Кодификатор умений читательской грамотности

1. Находить и извлекать информацию.

1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.

1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

1.3. Определять наличие/отсутствие информации.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию.

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.).

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев.

2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста

3.4. Оценивать полноту, достоверность информации.

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

· 3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому


 

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Сайты электронных библиотек:

http://booksshare.net/  
http://www.big-library.info/  
http://www.many-books.org/  
http://www.shpl.ru     Государственная Публичная Историческая Библиотека России
http://www.rsl.ru        Российская Государственная Библиотека
http://www.klassika.ru Библиотека русской литературы «Классика.ру»
http://www.ayguo.com          Классика русской литературы в аудиозаписи    
http://www.countries.ru/library.htm Библиотека по культурологии
http://www.rvb.ru/index.html            «Детская электронная библиотека»
http://www.deti-book.info «Детская электронная библиотека»
http://www.stihi-rus.ru/page3.htm «Антология русской поэзии»
http://www.e-kniga.ru «Электронная библиотека художественной литературы»
http://www.klassika.ru           «Библиотека классической литературы»
http://stroki.net     Электронная библиотека «Стихи классических и современных авторов»
http://school-collection.edu.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://znanium.com/bookread.php История русского и зарубежного литературоведения
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0  Классический словарь литературоведческих терминов
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3391.htm Литературная энциклопедия
http://lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова
http://ilibrary.ru/index.html Библиотека Алексея Комарова
http://lib.aldebaran.ru/ Библиотека Альдебаран
http://www.rvb.ru/index.html Русская виртуальная библиотека
http://www.feb-web.ru/ Библиотека «Русская литература и фольклор»
http://bibliogid.ru/ Библиотека «Книги и дети»
http://vsemifu.com/ Великая энциклопедия мифов и легенд
http://legendarnogo.net/ Мифы, легенды, сказания
http://www.mythology.ru/ Энциклопедия мифологии
http://www.mythology.ru/ Мифология древних народов мира
http://hobbitaniya.ru/index.php Хранители сказок. Собрание сказок и народных сказов.
http://www.fairy-tales.su/ Сказки.
http://fantlab.ru/ «Лаборатория Фантастики» – сайт о фантастике и фэнтези.
http://www.phantastike.ru/ «Фантаст» – электронная библиотека фантастики.
http://www.a4format.ru/ Русская литература XVIII–XX веков: виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям
Виртуальные аудиокниги:  
http://gold.stihophone.ru Виртуальный поэтический театр «Золотой Стихофон»
http://www.audiopedia.su/ Школьная фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач и др.
http://edu-lider.ru/category/shkolnaya-kollekciya/kollekciya-audio/ Сайты, посвященные А.Н. Островскому: Сайты, посвященные И.А. Гончарову: Сайты, посвященные Ф.М. Достоевскому: Сайты, посвященные Н.С. Лескову:  

Школьная коллекция аудиозаписей

http://www.ostrovskiy.org.ru

http://kraeved1147.ru/muzey-ostrovskogo

http://museumschelykovo.ru

http://www.goncharov.spb.ru

http://www.fdostoevsky.ru

http://www.fedordostoevsky.ru

http://www.dostoevskiy.net.ru

http://www.leskov.org.ru

http://www.leskow.net.ru

http://turgenev.org.ru/

http://www.turgenev.org.ru/biblio.htm

http://www.turgenev.net.ru/

http://turgenev-online.ru/

Сайты, посвященные И.С. Тургеневу:  
Сайты, посвященные Л.Н. Толстому:   http://www.levtolstoy.org.ru/ http://www.levtolstoy.ru/ http://www.tolstoymuseum.ru/ (Государственный музей Л.Н. Толстого)
Сайты, посвященные А.П. Чехову:   http://www.my-chekhov.ru/ http://chehov.niv.ru/ http://chehov.org/ http://www.antonchehov.org.ru/ http://www.yalta.chekhov.com.ua/start_r.php4 (Дом-музей А.П. Чехова в Ялте) http://sites.google.com/site/citaemchehova/home
Сайт, посвященный А. Платонову: http://platonov.kkos.ru/
Официальный сайт Аркадия и Бориса Стругацких: http://rusf.ru/abs/
Сайты, посвященные В. Шекспиру:   http://world-shake.ru/ http://rus-shake.ru/ http://shakespeare.ouc.ru/ http://willmshakespeare.com/
Сайты, посвященные «Серебряному веку русской поэзии»: http://www.silverage.ru/   Серебряного века силуэт... http://risunok.kulichki.net/ Рисунок акварелью – поэзия Серебряного века http://www.ipmce.su/~tsvet Н. Гумилев: электронное собрание сочинений http://www.gumilev.ru/     О. Мандельштам
Сайт, посвященный В. Маяковскому: http://mayakovsky.narod.ru/ В. Маяковский – произведения поэта
Сайт, посвященный С. Есенину: http://esenin.ru/ё                                           
Сайт, посвященный М. Цветаевой: http://www.crea.ru/cvetaeva 
Сайт, посвященный А. Ахматовой http://www.akhmatova.ru/
Сайт, посвященный В. Высоцкому: http://otblesk.com/vysotsky  
Сайт, посвященный И. Бродскому http://www.bz.spb.su/brodsky          
Сайт, посвященный Б. Окуджаве: http://fro196.narod.ru/library/okujava/okujava.htm Б. Окуджава. Стихи и песни          http://www.ruthenia.ru/60s        Русская поэзия шестидесятых годов
Сайт, посвященный современной русской поэзии http://poet.da.ru     Современная русская поэзия http://rifma.com.ru/ Лаборатория рифмы – все о рифме и стихосложении
Сайт, посвященный М. Горькому: http://maximgorkiy.narod.ru М. Горький. Подборка статей о писателе
Сайт, посвященный творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна: http://bunin.niv.ru
Сайт, посвященный М.А. Булгакову: http://www.bulgakov.ru/   http://m-bulgakov.narod.ru/
Сайт, посвященный М.А. Шолохову: http://sholohov.lit-info.ru/
Сайт, посвященный А.И. Солженицыну: http://www.solzhenitsyn.ru
Сайт, посвященный В. Пелевину: http://pelevin.nov.ru/ 
Сайт, посвященный Т. Толстой: http://tntolstaya.narod.ru      

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2007.

2. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005.

3. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.

4. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, – М.: Просвещение, 2008.

5. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

6. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

7. Беляева Н.В., А.Е. Иллюминарская, В.Н. Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И. Коровина. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

8. Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 672 с.

9. Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.

10. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.

11. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. М. Просвещение 2012.

12. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб., 2008.

13. Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006.

14. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безсонов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 592 с.

15. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.

16. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.

17. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.

18. Методика преподавания литературы: Учебн. для студ. пед. вузов/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов/ Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2002. – 400 с.

19. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с. 

20. Онегинская энциклопедия. В двух томах. Том 1., Том 2. / Под общей ред. Н. Михайловой, В. Кошелева, М. Строганова – М.: Русский путь, 2004. – 576 с., 806 с.

21. Пенакк Д. Как роман. – М.: Самокат. – 2005. – 160 с.

22. Пенакк Д. Школьные страдания. – М.: Амфора. – 2009. – 256 с.

23. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. – М., 2006.

24. Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.

25. Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997.

26. Томашевский Б.В. Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору. / Б.В. Томашевский. – Ростов-на-Дону: Феникс; СПб: ООО Издательство «Северо-Запад», 2006. – 192 с.

27. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.

28. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы. – М.: Эксмо, 2007.

29. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1., Ч.2 / Глав. ред. М. Аксенова; метод. ред. Д. Володихин; отв. ред. Л. Поликовская. – Аванта+, 2004. - 672 с.; 688 с.

30. Энциклопедия для детей. Т.15. Всемирная литература. Ч.1., Ч.2 / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Шапиро, А. Элиович и др. – Аванта+, 2005. – 672 с.; 688 с.

31. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Периодические издания для учителя

- «Русская словесность»

- «Русский язык, литература, культура в школе и вузе»

- «Литература»

- «Литература в школе»

 

Методическое сопровождение образовательной деятельности по предмету «Литература, помимо указанных выше, обеспечивают информационные ресурсы – официальные сайты следующих организаций и проектов:

 

 

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) – это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI–XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. ФЭБ представляет собой, во-первых, репозиторий текстов (источников, 25 исследовательской и справочной литературы), а во-вторых, эффективный инструмент для их анализа. Электронная форма представления информации и современное программное обеспечение предоставляют исследователям и читателям качественно новые, по сравнению с традиционными, средства работы с огромными информационными массивами. Адрес библиотеки http://feb-web.ru.

«Московская электронная школа» – это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков. Решения МЭШ доступны для всех и уже получили высокие оценки учителей, родителей и детей ряда московских школ. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов — всё это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств. В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений. Адрес библиотеки МЭШ: https://uchebnik.mos.ru/catalogue.

Яндекс.Репетитор – сервис для подготовки к ГИА. Сервис дает возможность как прорешивать комплексные тесты, по структуре соответствующие КИМ ЕГЭ или ОГЭ (без развернутых ответов), так и выбирать группу однотипных задач из каталога заданий для тренировки определенных навыков. Задания составлены преподавателями и экспертами, в том числе работающими над подготовкой настоящих вариантов ЕГЭ и ОГЭ, и дополнительно проверены независимыми экспертами. Адрес сервиса по русскому языку (ЕГЭ): https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=3; по литературе (ЕГЭ): https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=5.

Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Цели Ассоциации: объединение усилий граждан и юридических лиц в деле формирования у широкого круга лиц бережного и ответственного отношения к русскому языку; консолидация сил преподавателей в целях формирования интереса у школьников к богатому наследию русской классической и современной литературы; создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных технологий преподавания. Основные задачи: повышение воспитательной и развивающей роли русского языка в деле 24 формирования у школьников гражданского самосознания; содействие созданию условий для профессионального общения педагогов и обмена опытом; оказание помощи в установлении постоянных связей между преподавателями и другими специалистами в области русского языка и литературы; содействие повышению престижа педагогической профессии; проведение общественной экспертизы учебно-методической литературы; содействие социально-правовой защищенности учителей; содействие распространению и изучению русского языка в странах СНГ и в мире. Адрес сайта АССУЛ: http://uchitel-slovesnik.ru.

С целью развития читателя-школьника, совершенствования предметных компетенций обучающихся по литературе для проектирования рабочих программ курсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, можно рекомендовать следующие методические пособия:

Кутейникова Н.Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Н.Е. Кутейникова, С.П. Оробий. – М.: Просвещение, 2016. – 220 с. (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» – учителю). Пособие содержит обзор современной отечественной и зарубежной детско-подростковой литературы, а также методические рекомендации, посвящённые формам и приёмам работы с ней на уроке и во внеурочной деятельности школьников. Издание адресовано учителю. Зарегистрироваться на сайте издательства и скачать пособие можно по ссылке: http://catalog.prosv.ru/item/4775.

Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10–11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 143 с. – (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» – учителю). Методическое пособие поможет учителям в подготовке старшеклассников к написанию сочинений. В пособии характеризуются разновидности сочинений; показывается методика школьного анализа того или иного произведения; даются конкретные советы по формулированию тем, отбору литературных аргументов, по организации анализа сочинений с опорой на современные критерии оценивания экзаменационных сочинений, рекомендованные Рособрнадзором; чётко сформулированы сами критерии. Зарегистрироваться на сайте издательства и приобрести пособие можно по ссылке: http://catalog.prosv.ru/item/4720.

Авторы-составители Шайтанов И. О., Свердлов М. И. / Под.ред. Шайтанова И. О. Зарубежная литература. 10-11 классы. Элективный курс. Учебник-хрестоматия. Данный учебник продолжает линию учебников по зарубежной литературе, начатую в 5 классе, и сочетает в себе элементы хрестоматии и учебника-практикума. В учебник включены не только сведения о писателях и разнообразных жанрах литературы, но также образцы анализа 20 художественных произведений, комментарии, интересные вопросы и задания, которые помогут школьникам глубже усвоить материал, а учителю провести урок ярче и разнообразнее. Скачать пособие можно по ссылке: https://catalog.prosv.ru/item/4381.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: