Социология, психология, феноменология, история религии

Лекция 1. Религия как социальное явление (2ч.)

 

О предмете религиоведения

 

§2. Основные концепции происхождения религии §3. Классификация религий

 

Причины возникновения, структура и социальные функции религии

 

 

О предмете религиоведения

 

Религиоведение –комплексная область человеческих знаний о религии.Курс религиоведения конкретизирует гуманитарные знания применительно к анализу религии. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества. Существуют два основных подхода к изучению религии: богословский и научно-философский.

 

Богословский подход–рассмотрение религии«изнутри» –как встречи ипостоянного переживания человеком присутствия Бога в жизни людей и окружающем мире. Это ощущение, считают приверженцы богословского подхода, дается человеку через непосредственное «видение» Бога, исполненное той же внутренней достоверности, что и ощущение человеком собственного «Я».

 

Богословский подход обязательно конфессионален, то есть существует богословие буддистское, мусульманское, православное. Например, в православных духовных школах преподаются такие дисциплины, как апологетика, или основное богословие (изучает, что такое православие, из каких истоков оно возникло, каково его ценностное соотношение с другими религиями, как решает оно основные проблемы духовной жизни), сектоведение (наука, изучающая различные новые секты и организации), сравнительное богословие (наука, изучающая различные религии в сравнении их догматики с православной).


Научно-философский подход–изучение религии«извне»,как составнойчасти человеческой культуры в ее связи и взаимодействии с другими компонентами культуры.

 

Предмет религиоведения с точки зрения науки, изучает пути образования религии, ее функции в обществе, особенности религиозных представлений о мире и человеке, специфические черты религиозной этики и морали, исторические формы религии и т. п. Считается, что научное знание о религии само по себе является не религиозным и не антирелигиозным, а объективным.

 

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалась начиная с XIX века, хотя религиоведческие знания – философские, теологические, исторические, психологические и др. – накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура

 

религиоведческого знания. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. В религиоведении выделяют ряд разделов, основными из которых являются: философия,

 


социология, психология, феноменология, история религии.

 

По своей внутренней структуре религиоведение является полидисциплинарным образованием, которое объединяет следующие основные разделы:

 

историю религии –базовый раздел религиоведения,которыйзанимается изучением возникновения религиозных представлений, основных


этапов, закономерностей эволюции религии и основных религиозных явлений в истории человечества;

 

философию религии,    которая изучает основные религиозно-

 

философские идеи (первопричина существования мира, бессмертие человеческой души, соотношение души и тела) в их историческом развитии, дает толкование религии с помощью философских понятий и символов;

 

психологию религии,которая исследует психологическое основание и

 

источникирелигиозногофеномена,общественное,групповое,

 

индивидуальное религиозное сознание (религиозный опыт, чувство, расположение духа, традиции, потребности и т. п.) во всем многообразии его проявлений; значение психологического фактора в функционировании религии;

 

социологию религии,в которой рассматриваются общественныезакономерности возникновения, развития и существования религии в течение всей истории человечества, ее составные компоненты и структура, место,

 

роль и функции религии в обществе, влияние на другие элементы общественной системы, особенности обратного действия конкретного общества на религию. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием;

 

феноменологию религии,   которая соотносит представления,   идеи,

 

мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов, и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. Она изучает религию как самодостаточную целостность и религиозное сознание, чаще всего в отрыве от его конкретных носителей, а также некоторых других проявлений религии;


географию религии,которая собирает и обобщает информацию отерриториальной организации мировых и региональных религий как в историческом плане, так и в современном виде.

 

Науке известно около пяти тысяч религий. Общего индоевропейскогослова для именования явления, которое обозначается латинским religio, не существует. Что же касается латинского термина, то на основе многочисленных сравнительно-языковедческих исследований предлагается несколько вариантов этимологии – определения первоначального значения слова. Наиболее признаваемыми являются варианты римского мыслителя Цицерона (106-43до н.э.)и христианского апологета Лактанция (ок. 250-после 325). Цицерон производил указанный термин от латинского relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться – и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение

 

к этому почитанию. Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать, – и применительно к религии означает связывание, узы, т.е. то, что соединяет нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре.

 

В словарях, изданных на русском языке, можно обнаружить несколько вариантов перевода латинского слова religio: 1) благочестие, набожность,

 

святыня1, 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи2. В то же время в «Латинско-русском словаре» О. Петрученко приводятся и иные значения слова: совестливое отношение к чему-либо – 1) совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 2) совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание, культ3.

 

 

1 Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 391.

2 Современный философский словарь. Лондон - Франкфут-на-Майне - Париж - Люксембург - Москва

- Минск, 1998. С. 738.

3 Петрученко О. Латинско-русский словарь. Репринт IX издания 1914 г. М., 1994. С. 546.


По мнению французского лингвиста Э. Бенвениста (1902-1976), religio как по семантике, так и по морфологии связано с relegere – вновь собирать, приступать к новому выбору, возвратиться к прежнему синтезу, чтобы его переделать; religio – благочестие, благоговейность – первоначально являлось субъективной расположенностью, рефлексивным действием, связанным с религиозным страхом. Интерпретация христианами понятия religio при помощи religare (связывать воедино), полагает Э. Бенвенист, «исторически неверная»: religio становится «обязательством», объективной связью между верующим и его Богом4.

 

В других культурах первоначальные значения терминов, которыми обозначаются явления, соответствующие феномену, именуемому латинским

 

religio, иные.В древнегреческом языке словуreligioсоответствует трескея. Первоначально в ионийском греческом оно обозначало обряд, соблюдение культовых предписаний, обрядов; в аттическом греческом слово было как бы забыто, но затем вернулось и стало названием религии как единства, совокупности верований и культовой практики.

 

Соответствующий термин в санскрите – дхарма (от арийского dhar – утверждать, поддерживать, защищать) – означает учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания и др. Чаще всего это слово употребляется применительно к народному образу жизни и имеет в виду сумму правил, определяющих его. По отношению к явлениям, распространенным в элитных кругах, используется санскритское мокша (санскр. moksa – освобождение ), что означает реализирующееся в определенной практике стремление оставить повседневную жизнь, подняться над круговоротом наличного бытия, освободиться от цепи рождений и смертей.

 

В исламе используется термин дин (араб. نيد – религия), который на языке предисламской Аравии первоначально означал власть, подчинение,


 

4 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 394.


обычаи, а впоследствии стал употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху и его безграничной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. Соответственно дин стал обозначать: иман (араб. – вера), ислам (араб. – придание себя Богу, покорность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (араб. –истовость,совестливость,чистосердечие,совершенствование вискренности веры).

 

В китайском языке для обозначения того, что в европейской культуре обозначается словом «религия», используется термин цзяо (сhiao) – учение.

 

В старославянском употреблялись слова «вера», «верство», «верованье»,

 

а в русском языке слово «религия» известно с начала XVIII века.

 

Ныне насчитывают порядка 250 (и более) определений религии, и число это постоянно растет. Типы определений религий можно классифицировать по разным основаниям.

 

Прежде всего, различают теологические (или кредовые, вероучительные) и философские основания, претендующие на раскрытие сущности религии. Теологические осмысливают религию «изнутри», исходят из той ее модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. Поэтому, хотя формулировки варьируются, но есть в них нечто общее: например, с позиций христианства, религия есть величина sui generis (лат. – своеобразный, единственный в своём роде), определяющая связь человека с Богом, Абсолютом, с какой-то силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т. д. По источнику и по сущности она «надмирна», «неотмирна», «потустороння», «трансцендентна». Философские дефиниции (светские) стремятся отыскать признаки религии «извне», нередко сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и даже занимают по отношению к ней критическую позицию. Эти определения тоже несут на себе печать исходных посылок того или иного философского направления –

 

натурализма, антропологизма, материализма, философии жизни, экзистенциализма, неореализма и пр.


Разделяют определения и по базированию на данных тех или иных наук. Эти определения формулируются на основе теоретических положений и эмпирического материала соответствующих наук: таковы социологические,

 

этнологические, биопсихические и психологические, лингвистические определения и др.

 

Можно различать определения, выделяемые по главным способам и

 

методам, используемым исследователями: дескритивные (через перечисление эмпирических признаков), генетические (через выявление факторов «порождения» и «воспроизводства»), семантические (путем указания на знаковые выражения и значения), структуралистские (через раскрытие инвариантных структур) и т.д.

 

Имеется класс определений, построенных с учетом какого-то аспекта, компонента религиозного комплекса. Интеракционные «модели» характеризуют религию как определенный вид взаимосвязей и взаимоотношений людей по поводу каких-то объектов. Функциональная интерпретация исходит из того, что понять религию можно на пути описания ее функций, выявления «специфической функции». Бихевиориальное объяснение первичным в религии считает ритуал (например, «почитания», «умилостивления», «жертвоприношения», «очищения» и др.), определенные виды символических действий, некоторые формы поведения. Консестивные определения строятся на основе гносеолого-рационалистического анализа, исходят из тех или иных явлений сознания («анимизм», «вера в магию», «вера в сверхъестественное», «святое», «смыслополагание», «чувствование бесконечного», «опыт иррационального», «фантастическое» и т. д.), признают религию одной из форм сознания (общественного или индивидуального), а эти формы отличают, прежде всего, по предмету и характеру отражения.

 

Определения религии создаются и по линии человек – общество – вселенная. В этом случае определения оказываются «эгоцентрическими» (через выявление различных вариантов религиозного опыта в микрокосме


индивида),  «социоцентрическими»   (путем   уподобления  различных

 

религиозных форм некоторым общественным явлениям), «космоцентрическими» (которые интерпретируют религию как отражениемакрокосма, реализующееся в контексте связи с микрокосмом индивида).

 

По мнению известного отечественного религиоведа И.Н. Яблокова, религия есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически духовного освоения мира, одна из областей духовного производства.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: