Использование ресурса

Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).

В «Государственных требованиях к уровню учебных достижений обучающихся» сформулированы результаты обучения в определенном классе, собственно – цель и задачи каждой предложенной для изучения конкретной программной темы. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты обучения обучающихся. Система планируемых результатов описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, для выполнения которых необходимо овладение системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература») с учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

В примерной программе для каждого класса представлен список произведений для обязательного заучивания наизусть, а также перечень разнообразных монологических и диалогических письменных и устных видов высказываний по литературе, которые в соответствии с государственными требованиями к уровню учебных достижений обучающихся должны быть освоены школьниками. Примерная программа каждого класса заканчивается также основными требованиями к знаниям и умениям обучающихся.

       В конце примерной программы учителю предлагается список рекомендованной литературы и интернет-ресурсов, которые могут быть использованы для подготовки к урокам.

Принцип вариативности, заложенный в программе, дает учителю право:

а) из обязательного перечня текстов, предложенных в одном тематическом блоке, по своему усмотрению выбирать конкретное произведение для его изучения в классе;

б) варьировать методы изучения этого произведения;

в) в значительных по объему текстах самостоятельно отбирать главы для обязательного прочтения;

г) избирательно подходить к выбору произведений в разделе «Для внеклассного и семейного чтения»;

д) определять место произведений мировой литературы, предусмотренных для обязательного изучения.

       В каждом классе примерной программы распределено учебное время на текстуальное изучение, на уроки развития речи, выделены часы на внеклассное чтение, изучение литературы родного края, обобщение и повторение усвоенного материала. Вместе с тем, учитель в зависимости от реальных потребностей конкретной ученической аудитории имеет право изменять количество часов, предназначенных для изучения обзорных и монографических тем. Заложенная в примерной программе вариативность планирования курса позволит учителю выбрать наиболее эффективные методические пути изучения литературы.

 

Цели обучения

Цель учебного предмета «Литература» – формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета «Литература» в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи учебного предмета «Литература»:

– получение опыта медленного чтения[1] произведений русской и мировой литературы, литературы родного края;

– овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

– овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

– формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

– формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

– овладение умением определять стратегию своего чтения;

– овладение умением делать читательский выбор;

– формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

– овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

– знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

– знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

Перенесение фокуса внимания в литературном образовании с произведения литературы как объекта изучения на субъектность читателя[2] является приоритетной задачей примерной программы, поэтому в основе её содержания описание условий, при которых может быть организована и обеспечена самостоятельная продуктивная читательская деятельность обучающихся. Под читательской деятельностью здесь понимается определение читательской задачи, поиск и подбор текстов для чтения, их восприятие и анализ, оценка и интерпретация.

Формирование читательской самостоятельности – работа в сменяющихся форматах в зоне ближайшего развития читателя (совместное медленное чтение или деятельность по поиску информации, сопровождение или создание читательских мотиваций, условия для продуктивной самостоятельной деятельности) – это ключевая задача учителя, которая во многом определяется изменением его роли в учебной деятельности в соответствии с требованиями ГОС СОО.

В примерной программе предложен проблемно-тематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.). Таким образом, перед составителем рабочей программы стоят задачи – определить способ (принцип) распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного материала, сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для проведения итоговых работ).

 

4. Место предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования предмет «Литература» (базовый уровень) изучается в 10 и 11 классах.

Базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение литературы (базовый уровень) на этапе среднего общего образования в объёме 210 часов. В том числе: в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю).

 

 


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

10-11 классы


Базовый уровень

Список А Список В Список С

 

Ф.И. Тютчев Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах…»,  «Умом Россию не понять…», «Silentium!» и др.

Поэзия середины и второй половины XIX века

Ф.И. Тютчев «День и ночь», «Есть в осени первоначальной…», «Еще в полях белеет снег…», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные селенья…» и др.

А.А. Фет Стихотворения: «На стоге сена ночью южной…», «Одним толчком согнать ладью живую…».

А.К. Толстой Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край...», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…» и др.

 

Н.А. Некрасов

«Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака заблужденья…», «Накануне светлого праздника»,

«Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова», «Я не люблю иронии твоей…»

А.А. Фет Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не скажу…» и др.
Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), Поэма «Русские женщины»
А.Н. Островский Пьеса «Гроза» А.Н. Островский Пьеса «Бесприданница»    

Реализм XIX – XX века

А.Н. Островский «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова»

Н.А. Добролюбов Статья «Луч света в темном царстве»

Д.И. Писарев Статья «Мотивы русской драмы»

И.А. Гончаров Повесть «Фрегат «Паллада», роман «Обрыв»

И.С. Тургенев Романы «Рудин», «Накануне», повести «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот»

Ф.М. Достоевский Повести «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья»

А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»

В.М. Гаршин Рассказы «Красный цветок», «Attalea princeps»

Д.В. Григорович

Рассказ «Гуттаперчевый мальчик» (оригинальный текст), «Прохожий» (святочный рассказ)

Г.И. Успенский Эссе «Выпрямила»

Рассказ «Пятница»

Н.Г. Чернышевский Роман «Что делать?». Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася»

Л.Н. Толстой Повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Живой труп»

А.П. Чехов Рассказы «Душечка», «Любовь», «Скучная история»,

пьеса «Дядя Ваня».

В.А. Гиляровский Книга «Москва и москвичи» //

Другие региональные произведения о родном городе, крае

И.А. Бунин Рассказы: «Лапти», «Танька», «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец», «Митина любовь»

Статья «Миссия русской эмиграции»

А.И. Куприн Рассказы и повести: «Молох», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Суламифь».

М. Горький Рассказ «Карамора», романы «Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»

Б.Н. Зайцев Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя жизнь и Диана», «Волки».

И.С. Шмелев Повесть «Человек из ресторана», книга «Лето Господне».

М.М. Зощенко*

А.И. Солженицын*

В.М. Шукшин*

В.Г. Распутин*

В.П. Астафьев*

И.А. Гончаров Роман «Обломов» И.А. Гончаров Роман «Обыкновенная история»
И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев Роман «Дворянское гнездо»
Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский  Романы «Подросток», «Идиот»  
  М.Е. Салтыков-Щедрин Романы «История одного города», «Господа Головлевы» Цикл «Сказки для детей изрядного возраста»
  Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр. по выбору) Повести и рассказы «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»
Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстой  Роман «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат»
А.П. Чехов Пьеса «Вишневый сад» А.П. Чехов Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» Пьесы «Чайка», «Три сестры»
  И.А. Бунин Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»
М. Горький Пьеса «На дне» М. Горький Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»
А.А. Блок Поэма «Двенадцать» А.А. Блок Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Когда Вы стоите на моем пути…», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Рожденные в года глухие…», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому Дому», «Скифы»  Модернизм конца XIX – ХХ века А.А. Блок Стихотворения: «Ветер принес издалека…», «Встану я в утро туманное…», «Грешить бесстыдно, непробудно…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Пляски осенние, Осенняя воля, Поэты, «Петроградское небо мутилось дождем…», «Я – Гамлет. Холодеет кровь», «Я отрок, зажигаю свечи…», «Я пригвожден к трактирной стойке…» Поэма «Соловьиный сад» Л.Н. Андреев Повести и рассказы: «Большой шлем», «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». Пьеса «Жизнь человека» В.Я. Брюсов Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я» К.Д. Бальмонт Стихотворения: «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том...» «Камыши», «Слова-хамелеоны», «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я – изысканность русской медлительной речи...» А.А. Ахматова* О.Э. Мандельштам* Н.С. Гумилев Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы» В.В. Маяковский* В.В. Хлебников Стихотворения «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звездам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…». М.И. Цветаева* С.А. Есенин* В.В. Набоков* И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич

А.А. Ахматова

Поэма «Реквием»

 

А.А. Ахматова Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…»

Литература советского времени

А.А. Ахматова «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Творчество», «Широк и желт вечерний свет…», «Я научилась просто, мудро жить…».

«Поэма без героя»

 

С.А. Есенин «Клен ты мой опавший…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я обманывать себя не стану…». Роман в стихах «Анна Снегина». Поэмы: «Сорокоуст», «Черный человек»

 

В.В. Маяковский Стихотворения: «Адище города», «Вам!», «Домой!», «Ода революции», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Уже второй должно быть ты легла…», «Юбилейное»

Поэма: «Про это»

 

М.И. Цветаева Стихотворения: «Все повторяю первый стих…», «Идешь, на меня похожий», «Кто создан из камня…», «Откуда такая нежность», «Попытка ревности», «Пригвождена к позорному столбу», «Расстояние: версты, мили…»

Очерк «Мой Пушкин»

 

О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Айя-София», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Лишив меня морей, разбега и разлета…», «Нет, никогда ничей я не был современник…», «Сумерки свободы», «Я к губам подношу эту зелень…» 

 

Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Август», «Давай ронять слова…», «Единственные дни», «Красавица моя, вся стать…», «Июль», «Любимая – жуть! Когда любит поэт…», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Снег идет», «Столетье с лишним – не вчера…»

Роман «Доктор Живаго»

М.А. Булгаков Книга рассказов «Записки юного врача». Пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» («Мольер»), «Зойкина квартира»

А.П. Платонов Рассказы и повести: «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Мусорный ветер»

М.А. Шолохов Роман «Поднятая целина».

Книга рассказов «Донские рассказы»

В.В. Набоков Романы «Машенька», «Защита Лужина»

М.М. Зощенко Рассказы: «Баня», «Жертва революции», «Нервные люди», «Качество продукции», «Аристократка», «Прелести культуры», «Тормоз Вестингауза», «Диктофон», «Обезьяний язык»

И.Э. Бабель Книга рассказов «Конармия»

А.А. Фадеев Романы «Разгром», «Молодая гвардия»

И. Ильф, Е. Петров Романы «12 стульев», «Золотой теленок»

Н.Р. Эрдман Пьеса «Самоубийца»

А.Н. Островский Роман «Как закалялась сталь»

А.И. Солженицын Повесть «Раковый корпус», статья «Жить не по лжи»

В.Т. Шаламов Рассказы: «Сгущенное молоко», «Татарский мулла и чистый воздух», «Васька Денисов, похититель свиней», «Выходной день»

В.М. Шукшин Рассказы «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива»

Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»

А.Т. Твардовский

Стихотворения: «В тот день, когда окончилась война…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

И.А. Бродский Стихотворения: «1 января 1965 года», «В деревне Бог живет не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождественская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…»

Нобелевская лекция

Н.М. Рубцов Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»

 

Проза второй половины ХХ века

Ф.А. Абрамов Роман «Братья и сестры»

Ч.Т. Айтматов Повести «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары»

В.П. Аксёнов Повести «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара»

В.П. Астафьев Роман «Царь-рыба». Повести: «Веселый солдат», «Пастух и пастушка»

В.И. Белов Повесть «Привычное дело», книга «Лад»

А.Г. Битов Книга очерков «Уроки Армении»

В.В. Быков Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников»

Б.Л. Васильев Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»

Г.Н. Владимов Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и его армия»

В.Н. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042»

В.С. Гроссман Роман «Жизнь и судьба»

С.Д. Довлатов Книги «Зона», «Чемодан», «Заповедник»

Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей»

Ф.А. Искандер «Детство Чика», «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы»

Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько плакал»

В.Л. Кондратьев Повесть «Сашка»

Е.И. Носов Повесть «Усвятские шлемоносцы»

Б.Ш. Окуждава Повесть «Будь здоров, школяр!»

В.Н. Некрасов Повесть «В окопах Сталинграда»

В.Г. Распутин  Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой».

А.Д. Синявский Рассказ «Пхенц»

А. и Б. Стругацкие Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на склоне»

Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен»

В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»

Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось»

 

Драматургия второй половины ХХ века:

А.Н. Арбузов Пьеса «Жестокие игры»

А.В. Вампилов Пьесы «Старший сын», «Утиная охота»

А.М. Володин Пьеса «Назначение»

В.С. Розов Пьеса «Гнездо глухаря»

М.М. Рощин Пьеса «Валентин и Валентина»

 

Поэзия второй половины XX века

Б.А. Ахмадулина

А.А. Вознесенский

В.С. Высоцкий

Е.А. Евтушенко

Ю.П. Кузнецов

А.С. Кушнер

Ю.Д. Левитанский

Л.Н. Мартынов

Вс. Н. Некрасов

Б.Ш. Окуджава

Д.С. Самойлов

Г.В. Сапгир

Б.А. Слуцкий

В.Н. Соколов

В.А. Солоухин

А.А. Тарковский

О.Г. Чухонцев

С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…»
В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям» Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос»
М.И. Цветаева Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…»
О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Notre Dame»
Б.Л. Пастернак  Стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..»
Е.И. Замятин Роман «Мы»  
М.А. Булгаков Повесть «Собачье сердце» Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов. Рассказы и повести: «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение»
М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон»
В.В. Набоков Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»    

А.И. Солженицын

Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

А.И. Солженицын Рассказ «Матренин двор» Книга «Архипелаг ГУЛаг»
В.Т. Шаламов  Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева»  
И.А. Бродский Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»  
В.М. Шукшин Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»
    Современный литературный процесс Б. Акунин «Азазель» С. Алексиевич Книги «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики» Д.Л. Быков Стихотворения, рассказы, Лекции о русской литературе Э. Веркин Повесть «Облачный полк» Б.П. Екимов Повесть «Пиночет» А.В. Иванов Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта» В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный» В.О. Пелевин Рассказ «Затворник и Шестипалый», книга «Жизнь насекомых» М. Петросян Роман «Дом, в котором…» Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена» В.А. Пьецух «Шкаф» Д.И. Рубина Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками» О.А. Славникова Рассказ «Сестры Черепановы». Роман «2017» Т.Н. Толстая Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели». Роман «Кысь» Л.Е. Улицкая Рассказы, повесть «Сонечка» Е.С. Чижова Роман «Крошки Цахес»
    Мировая литература Г. Аполлинер Стихотворения О. Бальзак Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа» Г. Белль Роман «Глазами клоуна» Ш. Бодлер Стихотворения Р. Брэдбери Роман «451 градус по Фаренгейту» П. Верлен Стихотворения Э. Верхарн Стихотворения У. Голдинг Роман «Повелитель мух» Ч. Диккенс «Лавка древностей», «Рождественская история» Г. Ибсен Пьеса «Нора» А. Камю Повесть «Посторонний» Ф. Кафка Рассказ «Превращение» Х. Ли Роман «Убить пересмешника» Г.Г. Маркес Роман «Сто лет одиночества» М. Метерлинк Пьеса «Слепые» Г. де Мопассан «Милый друг» У.С. Моэм Роман «Театр» Д. Оруэлл Роман «1984» Э.М. Ремарк Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища» А. Рембо Стихотворения P.M. Рильке Стихотворения Д. Селлинджер Роман «Над пропастью во ржи» У. Старк Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи» Ф. Стендаль Роман «Пармская обитель» Г. Уэллс Роман «Машина времени» Г. Флобер Роман «Мадам Бовари» О. Хаксли Роман «О дивный новый мир»,  Э. Хемингуэй Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие» А. Франк Книга «Дневник Анны Франк» Б. Шоу Пьеса «Пигмалион» У. Эко Роман «Имя Розы» Т.С. Элиот Стихотворения
    Литература родного края   Литература народов России Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов (предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться)

 


III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

10 класс

Базовый уровень

 (3 часа в неделю; за год – 105 часов)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: