Субъекты политики
Политику часто сравнивают со сценой, где разыгрывается полный конфликтов и интриг политический спектакль с множеством действующих лиц: партий, лидеров, группировок. Определить позиции, распределение ролей, характеры участников политического спектакля помогает обращение к проблеме субъектов политики.
Субъектами политики называются участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Это - «солисты» политической сцены, имеющие собственные имена. Самостоятельность этих фигур - государство, партии, нации, лидеры, классы, президенты - проявляется в наличии собственных интересов и потребностей, которые выделяют их среди прочих действующих лиц и ими создаются. На почве осознания интересов возникает самосознание субъектов и способность реалистически оценивать себя и свое положение в обществе, силу и влияние союзников и политиков.
В политической науке выделяется несколько видов субъектов политики:
- непосредственные участники политической жизни: государство и в органы, партии, общественные организации и движения, лидеры. Они постоянно вращаются на политической арене, с ними массовое сознание связывает политику;
|
|
- крупные социальные группы и общности (сословия, классы, межклассовые и внутриклассовые группы), чьи интересы выражают их представители - лидеры и организации;
- политические элиты, финансово-промышленные структуры, теневые или полулегальные объединения. Функционально именно на них падает вся тяжесть и сложность выработки решений, а часто и принятие этих решений. Это достаточно узкие группы лиц, способные концентрировать могущество власти.
Степень активности трех вышеназванных субъектов политики различна. Активность выражает меру интенсивности деятельности субъекта. Политическая активность может принимать разнообразную направленность, носит конструктивный характер, ориентированный на созидание политической системы, стабилизацию общественных отношений, а может быть и деструктивной, нацеленной на рассогласование элементов системы, и даже ее разрушение. Политическая активность проявляется в различных формах: переговорном процессе, деятельности политических лидеров, элит, партий, государе венного аппарата, массовых политических действий (митингах, демонстрациях, бунтах). Крайней формой такой активности выступает социальная революция. В ходе социальных революций происходит коренная ломка сложившихся общественных отношений, преобразование системы власти.
По иным основаниям участников политических действий можно разделить на три категории: социально-классовые, территориальные и корпоративные. К социально-классовым общностям традиционно относят буржуазию, рабочий класс, крестьянство, в привычной современной терминологии - высший, средний и низший класс.
|
|
В основе территориальных общностей лежит единство, возникшее как следствие географической, пространственной или исторической общности, ним относятся народности, горожане или селяне. Это может быть нация, характеризующаяся особой интенсивностью связей между ее членами на базе общей культуры, языка, исторического прошлого и многообразные этнические группы, в том числе и национальные меньшинства. Принадлежность к национальной общности с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между такими группами бывают чрезвычайно жесткими, свидетельством чего являются многочисленные межнациональные конфликты, нередко перерастающие в войны.
Корпоративные группы образуются на разной основе, чаще всего профессиональной, например, в ходе отстаивания своих интересов в форме забастовки или удержание своей самобытности у зарубежных диаспор. Такие общности активно участвуют в политике, влияют на многие политические процессы в обществе, играют значительную роль.
Важнейший механизм привлечения личности к политике, политическим процессам в своей стране - идентификация члена общности с субъектом политики. Поэтому исходным признаком субъекта политики является его положение как представителя общности, от имени которой он выступает. Отношения представительства предполагают, что «миллионы» («политика начинается там, где миллионы») существуют не как отдельные, рядом стоящие, единицы, а как некая общность, образуемая объективными связями и способом осознания себя в мире. Благодаря своим представителям социальная общность осознает себя как самостоятельно действующий субъект, от решений и действий которого зависит жизнь всего общества в целом.
Многообразны способы взаимосвязи субъекта политики со своими общностями. Например, харизматическое лидерство вождя предполагает непосредственную эмоционально окрашенную его связь с обществом. А в рамках представительной демократии эти отношения основываются на рациональном расчете выгод и потерь от деятельности политического субъекта. В любом случае, если субъект политики не выступает от имени тех или иных слоев, групп (пусть даже номинально), он не воспринимается как таковой. В то же время отношения представительства весьма противоречивы: недаром говорят, что политик или партийные лидеры, действуя от имени других, всегда преследуют и собственные цели. Подчас трудно определить, от чьего имени реально действует политик, т. е. какова его «собственная» общность.
Взаимодействие субъектов политики и политических отношений развертывается в пространстве и во времени как совокупность политических процессов. В структуре политического процесса выделяются субъект (реальная власть или ее носитель, которому власть делегирована) и объект, который Должен быть создан или достигнут как цель процесса. Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект - цель. В этом контексте под ресурсами политического процесса подразумеваются его материальные и идеальные основы: наука, знание, технические и финансовые средства, настроение масс, участников процесса, их идеология, состояние общественного окружения и другие факторы.
Как уже отмечалось, субъекты политики вступают в политические отношения, т.е. отношения распределения, использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Соотнося их с реальными условиями собственного бытия, субъекты политики осознают содержание своих политических интересов. Так формируется система оценок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание политического сознания. Оценка реальной действительности участия в политической жизни может осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, образующих политическую психологию. Hо политическое участие может быть рационально осмысленным и строиться в основе следования системе представлений - политической идеологии.
|
|
Реализация осознанных интересов предполагает взаимодействие с другими группами, имеющими иные потребности, и институтами власти. Характер взаимодействия участников политической жизни (конфронтация между ними или согласие и терпимость, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества (его процветания, стабильности или кризиса). Возникающие и постоянно изменяющиеся социальные потребности групп и индивидов требуют своевременного представительства и удовлетворения. Для этого существует система институтов - законодательной, исполнительной и судебной власти. Она должна адекватно реагировать на политически значимые потребности, реализовывать их в форме управленческих решений, т.е. управлять и регулировать социальные процессы. Однако эффективность управленческих решений значительной мере зависит от наличия зрелой системы представительства интересов, включающей партийную систему, общественно-политические организации и движения, группы давления, которые способны четко сформулировать действительные потребности групп и довести их до властных структур в виде требований, программ. Государство и его органы, партийная система, группы давления, общественные движения составляют политическую организацию общества, призванную выражать общезначимые групповые и частные интересы.
Завершая характеристику политики как общественного явления, следует подчеркнуть ее содержательную сторону и выделить существенные признаки:
|
|
- во-первых, политика является сферой властных отношений, т.е. отношений по поводу власти, ее организации, распределения между различными группами интересов, определения направления деятельности государей и его институтов;
- во-вторых, политика - это способ организации общественной жизни базирующийся на интеграции разнородных интересов, их согласования на основе общего интереса, объединяющего всех членов общества. Реализацию и доминирование общего интереса в противовес частным потребностям индивидов, групп реализует государство;
- в-третьих, политика представляет собой деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти.
В цивилизованном обществе интерес к политике характерен для большинства граждан. Внимание у людей к политике разное, также как степень и формы участия в ней. Но полное равнодушие к политическим проблемам встречается редко, вероятно, потому, что от политики во многом зависит развитие общества, а, значит, жизнь каждого человека и его судьба. К тому же политика дает мощный импульс развитию личности, так как удовлетворяет естественную потребность человека в общении, причем в общении особом - с большими социальными группами людей и на более высоком уровне.
Темы рефератов и докладов
1. Политические интересы социальных субъектов.
2. Взаимодействие человека и власти – ключевая проблема политической практики.
3. Участие граждан в политической жизни.
4. Внешняя политика государства.
5. Субъекты политики: социальный, функциональный, институциональный уровни.
6. Изменения в политике: политические процессы, политические конфликты, выборы, политическое развитие и модернизация (при подготовке реферата или доклада рекомендуется брать одно из направлений).
7. Роль политики в общественной жизни.
8. Политический прогресс.
9. Политика как рисковая деятельность.
10. Мораль и политика.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение социальным, политическим интересам.
2. В каких ипостасях в политике проявляет себя личность?
3. Раскройте структуру политики.
4. Назовите функции политики.
5. Перечислите методы политики.
6. В чем проявляется гуманизм в политике?
7. В чем проявляется насилие в политике?
8. Охарактеризуйте границы политики.
9. Назовите субъектов политики.
10. Перечислите существенные признаки политики.