ЛЕКЦИЯ № 3. ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ РЕГУЛЯЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Политика как социальный феномен
Цели, средства и методы политики
Политические интересы социальных субъектов.Субъекты политики
Политика как социальный феномен
Политика представляет собой особую сферу человеческой деятельности по руководству обществом. Она существовала не всегда. Ее появление является отражением процесса усложнения социальной жизни, обусловленной постоянным развитием человеческих потребностей и возможностями их удовлетворения. Так, примитивные общества не знали политики, т.к. их потребности в основном сводились к возможности самовыживания. Подобные общества приспосабливались к природе и использовали ее возможности, а взаимодействия внутри общин основывались на естественных, кровнородственных связях и регулировались нормами общинно-коллективистской морали, укоренившимися традициями, обычаями и верованиями.
Политика становится самостоятельной сферой деятельности в аграрных обществах, где совершенствование орудий труда и технологий привело к появлению излишков и прибавочного продукта. Частная собственность дала возможность обособиться отдельному человеку от его рода, племени. У самостоятельного индивида появились собственные интересы и потребности. Экономические возможности автономной личности, ее богатство, престиж потребовали формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности. Следовательно, политика появляется там и тогда, где и когда утрачивается естественное согласие, однако существует потребность в согласованных действиях.
В странах западной цивилизации, ориентировавшихся на приоритет прав и свобод личности, политика возникла преимущественно в результате социального расслоения общества: дифференциация интересов и потребностей людей отражала происходившее разделение общественного труда, сформировавшуюся потребность в постоянно действующих институтах власти и людях, специально подготовленных для согласования несовпадающих интересов, для руководства общественными делами.
В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью решать жизненно важные для общества масштабные задачи: строительство ирригационных сооружений и поддержание их в надежном состоянии, освоение новых земель и организация на них жизнедеятельности людей. И на Западе, и на Востоке требовалось сохранять территориальную целостность стран и защищать их жителей от внешних вторжений. Очевидно, что политика должна была служить удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства.
В переводе с греческого политика означает государственные дела, искусство управления государством. М. Вебер рассматривал политику как стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между государствами и внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов возникает потребность в регулировании отношений между ними, значит, в деятельности государства. Общественно-значимые функции государства как раз и заключаются в поддержании общественного порядка и стабильности в обществе, использовании имеющихся возможностей для экономического развития, в защите безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Понятие «политика» включает в себя широкий набор различных видов деятельности, социальных соглашений и идей, которые оказываются адекватными на данном этапе развития.
Современные западные политологи связывают политику с формированием власти и ее объемом. Выделение категории власти вытекает из утверждения, что сфера политики не только охватывает границы государства, политической системы, но и вторгается за пределы содержания этих понятий. Следовательно, власть и государство являются самыми существенными характеристиками при анализе политики как социального феномена.
Общественная власть существовала задолго до появления классов и государства. В период первобытнообщинного строя власть осуществлялась всеми членами рода или племени, которые избирали старейшину. С усложнением социальной структуры и возникновением государства на смену моральному авторитету старейшины пришел авторитет публичной власти. Сформировались аппарат власти, управления, которые в форме государства отделились от общества и стали над ним. «Государство, равно как и политические союзы ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство; чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует», - отмечал М. Вебер.
Признавая многомерность и сложность политики как общественного явления, политологи в последнее время прекратили ломать копья по определению политики и рассматривают ее в обществе как многомерную структуру, которая имеет: институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиции; нормативное, содержательное измерение, указывающее на цели, задачи и предметы политики; процессуальное измерение, направленное на передачу интересов с помощью конфликта и консенсуса.
Внутренняя и внешняя политика государства строится, как правило, таким образом, чтобы выражать и защищать интересы наиболее активных социальных слоев и групп общества, а затем уже всех остальных. Первые - располагают властью, вторые - стремятся к ней. Между ними возникает особый вид отношений - политические отношения, связанные с вопросами государственной власти. Конечно, властвующие политические группировки выражают в большей мере экономические, социальные, политические интересы социальных, национальных, классовых общностей, на которые они опираются в осуществлении своей политики. Но было бы ошибкой утверждать, что государственные органы в демократических обществах игнорируют интересы оппозиционных политических сил при разработке политики и ее практической реализации. Для удержания власти политические правящие элиты осуществляют общенациональную функцию защиты интересов, прав, свобод всех граждан, проживающих на территории данного государства.
Государство политическими средствами призвано осуществлять общую функцию управления людьми, в отношениях между ними и социальными группами, оно нередко выступает силой, «умеряющей» межклассовые, политические столкновения, не допускающей бесплодной растраты сил в социальной борьбе, разгула анархистской стихии.
Из всего вышеперечисленного вытекает, что политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
Структура политики разнообразна. В ней можно выделить следующие основания:
- по направленности - внутренней и внешней;
- по сферам общественных отношений - экономической, социальной, культурной, военной, национальной, религиозной, семейной;
- по субъектам политики социальных групп (по интересам, идеологии, поведению) - политике властвующей элиты, политике государства, политике министерства, региона, федерации.
Политика в тоталитарном и гражданском обществах имеет различное содержание и функции, которые она выполняет. При тоталитарном режиме - это насилие, жесткий контроль за поведением граждан, всевластие центра и политических вождей при отсутствии цивилизованных форм государственной и партийной жизни. При демократическом режиме политика связана с достижением и поддержанием социального согласия, консенсуса и является делом всех его граждан.
Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Большинство политологов подчеркивает, что чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы. Так, в традиционных или переходных обществах, незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики, которая выполняет при этом несвойственные ей функции, вмешиваясь в различные сферы деятельности общества, а, по сути, подменяя его. Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Общества, развивающиеся на основе принуждения, единомыслия, социальных мифов, имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. В этих обществах формируется внешняя мотивация деятельности (страх, насилие, массовый энтузиазм) и почти не развивается внутренняя мотивация личности (интересы и потребности).
Наиболее значимыми в политике выступают несколько функций:
1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
2. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
3. Управленческая и регулятивная функция политики. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
4. Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.
5. Функция политической социализации. Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.
6. Гуманитарная функция. Выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечения общественного порядка, гражданского мира и организованности. Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.
Все функции политики проявляются только в конкретных обществах в многообразных комбинациях и соотношениях, что в итоге определяет характер политических режимов и политической власти. Целенаправленное воздействие на развитие общества и всех его сфер оказывает политическая система общества. Ее управленческое воздействие заключается в определении целей развития, методов и средств осуществления политических решений. Органы государственного управления, являясь важнейшим рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизуют общество на выполнение принятых решений.
При разработке оперативной политики часто используются научные прогнозы. В США, например, создан Совет по внешним отношениям, который в течение многих десятилетий является научно-исследовательским центром, оказывающим помощь официальным властям в формировании основ американской внешней политики и стратегии.
Определенное влияние на политические процессы в обществе оказывают непартийные общественные организации и союзы - профессиональные, творческие, кооперативные, - которые выступают в защиту государственной политики или против нее. В первом случае они способствуют консолидации, объединению членов общества вокруг проводимых государственных акций, во втором — диктуют необходимость дополнительного согласования разнообразных общественных интересов. Согласование социальных интересов осуществляется по-разному. Возможно путем механического голосования «за» и «против» выяснить точку зрения большинства и признать ее единственно правильной, но в таком случае меньшинство оказывается ущемленным, и существующие противоречия в обществе не только не разрешаются, а, напротив, углубляются. Примером тому может служить непрекращающаяся в Ольстере борьба католического меньшинства с протестантским большинством - борьба, в которой погибли тысячи людей.
Ныне многие политические деятели и ученые-политологи предлагают иной подход к решению внутригосударственных и международных проблем основывающийся на поисках консенсуса - общего согласия, политических компромиссов, взаимного стремления к положительному результату. Основу консенсуса составляет признание чужих интересов как гарантии для осуществления собственных интересов. В этом состоит его гуманизм. Это позволяет по-новому мыслить, сохранять и внутриполитический, и международный мир.