Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
а) Материал - кукла-голыш размером 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
Методика выявления - специально подготовленная ситуация (можно также использовать игру ребенка, если он купает куклу). Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: “Кукла грязная".
Поведение ребенка - воспроизводит с куклой ряд последовательных действии: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы используются по назначению.
б) Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном; моет посуду и вытирает ее; лечит куклу - опускает пипетку в баночку, потом прикладывает к носу куклы.
Поведение ребенка - если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.
|
|
Развитие движений.
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
Материал - 3-4 брусочка.
Методика выявления - на расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.
Поведение ребенка - шагает через брусочки чередующимся шагом.
Формирование навыков.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика выявления - естественная ситуация (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки.
Поведение ребенка - самостоятельно, без помощи взрослого, может надеть вышеуказанные предметы.
Критерии оценки:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
3 балла | 2 балла | 1 балл |
Устойчивые знания, самостоятельное их применение. | Знания, умения, навыки есть, но только под контролем и с небольшой помощью взрослого. | Полный контроль со стороны взрослого. Нет умений, знаний, отказывается выполнять задание. Не идет на контакт. |
Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни
Линии | 1 год – 1 год 3 месяца | 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев | 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев | 1 год 10 месяцев – 2 года |
Понимание речи | Запас понимаемых слов быстро расширяется. | Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. | Без показа понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребёнка. |
Активная речь | Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. | В момент сильной заинтересованности называет предметы словами, облегчёнными (би-би) и правильно произнесёнными (машина). | Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. | При общении с взрослым пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. |
Сенсорное развитие | Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. | Ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма). | Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. | Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета. |
Игра и действия с предметами | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.). | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия. | Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”. | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). |
Движения | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д.). | Перешагивает через препятствия приставным шагом. | Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом. | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. |
Навыки | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку и т.д.). | Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки и т.д.). |
|
|
Карта нервно-психического развития ребенка
Имя, фамилия ребёнка: _________________________________________________________________________________
Дата рождения: ________________________________ Группа здоровья _______________________
Дата заполнения: 1) __________________________ 2) __________________________ | |||||||||||
Дополнительные сведения: ______________________________________________________________________________ | |||||||||||
| |||||||||||
Возраст | Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует) | Поведение | |||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие |
Игра |
Констр. деятельность |
ИЗО деятельность |
Движения |
Навыки |
| |||
Грамматика | Вопросы | Восприятие формы | Восприятие цвета | ||||||||
1 год 6 месяцев | |||||||||||
1 год 9 месяцев | |||||||||||
2 года |
Показатели нервно-психического развития детей 1 год 6 месяцев
№ п/п |
Ф.И. ребенка | Сенсорное развитие | Общие движения | Игра | Речь активная | Речь понимаемая | Навыки | Средний балл |
Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). Подбирает предметы такой же формы (куб – к кубику, шар – к шарику…) | Движения более координированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (палку, брусочки, лежащие на полу) | Воспроизводит часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает куклу и т.д.) | Называет предметы облегченно или правильно («ляля», «кукла») | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
Показатели нервно-психического развития детей с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев
№ п/п | Ф. И. ребенка | Сенсорное развитие | Общие движения | Игра | Речь активная | Речь понимаемая | Навыки |
Средний балл | ||
Различает три разных по величине предмета (три куба, величина кубов: 1 куб – 10 см, 2 куб - 7 см, 3 куб - 4 см) | Умеет ходить по поверхности (по доске), шириной 15 – 20 см на высоте от пола 15 – 20 см | Строит «ворота», «скамейку», «домик» | Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями | Отвечает одним словом на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок | Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), носки | |||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 |