Лекция 1. Религия как социальное явление (2ч.)
О предмете религиоведения
§2. Основные концепции происхождения религии §3. Классификация религий
Причины возникновения, структура и социальные функции религии
О предмете религиоведения
Религиоведение –комплексная область человеческих знаний о религии.Курс религиоведения конкретизирует гуманитарные знания применительно к анализу религии. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества. Существуют два основных подхода к изучению религии: богословский и научно-философский.
Богословский подход–рассмотрение религии«изнутри» –как встречи ипостоянного переживания человеком присутствия Бога в жизни людей и окружающем мире. Это ощущение, считают приверженцы богословского подхода, дается человеку через непосредственное «видение» Бога, исполненное той же внутренней достоверности, что и ощущение человеком собственного «Я».
|
|
Богословский подход обязательно конфессионален, то есть существует богословие буддистское, мусульманское, православное. Например, в православных духовных школах преподаются такие дисциплины, как апологетика, или основное богословие (изучает, что такое православие, из каких истоков оно возникло, каково его ценностное соотношение с другими религиями, как решает оно основные проблемы духовной жизни), сектоведение (наука, изучающая различные новые секты и организации), сравнительное богословие (наука, изучающая различные религии в сравнении их догматики с православной).
Научно-философский подход–изучение религии«извне»,как составнойчасти человеческой культуры в ее связи и взаимодействии с другими компонентами культуры.
Предмет религиоведения с точки зрения науки, изучает пути образования религии, ее функции в обществе, особенности религиозных представлений о мире и человеке, специфические черты религиозной этики и морали, исторические формы религии и т. п. Считается, что научное знание о религии само по себе является не религиозным и не антирелигиозным, а объективным.
Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалась начиная с XIX века, хотя религиоведческие знания – философские, теологические, исторические, психологические и др. – накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура
|
|
религиоведческого знания. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. В религиоведении выделяют ряд разделов, основными из которых являются: философия,
социология, психология, феноменология, история религии.
По своей внутренней структуре религиоведение является полидисциплинарным образованием, которое объединяет следующие основные разделы:
• историю религии –базовый раздел религиоведения,которыйзанимается изучением возникновения религиозных представлений, основных
этапов, закономерностей эволюции религии и основных религиозных явлений в истории человечества;
• философию религии, которая изучает основные религиозно-
философские идеи (первопричина существования мира, бессмертие человеческой души, соотношение души и тела) в их историческом развитии, дает толкование религии с помощью философских понятий и символов;
• психологию религии,которая исследует психологическое основание и
источникирелигиозногофеномена,общественное,групповое,
индивидуальное религиозное сознание (религиозный опыт, чувство, расположение духа, традиции, потребности и т. п.) во всем многообразии его проявлений; значение психологического фактора в функционировании религии;
• социологию религии,в которой рассматриваются общественныезакономерности возникновения, развития и существования религии в течение всей истории человечества, ее составные компоненты и структура, место,
роль и функции религии в обществе, влияние на другие элементы общественной системы, особенности обратного действия конкретного общества на религию. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием;
• феноменологию религии, которая соотносит представления, идеи,
мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов, и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. Она изучает религию как самодостаточную целостность и религиозное сознание, чаще всего в отрыве от его конкретных носителей, а также некоторых других проявлений религии;
• географию религии,которая собирает и обобщает информацию отерриториальной организации мировых и региональных религий как в историческом плане, так и в современном виде.
Науке известно около пяти тысяч религий. Общего индоевропейскогослова для именования явления, которое обозначается латинским religio, не существует. Что же касается латинского термина, то на основе многочисленных сравнительно-языковедческих исследований предлагается несколько вариантов этимологии – определения первоначального значения слова. Наиболее признаваемыми являются варианты римского мыслителя Цицерона (106-43до н.э.)и христианского апологета Лактанция (ок. 250-после 325). Цицерон производил указанный термин от латинского relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться – и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение
к этому почитанию. Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать, – и применительно к религии означает связывание, узы, т.е. то, что соединяет нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре.
|
|
В словарях, изданных на русском языке, можно обнаружить несколько вариантов перевода латинского слова religio: 1) благочестие, набожность,
святыня1, 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи2. В то же время в «Латинско-русском словаре» О. Петрученко приводятся и иные значения слова: совестливое отношение к чему-либо – 1) совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 2) совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание, культ3.
1 Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 391.
2 Современный философский словарь. Лондон - Франкфут-на-Майне - Париж - Люксембург - Москва
- Минск, 1998. С. 738.
3 Петрученко О. Латинско-русский словарь. Репринт IX издания 1914 г. М., 1994. С. 546.
По мнению французского лингвиста Э. Бенвениста (1902-1976), religio как по семантике, так и по морфологии связано с relegere – вновь собирать, приступать к новому выбору, возвратиться к прежнему синтезу, чтобы его переделать; religio – благочестие, благоговейность – первоначально являлось субъективной расположенностью, рефлексивным действием, связанным с религиозным страхом. Интерпретация христианами понятия religio при помощи religare (связывать воедино), полагает Э. Бенвенист, «исторически неверная»: religio становится «обязательством», объективной связью между верующим и его Богом4.
В других культурах первоначальные значения терминов, которыми обозначаются явления, соответствующие феномену, именуемому латинским
religio, иные.В древнегреческом языке словуreligioсоответствует трескея. Первоначально в ионийском греческом оно обозначало обряд, соблюдение культовых предписаний, обрядов; в аттическом греческом слово было как бы забыто, но затем вернулось и стало названием религии как единства, совокупности верований и культовой практики.
|
|
Соответствующий термин в санскрите – дхарма (от арийского dhar – утверждать, поддерживать, защищать) – означает учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания и др. Чаще всего это слово употребляется применительно к народному образу жизни и имеет в виду сумму правил, определяющих его. По отношению к явлениям, распространенным в элитных кругах, используется санскритское мокша (санскр. moksa – освобождение ), что означает реализирующееся в определенной практике стремление оставить повседневную жизнь, подняться над круговоротом наличного бытия, освободиться от цепи рождений и смертей.
В исламе используется термин дин (араб. نيد – религия), который на языке предисламской Аравии первоначально означал власть, подчинение,
4 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 394.
обычаи, а впоследствии стал употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху и его безграничной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. Соответственно дин стал обозначать: иман (араб. – вера), ислам (араб. – придание себя Богу, покорность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (араб. –истовость,совестливость,чистосердечие,совершенствование вискренности веры).
В китайском языке для обозначения того, что в европейской культуре обозначается словом «религия», используется термин цзяо (сhiao) – учение.
В старославянском употреблялись слова «вера», «верство», «верованье»,
а в русском языке слово «религия» известно с начала XVIII века.
Ныне насчитывают порядка 250 (и более) определений религии, и число это постоянно растет. Типы определений религий можно классифицировать по разным основаниям.
Прежде всего, различают теологические (или кредовые, вероучительные) и философские основания, претендующие на раскрытие сущности религии. Теологические осмысливают религию «изнутри», исходят из той ее модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. Поэтому, хотя формулировки варьируются, но есть в них нечто общее: например, с позиций христианства, религия есть величина sui generis (лат. – своеобразный, единственный в своём роде), определяющая связь человека с Богом, Абсолютом, с какой-то силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т. д. По источнику и по сущности она «надмирна», «неотмирна», «потустороння», «трансцендентна». Философские дефиниции (светские) стремятся отыскать признаки религии «извне», нередко сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и даже занимают по отношению к ней критическую позицию. Эти определения тоже несут на себе печать исходных посылок того или иного философского направления –
натурализма, антропологизма, материализма, философии жизни, экзистенциализма, неореализма и пр.
Разделяют определения и по базированию на данных тех или иных наук. Эти определения формулируются на основе теоретических положений и эмпирического материала соответствующих наук: таковы социологические,
этнологические, биопсихические и психологические, лингвистические определения и др.
Можно различать определения, выделяемые по главным способам и
методам, используемым исследователями: дескритивные (через перечисление эмпирических признаков), генетические (через выявление факторов «порождения» и «воспроизводства»), семантические (путем указания на знаковые выражения и значения), структуралистские (через раскрытие инвариантных структур) и т.д.
Имеется класс определений, построенных с учетом какого-то аспекта, компонента религиозного комплекса. Интеракционные «модели» характеризуют религию как определенный вид взаимосвязей и взаимоотношений людей по поводу каких-то объектов. Функциональная интерпретация исходит из того, что понять религию можно на пути описания ее функций, выявления «специфической функции». Бихевиориальное объяснение первичным в религии считает ритуал (например, «почитания», «умилостивления», «жертвоприношения», «очищения» и др.), определенные виды символических действий, некоторые формы поведения. Консестивные определения строятся на основе гносеолого-рационалистического анализа, исходят из тех или иных явлений сознания («анимизм», «вера в магию», «вера в сверхъестественное», «святое», «смыслополагание», «чувствование бесконечного», «опыт иррационального», «фантастическое» и т. д.), признают религию одной из форм сознания (общественного или индивидуального), а эти формы отличают, прежде всего, по предмету и характеру отражения.
Определения религии создаются и по линии человек – общество – вселенная. В этом случае определения оказываются «эгоцентрическими» (через выявление различных вариантов религиозного опыта в микрокосме
индивида), «социоцентрическими» (путем уподобления различных
религиозных форм некоторым общественным явлениям), «космоцентрическими» (которые интерпретируют религию как отражениемакрокосма, реализующееся в контексте связи с микрокосмом индивида).
По мнению известного отечественного религиоведа И.Н. Яблокова, религия есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически духовного освоения мира, одна из областей духовного производства.