Возраст - 1 год 9 месяцев

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста

Показатели нервно-психического развития

Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей

На 2-м году жизни в развитии ребенка выделены четыре периода:

1) от 1 года 1 мес. до 1 года 3 мес.;

2) от 1 года 4 мес. до 1 года 6 мес.;

3) от 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;

4) от 1 года 10 мес. до 2 лет.

Диагностика развития детей 2-го года жизни проводится по следующим линиям:       

1) развитие понимания речи;

2) развитие активной речи;

3) сенсорное развитие;

4) развитие игры и действий с предметами;

5) развитие движений;

6) формирование навыков.

Такое деление является условным, так как, с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Так развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем не менее, каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.

Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые применимы к большей части детей (таблица 1).

Наиболее информативный показатель - развитие активной речи. С одной стороны, требует особого внимания взрослых как наиболее сложный и вновь формирующийся. С другой стороны, анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий, условий воспитания).

На 3-м году жизни в развитии ребенка выделены 2 полугодия.

В первом полугодии определены следующие линии:

1) активная речь,

2) игра,

3) конструктивная деятельность,

4) сенсорное развитие,

5) развитие движений,

6) развитие навыков.

Во втором полугодии:

1) активная речь,

2) игра,

3) изобразительная деятельность,

4) конструктивная деятельность,

5) сенсорное развитие,

6) навыки,

7)движения.

Кроме того, дается оценка поведению ребенка (таблица 2).

При оценке нервно-психического развития детей заполняется карта (таблица 3). В ней фиксируется уровень развития, т.е. какому возрасту, он соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам.

В заключении указывается, в чем, и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.

Методика выявления уровня нервно-психического развития детей

Возраст – 1 год 6 месяцев

Развитие понимания речи.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной ситуации").

а) Материл - два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (например, цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (кошка белая, кошка черная, собака черная), и контрольный предмет - кукла.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка бе­лая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и предлагают ребенку найти их еще раз.

б) Материал - ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика выявления - та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка - находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

Развитие активной речи.

Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Материал - 4 предмета (например, кукла, зайчик, пету­шок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?".

Поведение ребенка - называет предметы правильно (например, “ляля”, “зайка”) облегчёнными словами.

Сенсорное развитие.

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).

Материал - 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же.

Поведение ребенка - по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором - шарики).

Развитие игры и действий с предметами.

Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия.

а) Материал - кукла, носовой платок.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит “У ляли грязный носик. Вот платок”.

Поведение ребенка - прикладывает носовой платок к носу куклы.

  б) Материал - кукла с волосами, расческа.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: “Кукла - ляля растрепанная, вот расческа”.

Поведение ребенка - прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ее по волосам.

Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Развитие движений.

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Материал - 4 брусочка.

Методика выявления - специально подготовлен­ная ситуация (или занятие по гимнастике). На полу на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.

Поведение ребенка - перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.

  Формирование навыков.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Материал - глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления - естественная ситуация (во время обеда).

Поведение ребенка - самостоятельно съедает 3/4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

Возраст - 1 год 9 месяцев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: