III. Содержание учебного предмета

Класс

            Повторение и углубление изученного в основной школе.

            Общие сведения о языке.

  Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в 15 – 17 веках; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Изложение лингвистического текста.

Русский язык как система средств разных уровней

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.Единицы языка. Уровни языковой системы.

Разделы науки о языке. Фонетика.Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и слово­образование. Морфология. Синтаксис

Изложение (сжатое) с элементами сочинения

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

Обобщение, систематизация и углубление ра­нее приобретённых учащимися знаний и уменийпо фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логи­ческое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразитель­ное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическо­му, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор

Контрольная работа, включающая фонетиче­ский разбор

            Лексика и фразеология

Лексическая система русского языка. Много­значность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

 Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический анализ текста.

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями

            Состав слова (морфемика) и словообразование

Обобщение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор

Практическая работа по теме

            Морфология и орфография

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.

Выполнять морфологический разбор

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями

            Речь, функциональные стили речи

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат.

Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.

Оценка текста. Рецензия.

Функциональные стили1 речи, их общая характеристика.

Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)

Научный стиль речи

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.

Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображённого в нём персонажа)

Итоговая контрольная работа

Общая и индивидуальные ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов, проектов

Класс

Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Практическая работ а по теме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: