Развитие понимания речи

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материал - изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались с взрослыми:

1) мальчик поит лошадку,

2) дети умываются,

3) дети поливают цветы,

4) дядя чинит машину.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: “Кто это на картинке?", “Что делают?”. Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картинки: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.

Поведение ребенка - отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями.

Развитие активной речи.

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления - естественная ситуация. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребенка - во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Сенсорное развитие.

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.

а) Материал - 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого -  10 см, второго - 7 см, третьего - 4 см.

Методика выявления - взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.

Поведение ребенка - собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).

б) Материал - трехместная матрешка (разница в величине 3-4 см).

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.

Поведение ребенка - самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Развитие игры и действий с предметами.

Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”.

Материал - 3 кирпичика.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Воспитатель предлагает ребенку построить “ворота”. При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.

Поведение ребенка - по слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2-3 раза.

Развитие движений.

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20см).

Материал - скамейка высотой 15-20см шириной 15-20 см.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагается пройти по скамейке без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).

Поведение ребенка - проходит по ограниченной поверхности (скамейке) без помощи взрослого.

Формирование навыков.

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления - естественная ситуация (при раздевании ребенка).

Поведение ребенка - снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку.

Возраст - 2 года

Развитие понимания речи.

Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях, бывших в опыте ребенка.

Материал - специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит напротив них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: “Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу: «Ав-ав!». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”, - и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)”. После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: “Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”, “Кто испугал Машу на улице?", “А что тетя сказала Маше?”.

Поведение ребенка - отвечает на вопросы взрослого.

Развитие активной речи.

При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления - естественная ситуация (во время игры, режимных процессов, при общении с взрослым).

Поведение ребенка - общается с взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).

Сенсорное развитие.

Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета.

Материал - 3 пары варежек (красного, синего и зеленого цветов).

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке - красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется - синяя, красная, зе­леная, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.

Поведение ребенка - правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей - синюю, к зеленой - зеленую. Ребенок должен решить одно задание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: