политической науки. Они выделяются по следующим признакам:
1) служебные (инструментальные) функции обслуживания политической практики. Они в свою очередь включают в себя: нормативные, планирования, прогнозирования и моделирования событий, организационную (разработка рекомендаций для переговорных процессов, партий, организаций, политических учреждений);
2) познавательные и практические функции (теоретический и эмпирический анализ политических идей, теорий, практической деятельности; критическая проверка политических идей и практических действий; построен теории соответствующего политического объекта; создание собственной методологии).
Роль функций политической науки в обществе предопределяется спецификой политологического знания. Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей политических связей и закономерностей позволяют политической науке выполнять функцию познания (объяснения и прогнозирования политических явлений) или же гносеологическую (познавательную) функцию. Политология и политическая социология не ограничиваются адекватным отражением и творческим конструированием действительности. Они также дают оценку политическому строю, институтам, поведению и событиям. В этом выражается их аксиологическая (оценочная) функция. Сегодня признание мировым сообществом лежащих в основе политики общецивилизованных гуманных ценностей, ее человеческого измерения расширяют аксиологические возможности политической науки и активное гуманистическое влияние на мировые политические процессы.
В демократических государствах политическая наука выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, демократической культуры населения. Усвоение политических знаний гражданами позволяет политологии и политической социологии выполнять мотивационно-регулятивную функцию, т.е. оказывать непосредственное влияние на их политическое поведение. Применение политологических знаний и рекомендаций в практической деятельности по руководству людьми - путь к гуманистической рационализации всего политического строя. Степень научной мотивации политических действий является важнейшим показателем уровня развития политической культуры.
Политическая наука выполняет также функцию рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения. Выполняя эту функцию, она выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизации. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологии относительно безболезненного разрешения социально- политических конфликтов. Жизненная практика требует от политики не только научных знаний, но и искусства политического руководства, основанного на организаторских способностях, умении управлять, политическом опыте, чутье и интуиции, что делает изучение политологии и политической социологии неизбежным условием для каждого, кто думает соприкоснуться с политикой и властными отношениями.
Темы рефератов и докладов
1. Методы политической социологии.
2. Опыт контент-аналитических исследований местной политической прессы.
3. Становление и развитие политической социологии в России.
4. Структура политической социологии.
5. Современные проблемы отечественной политической социологии.
6. Качественные методы социологического исследования.
7. Количественные методы социологического исследования.
8. Место политической социологии в системе общественных наук.
9. Логика программы социологического исследования.
10. Современный этап развития политической социологии.
11. Политическая психология и политическая антропология.
Контрольные вопросы
1. Назовите методы изучения социальной действительности и политической деятельности.
2. Охарактеризуйте предмет политической социологии.
3. Охарактеризуйте социальное назначение прикладных исследований, используемых в политической социологии.
4. Назовите функции политической социологии.
5. Назовите некоторые отличия между дисциплинами политической социологии, политологии, социологии.
6. В чем состоит ценность политической социологии?
7. Перечислите категории политической социологии
8. Какие законы изучают социология и политическая социология?
[1] Философского, социологического, правового, исторического знания.
[2] Политическая история, политическая психология, теория государства и права и др.