Билет. Реформация. Мартин Лютер. 1517 г. Протестантизм. Направления в протестантизме


Википедия:
Реформа́ция
— широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основной причиной Реформации явилась борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь.

Учебник:
Инициатором Реформации был немецкий католический монах Мартин Лютер (1483–1546 гг.).
В 1517 г., будучи проповедником в Витенбергском соборе, Лютер выступил против продажи индульгенций – специальных грамот, отпускающих их покупателям грехи. Это было отважным шагом, который вскоре стал известен по всей Германии, а чуть позже и в Европе. Попытки привлечь Лютера к церковному суду привели к тому, что он и его последователи начали открытую борьбу против Римской католической церкви. Лютер отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание, но не Священное Предание. А это значило, что надо отказаться, в том числе, от культа святых, почитания икон и других священных изображений.

Суть доктрины Лютера в следующем: попытки человека обрести спасение самостоятельно, путем соблюдения заповедей, бессмысленны; более того, они греховны, ибо человек ценой собственных усилий пытается приблизиться к цели, достижимой лишь с Божией помощью, и, таким образом, претендует на роль Бога. Заповеди, по мнению Лютера, способны лишь побуждать к добродетельным поступкам, но у человека нет сил для их осуществления. А если человек не может сам исполнить закон, то единственное, что поможет ему – это милость Бога. Следовательно, де лает вывод Лютер, человек спасется только через веру.

Особенности протестантизма:

  • Протестантизм отличается от других направлений в христианстве тем, что церкви и деноминации в рамках этого течения самостоятельны и очень разнообразны, но все связаны общим происхождением, восходящим к Реформации.
  • Протестантизм отвергал институт монашества, культ Мадонны, святых, ангелов, иконопочитание. Из семи таинств протестанты признают два – крещение и причащение.
  • Протестантизм в отличие от католицизма не имеет единой иерархической структуры. Он характеризуется множеством автономных церквей, объединенных по деноминациям, то есть придерживающихся одних и тех же принципов, изложенных в принятых той или иной церковью вероучительных документах.

Направления в протестантизме:

  • Лютеранство.
    Самое древнее направление протестантизма. Его основные положения были сформулированы Мартином Лютером, а также его сподвижником Филиппом Меланхтоном.

Распространено в Германии, скандинавских странах, Финляндии, Эстонии, Латвии. Многочисленные лютеранские церкви имеются в США, некоторых странах Азии и Африки.
В России действует несколько лютеранских церквей, из которых наиболее значимы две. Одна из них называется Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ) и придерживается традиции немецкого лютеранства в России. Другая, Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии, относится к финской традиции. Обе церкви возглавляются епископами. Резиденцией глав обоих церквей находятся в Санкт-Петербурге.
Для обеих церквей характерны две тенденции:

- усиливающаяся русификация российского лютеранства, при том, что национальные компоненты сохраняются. Одновременно, Церковь Ингрии ведет активную миссионерскую работу среди народов России, говорящих на финно-угорских языках (финны и карелы, мордва, марийцы, коми).

- рост консервативных настроений в российском лютеранстве. В то время как в мировом лютеранстве преобладают либеральные тенденции, в России преобладают фундаментализм в восприятии Библии, неприятие женского священства, нетрадиционной сексуальности и т. д. При этом в ЕЛЦ имеется и либеральное крыло, подпитываемое пасторами, приезжающими из Германии.

  • Кальвинизм. Жан Кальвин – еще один хер с горы, окторый поменял все устои к чертям

Его доктрина: Труд объявлялся формой служения Богу, религиозным призванием человека, и его успехи в труде считались косвенным свидетель ством избранности. Это как бы освящало предпринимательскую деятельность, накопление средств, тогда как бездеятельность и непроизводительная трата богатства и времени осуждались.

  • Баптизм.

Баптизм возник в XVII в. в Англии как разновидность пуританского движения, направленного на очищение церкви.
Баптисты являются одними из самых последовательных протестантов. Членами церкви считаются только «заново рожденные» (т. е. активно верующие) взрослые, сознательно принявшие водное крещение; церковь – это самоуправляющаяся община «видимых святых» (грешникам не место в церкви), не зависимая как от светской власти, так и от вышестоящих церковных организаций; проповедь христианства – непременная обязанность каждого верующего.

  • Пятидесятничество.

Пятидесятничество – одно из самых поздних протестантских тече* ний. Оно возникло в Америке в конце XIX в.
Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку тот день назван днём Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники».

  • Адвентисты седьмого дня.

Слово «адвентисты» происходит от латинского adventus - пришествие и адвентисты верят в скорое второе пришествие Христа. «Седьмой день» это суббота, которую, опираясь на Библию, почитают адвентисты.
Наиболее характерные отличительные черты вероучения — вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа, соблюдение Десяти заповедей с акцентом на почитание субботы.
Доктринальная позиция современных адвентистов, унаследованная от протестантизма, состоит в том, что оправдание человека перед Богом даётся только даром — благодатью, и только по вере в Иисуса Христа (в Его заместительную жертву на Голгофском кресте). Дела в вероучении современных адвентистов рассматриваются как плоды веры.

  • Методисты.
    Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость. Основателем методизма считается Джон Уэсли. Движение методизма возникло в лоне Англиканской церкви и окончательно отделилось от неё в конце XVIII века. Методистские общины используют в своём богослужении различные литургические формы, начиная от так называемых «высоких форм», унаследованных от Англиканской церкви, и заканчивая характерным для протестантизма простым богослужением, не признающим литургических обрядов.
  • Армия спасения.     
    Сейчас существует как благотворительная организация.
    Принципы Армии спасения базируются на текстах Ветхого и Нового заветов. Организация распространяет идеи и догматы Библии с помощью проповедей, а также оказания нуждающимся социальной, медицинской, консультативной, моральной и иной поддержки, включая предоставление материальной помощи в чрезвычайных ситуациях. Армия спасения содержит столовые для нищих, ночлежные дома для бездомных, молодёжные клубы; работает с осуждёнными и другими асоциальными элементами общества. Миссия Армии спасения — проповедовать Евангелие Иисуса Христа, удовлетворять основные человеческие нужды, давать личное наставление и способствовать духовному и нравственному возрождению и физическому восстановлению всех нуждающихся, попадающих в сферу её опеки, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, и возраста.
  • Мормоны. (Оф. Название «Церковь Иисуса Христа святых последних дней»)
    Церковь Иисуса Христа Святых последних дней организована подобно тому, как Христос организовал Свою Церковь во времена Нового Завета. Ее возглавляет Пророк, являющийся Президентом Церкви. У него есть два советника, и втроем они составляют Первое Президентство. Первому Президентству помогают Двенадцать Апостолов, – особые свидетели Иисуса Христа для всего мира.
  • Свидетели Иег о вы.
    Свидетели Иеговы, как и адвентисты, отвергают представления о бессмертии души и аде для грешников. Согласно их доктрине, в ближайшее время произойдет Армагеддон – конечная битва Бога с Сатаной, после которой праведники обретут вечную жизнь, а грешники будут просто истреблены.
    Свидетели Иеговы отвергают догмат о Троичности Бога. Они полагают, что существует единственный Бог – Иегова, Христос же не является Богом, он сотворен Иеговой и является его помощником. Поэтому Свидетели Иеговы не молятся Христу.
    Свидетели Иеговы представляют собой централизованную организацию. У них нет деления на духовенство и мирян, однако все члены организации должны вести активную религиозную деятельность, в частности не менее десяти часов в месяц отдавать миссионерской работе «от двери к двери» – обходить квартиры незнакомых людей, распространять журнал «Сторожевая башня», литературу организации, пытаться привлечь новых членов.
    Основываясь на Библии, Свидетели Иеговы считают, что душа пребывает в крови, поэтому кровь нельзя не только проливать, но и как либо использовать. Свидетели Иеговы категорически не приемлют переливание крови.



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: