Основные концепции происхождения религии

 

Относительно проблемы сущности и происхождения религии существуют два основных подхода: религиозный (богословский) и светский (религиоведческий).

 

Религиозный подход утверждает,что появление идеи Бога вчеловеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир (мир имеет начало и конец), природу, человека. Господь воздействует особым образом на человека, а человек способен при определенных условиях воспринимать это воздействие, общаться с Богом.

 

Последователи религиозного подхода также уверены в том, что религия была вложена Богом в человеческую душу и затем открыта ему в истинах священных текстов. При этом указывается, что религиозное чувство и сопровождающий его религиозный культ необходимы не для удовлетворения божественного тщеславия, а для самопознания человеком своей высшей духовной сущности, способной отрываться от обыденного и мирского.

 

Примером религиозного подхода к проблеме происхождения религии может служить теория «прамонотеизма», обоснованная католическим священником В. Шмидтом (1868-1954) в фундаментальной 12-томной работе «Происхождение идеи Бога». Согласно этой теории, вера во многих богов, легенды и мифы о героях и царях являются лишь позднейшими искажениями веры в единого Бога, творца всего сущего.


Религиозный подход всегда конфессионален, то есть стоит напозициях какой-либо определенной религии.

 

Светский подход не дает однозначного ответа на вопрос о сущности ивозникновении религии. За всю историю человеческой мысли предпринималось немало попыток объяснить феномен религии.

 

Подавляющее большинство научных теорий исходили из рационалистически-психологического аспекта – предположения о том, что именно природа человека, перенесенная на окружающий его мир, стала основой представлений о сверхъестественных силах и богах.

 

Назовем несколько наиболее распространенных и известных научных объяснений происхождения и сущности религии и попробуем сжато изложить их содержание.

 

Первое научное объяснение происхождения религии – натуралистическое,его основоположниками считают французскихпросветителей ХVIII в. К ним примыкали известный немецкий классический философ Л. Фейербах (1804-1872), а также К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).Представители этой теории считали,что религияпроисходит от изначального бессилия человека перед господствующими над ним природными и социальными силами.

 

Социологический подход берет свое начало в работах известногофранцузского философа О. Конта (1798-1857). Другими представителями этого направления были немецкий философ, социолог и политолог М. Вебер (1864-1958), французский обществовед Э. Дюркгейм (1858-1917) и американский социолог Т. Парсонс (1902-1986). Данный подход определяет религию как социальный институт, который выполняет две функции.

 

С одной стороны, религия как социальный институт моделирует общественную среду человеческой жизни – в том виде и тем языком,

 

который понятен всем без исключения. Благодаря этому всем человеческим действиям придается осмысленный, скоординированный характер.


С другой стороны, религия как социальный институт устанавливает определяющие нормы и мотивы социального поведения в общественной среде, делает их абсолютно значимыми для людей.

 

Представители этнологического подхода – исследователи религий многочисленных народов, находившихся на ранних стадиях развития Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Б. Малиновский –видели в религии,вместе сискусством и моралью, естественно сформировавшийся первичный элемент человеческой культуры и способ ее нормального функционирования.

 

Биологические и психологические концепции,которые разрабатывалиамериканский философ-прагматик У. Джеймс (1842-1910), немецкий представитель «философии жизни» В. Дильтей (1833-1911), французский философ и антрополог Л. Леви-Брюль (1857-1939), австрийский психиатр и философ, основоположник психоанализа З. Фрейд (1856-1939) и его последователи, объясняли существование религии присутствием в человеке могущественного «религиозного чувства» или модификациями разных эмоционально-психических состояний – зависти и страха, любви и стыда.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: