Политика как социальный феномен

ЛЕКЦИЯ № 3. ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ РЕГУЛЯЦИИ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Политика как социальный феномен

Цели, средства и методы политики

Политические интересы социальных субъектов.Субъекты политики

Политика как социальный феномен

 

Политика представляет собой особую сферу человеческой деятельности по руководству обществом. Она существовала не всегда. Ее появление явля­ется отражением процесса усложнения социальной жизни, обусловленной постоянным развитием человеческих потребностей и возможностями их удовлетворения. Так, примитивные общества не знали политики, т.к. их по­требности в основном сводились к возможности самовыживания. Подобные общества приспосабливались к природе и использовали ее возможности, а взаимодействия внутри общин основывались на естественных, кровнородст­венных связях и регулировались нормами общинно-коллективистской мора­ли, укоренившимися традициями, обычаями и верованиями.

Политика становится самостоятельной сферой деятельности в аграрных обществах, где совершенствование орудий труда и технологий привело к по­явлению излишков и прибавочного продукта. Частная собственность дала возможность обособиться отдельному человеку от его рода, племени. У са­мостоятельного индивида появились собственные интересы и потребности. Экономические возможности автономной личности, ее богатство, престиж потребовали формирования и развития общественных институтов, направ­ленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности. Следо­вательно, политика появляется там и тогда, где и когда утрачивается естест­венное согласие, однако существует потребность в согласованных действиях.

В странах западной цивилизации, ориентировавшихся на приоритет прав и свобод личности, политика возникла преимущественно в результате соци­ального расслоения общества: дифференциация интересов и потребностей людей отражала происходившее разделение общественного труда, сформи­ровавшуюся потребность в постоянно действующих институтах власти и лю­дях, специально подготовленных для согласования несовпадающих интере­сов, для руководства общественными делами.

В странах Востока потребность в политике была вызвана необ­ходимостью решать жизненно важные для общества масштабные задачи: строительство ирригационных сооружений и поддержание их в надежном состоянии, освоение новых земель и организация на них жизнедеятельности людей. И на Западе, и на Востоке требовалось сохранять территориальную целостность стран и защищать их жителей от внешних вторжений. Очевидно, что политика должна была служить удовлетворению не личных потребно­стей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невоз­можна без власти государства.

В переводе с греческого политика означает государственные дела, ис­кусство управления государством. М. Вебер рассматривал политику как стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между государствами и внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В любом неоднородном обществе, где суще­ствуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов возникает потребность в регулировании отношений между ними, значит, в деятельности государства. Общественно-значимые функции госу­дарства как раз и заключаются в поддержании общественного порядка и ста­бильности в обществе, использовании имеющихся возможностей для эконо­мического развития, в защите безопасности страны. Эти функции государст­во выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Понятие «политика» включает в себя широкий набор различных видов деятельности, социальных соглашений и идей, которые оказываются адек­ватными на данном этапе развития.

Современные западные политологи связывают политику с формированием власти и ее объемом. Выделение категории власти вытекает из утвер­ждения, что сфера политики не только охватывает границы государства, политической системы, но и вторгается за пределы содержания этих понятий. Следовательно, власть и государство являются самыми существенными характеристиками при анализе политики как социального феномена.

Общественная власть существовала задолго до появления классов и государства. В период первобытнообщинного строя власть осуществлялась всеми членами рода или племени, которые избирали старейшину. С услож­нением социальной структуры и возникновением государства на смену мо­ральному авторитету старейшины пришел авторитет публичной власти. Сформировались аппарат власти, управления, которые в форме государства отделились от общества и стали над ним. «Государство, равно как и полити­ческие союзы ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) на­силие как средство; чтобы оно существовало, люди, находящиеся под гос­подством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует», - отмечал М. Вебер.

Признавая многомерность и сложность политики как общественного яв­ления, политологи в последнее время прекратили ломать копья по определе­нию политики и рассматривают ее в обществе как многомерную структуру, которая имеет: институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиции; нормативное, содержательное измерение, указывающее на цели, задачи и предметы политики; процессу­альное измерение, направленное на передачу интересов с помощью конфлик­та и консенсуса.

Внутренняя и внешняя политика государства строится, как правило, та­ким образом, чтобы выражать и защищать интересы наиболее активных социальных слоев и групп общества, а затем уже всех остальных. Первые - располагают властью, вторые - стремятся к ней. Между ними воз­никает особый вид отношений - политические отношения, связанные с во­просами государственной власти. Конечно, властвующие политические группировки выражают в большей мере экономические, социальные, поли­тические интересы социальных, национальных, классовых общностей, на ко­торые они опираются в осуществлении своей политики. Но было бы ошибкой утверждать, что государственные органы в демократических обществах иг­норируют интересы оппозиционных политических сил при разработке поли­тики и ее практической реализации. Для удержания власти политические правящие элиты осуществляют общенациональную функцию защиты инте­ресов, прав, свобод всех граждан, проживающих на территории данного го­сударства.

Государство политическими средствами призвано осуществлять общую функцию управления людьми, в отношениях между ними и социальными группами, оно нередко выступает силой, «умеряющей» межклассовые, поли­тические столкновения, не допускающей бесплодной растраты сил в соци­альной борьбе, разгула анархистской стихии.

Из всего вышеперечисленного вытекает, что политика - это деятель­ность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилиза­цию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Структура политики разнообразна. В ней можно выделить следующие основания:

-  по направленности - внутренней и внешней;

-  по сферам общественных отношений - экономической, социальной, культурной, военной, национальной, религиозной, семейной;

-  по субъектам политики социальных групп (по интересам, идеоло­гии, поведению) - политике властвующей элиты, политике го­сударства, политике министерства, региона, федерации.

Политика в тоталитарном и гражданском обществах имеет различное содержание и функции, которые она выполняет. При тоталитарном режиме - это насилие, жесткий контроль за поведением граждан, всевластие центра и политических вождей при отсутствии цивилизованных форм государствен­ной и партийной жизни. При демократическом режиме политика связана с достижением и поддержанием социального согласия, консенсуса и является делом всех его граждан.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Большинство политологов подчеркивает, что чем многочисленнее функции политики в конкретном об­ществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминаю­щая под себя другие сферы. Так, в традиционных или переходных обществах, незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики, которая выполняет при этом несвойственные ей функции, вмешиваясь в раз­личные сферы деятельности общества, а, по сути, подменяя его. Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Общества, раз­вивающиеся на основе принуждения, единомыслия, социальных мифов, имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. В этих обществах формируется внешняя мотивация деятельности (страх, насилие, массовый энтузиазм) и почти не развивается внутренняя мо­тивация личности (интересы и потребности).

Наиболее значимыми в политике выступают несколько функций:

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Полити­ка осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены полити­чески значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том слу­чае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.

2. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятель­ности. Помимо формулирования целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

3. Управленческая и регулятивная функция политики. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, ис­пользуя социальное принуждение и насилие.

4. Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивиду­альные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует кон­фликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

5. Функция политической социализации. Открывая широкие возможно­сти реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразова­тельной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6. Гуманитарная функция. Выражается в создании гарантий прав и сво­бод личности, обеспечения общественного порядка, гражданского мира и ор­ганизованности. Успешное выполнение политикой всех этих функций гаран­тирует преемственность и поступательность в развитии общества.

Все функции политики проявляются только в конкретных обществах в многообразных комбинациях и соотношениях, что в итоге определяет харак­тер политических режимов и политической власти. Целенаправленное воз­действие на развитие общества и всех его сфер оказывает политическая сис­тема общества. Ее управленческое воздействие заключается в определении целей развития, методов и средств осуществления политических решений. Органы государственного управления, являясь важнейшим рычагом воздей­ствия на общественные процессы, мобилизуют общество на выполнение при­нятых решений.

При разработке оперативной политики часто используются научные прогнозы. В США, например, создан Совет по внешним отношениям, кото­рый в течение многих десятилетий является научно-исследовательским цен­тром, оказывающим помощь официальным властям в формировании основ американской внешней политики и стратегии.

    Определенное влияние на политические процессы в обществе оказывают непартийные общественные организации и союзы - профессиональные, твор­ческие, кооперативные, - которые выступают в защиту государственной политики или против нее. В первом случае они способствуют консолидации, объединению членов общества вокруг проводимых государственных акций, во втором — диктуют необходимость дополнительного согласования разно­образных общественных интересов. Согласование социальных интересов осуществляется по-разному. Возможно путем механического голосования «за» и «против» выяснить точку зрения большинства и признать ее единст­венно правильной, но в таком случае меньшинство оказывается ущемленным, и существующие противоречия в обществе не только не разрешаются, а, на­против, углубляются. Примером тому может служить непрекращающаяся в Ольстере борьба католического меньшинства с протестантским большинством - борьба, в которой погибли тысячи людей.

    Ныне многие политические деятели и ученые-политологи предлагают иной подход к решению внутригосударственных и международных проблем основывающийся на поисках консенсуса - общего согласия, политических компромиссов, взаимного стремления к положительному результату. Основу консенсуса составляет признание чужих интересов как гарантии для осуществления собственных интересов. В этом состоит его гуманизм. Это позволяет по-новому мыслить, сохранять и внутриполитический, и международный мир.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: