Организация питания детей в общеобразовательных организациях автономного округа осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства автономного округа.
Всего в государственных общеобразовательных организациях автономного округа питанием в 2019 году обеспечены 2 435 обучающихся или 100%, в том числе 449 воспитанников, проживающих в государственных общеобразовательных организациях. На указанные цели из бюджета автономного округа направлено в 2019 году 98 103,1 тыс. рублей, в том числе на обеспечение питания воспитанников, проживающих в государственных общеобразовательных организациях - 47 266,1 тыс. рублей.
Расходы бюджета автономного округа на предоставление социальной поддержки обучающимся по программам среднего профессионального образования в государственных профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования в виде предоставления питания за 2019 год составили 158 288,6 тыс. рублей. Среднегодовое количество обучающихся льготной категории – 5 908 человек.
|
|
В целях предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся льготных категорий муниципальных и частных общеобразовательных организаций из бюджета автономного округа выделяются субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов. Объем расходов по субвенции за 2019 год составил 1 655 759,4 тыс. рублей.
Всего льготным бесплатным двухразовым питанием обеспечены 59 666 человек, в том числе 41 449 ребенка из многодетных семей, 8 490 детей из малообеспеченных семей, 3 613 детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, 6 114 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Образование, воспитание и развитие детей, в том числе детей-мигрантов и детей-инвалидов
Общее образование
С целью соблюдения конституционных прав граждан на получение образования в автономном округе созданы условия для получения обязательного бесплатного общего образования независимо
от социального статуса и места проживания детей.
В целях реализации гарантий граждан на общедоступность
и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего
и среднего общего образования, а также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года» приоритетными задачами перед региональной системой образования является:
обеспеченность общим образованием 100% граждан независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
а также других обстоятельств;
|
|
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков
и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности
в образовательный процесс, а также обновление содержания
и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте старше 3 лет составляет 100%, от 1,5 до 3-х лет – 93,2%.
В 15 муниципальных образованиях автономного округа обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (гг. Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Покачи, Радужный, Урай, Ханты-Мансийск, Белоярский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы), в 2018 году – в 12 муниципальных образованиях автономного округа.
На 01.01.2020 осуществляют обучение по программам дошкольного образования 409 организаций, которые посещают 119,0 тыс. детей, в том числе 8,2 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья.
В автономном округе организована системная работа по созданию условий для развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования, стимулированию негосударственного сектора к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Созданы условия, позволяющие предпринимателям, получившим лицензию, участвовать в бюджетном финансировании на программы дошкольного образования.
В 10 муниципальных образованиях автономного округа (г.г. Ханты-Мансийск, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Сургут, Югорск, Октябрьском, Советском и Сургутском районах) функционируют 25 частных организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования, на 2 850 мест, из них в 2018 году созданы 155 мест, в 2019 году -24 мест.
Всем детям, состоящим в очереди на получение места в дошкольной образовательной организации, предоставляется возможность получения услуг по присмотру и уходу.
Детям в возрасте до трех лет предоставляется возможность получения услуг по присмотру и уходу в группах кратковременного пребывания. На базе 165 дошкольных образовательных организаций функционируют группы кратковременного пребывания, которые посещают 2020 детей, в том числе 1932 ребенка в возрасте до трех лет.
Услуги присмотра и ухода за детьми младшего и дошкольного возраста оказывают 37 индивидуальных предпринимателей. Услугами охвачены 1 582 ребенка.
На базе государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» функционируют группы по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста на 15 мест.
Также функционируют 374 консультационных пункта (центра) на базе образовательных организаций, в которых проводится работа с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, психологические тренинги с детьми и семьями.
В целях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в автономном округе создано необходимое нормативное правовое обеспечение реализации ФГОС ДО.
В настоящее время в Югре 100% дошкольных образовательных организаций осуществляют реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Это позволяет создать равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.
|
|
В 2019 году проведен мониторинг развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического обеспечения условий реализации ФГОС ДО.
В ходе мониторинга установлено, что во всех образовательных организациях созданы условия для реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий в группах комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечила возможность реализации совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей) и детей, в том числе с ОВЗ.
Увеличено количество занятий двигательной активности с целью развития детей и укрепления их здоровья.
Введены национально-культурные компоненты в реализации образовательных программ дошкольного образования с учетом возрастных особенностей детей.
Реализация инвестиционного проекта «Билдинг-сад»
В автономном округе реализуется проект «Билдинг-сад», который обеспечивает ввод новых мест в систему дошкольного образования за счет развития негосударственного сектора данных услуг, а также создает социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей.
По состоянию на 01.04.2020 введены в эксплуатацию 10 «Билдинг-садов» на 739 мест.
В 2020 году планируется ввод еще трех «Билдинг-садов»
в г. Нижневартовск на 140 мест и в г. Сургуте на 80 и 40 мест.
Реализация проекта «Сертификат дошкольника»
С 01.01.2016 введен «Сертификат дошкольника», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 04.12.2015 № 448-п «О порядке предоставления сертификата на право финансового обеспечения места в организации, осуществляющей образовательную деятельность
по реализации образовательных программ дошкольного образования».
|
|
Сертификат является именным документом, удостоверяет право
на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми)
в образовательной организации и предусматривает персонифицированное финансовое обеспечение получения общедоступного бесплатного дошкольного образования и доступной услуги по присмотру и уходу
за ребенком (детьми) в образовательной организации.
Размер финансового обеспечения доступной услуги присмотра
и ухода в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, составляет 4000 рублей в месяц на одного ребенка.
На 01.01.2020 выданы 2 844 сертификата дошкольника на право финансового обеспечения мест в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. Всего за период реализации проекта выданы более 9,5 тыс. сертификатов (г. Ханты-Мансийск, г. Югорск, г. Мегион, г. Сургут, г. Нижневартовск, г. Нефтеюганск, г. Нягань, Октябрьский район, Сургутский район).
Электронная очередь в детские сады
В соответствии с требованиями Регламента технического взаимодействия с декабря 2013 года осуществляется регулярная передача данных из всех 22 муниципальных информационных систем
в федеральную систему показателей электронной очереди по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные организации. Выгрузка сведений осуществляется
в автоматическом режиме, федеральным оператором ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» и муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, осуществляется ежемесячная сверка показателей федерального сегмента электронной очереди по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные организации и показатели системы ЕИС.
В настоящее время функционирует единая региональная автоматизированная информационная система по ведению электронной очереди и учету контингента дошкольных образовательных организаций.
По состоянию на 31.12.2019 в актуальной электронной очереди зафиксировано 0 детей в возрасте от 3 до 7 лет; 852 ребенка до 3 лет (желаемая дата зачисления – не позднее 01.09.2019).
Государственно-частное партнерство
Для привлечения частного капитала к созданию объектов, предназначенных для размещения общеобразовательных организаций, государственной программой предусмотрен механизм выкупа объектов образования, построенных на принципах государственно-частного партнерства. Строительство общеобразовательных объектов осуществляется частными инвесторами (юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями) за счет собственных
и (или) привлеченных средств для собственных нужд. По окончании строительства и оформления инвестором права собственности
на общеобразовательный объект в установленном законом порядке,
они могут быть приобретены в собственность соответствующего муниципального образования на условиях и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственных
и муниципальных закупках.
Также, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность по созданию объектов общего образования в автономном округе предусмотрено предоставление субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов
по привлекаемым заемным средствам из бюджета автономного округа.
Кроме того, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность
по созданию объектов общего образования, в автономном округе предусмотрено предоставление субсидий на возмещение части затрат
на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для их строительства.
В период с 2014 года по 2018 год с применением механизма государственного-частного партнерства введены в эксплуатацию
38 объектов для размещения дошкольных организаций общей мощностью на 6 441 место.
В 2019 году с применением механизма государственного-частного партнерства введены в эксплуатацию 7 объектов на 850 учащихся и 1 210 воспитанников (г.Сургут – 2, г.Пыть-Ях – 1, г.Мегион – 1, г.Нягань – 1, Ханты-Мансийский район – 1, Нефтеюганский район – 1).
В 2017 году запущен новый механизм государственно-частного партнерства – на основании концессионных соглашений, которые предполагалось заключать на 8-летний период (3 года – проектирование
и строительство, ввод в эксплуатацию объекта, и далее 5 лет – эксплуатация здания концессионером). Возмещение затрат концессионера предполагается, начиная со второго года реализации, окончательный расчет – восьмой год концессионного соглашения.
В 2018 году в ходе Российского инвестиционного форума в г. Сочи заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством автономного округа и Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» в сфере создания объектов социальной, образовательной инфраструктуры на основе концессионных.
В автономном округе реализуется федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование», а также государственная программа автономного округа «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 338-п.
В 2019 году сеть образовательных организаций с учетом проводимых мероприятий, направленных на повышение эффективности использования материально-технической базы организаций, современных инновационных методов в процесс обучения, представлена 791 организацией, в которых обучаются (воспитываются) 508,5 тыс. человек.
Из общего числа обучавшихся в государственных и муниципальных организациях 78,6% занимаются в первую смену, 21,4% – во вторую смену (в 2018/2019 учебном году – 79,3% и 20,7% соответственно). Незначительное увеличение обучающихся во вторую смену произошло
в связи с увеличением общего количества обучающихся
в общеобразовательных организациях автономного округа.
В 2019 году введены в эксплуатацию 4 объекта на 850 мест
для учащихся:
«Школа-детский сад № 1», г. Сургут (300 мест, из них 100 мест для учащихся);
Комплекс «Школа-детский сад», г. Пыть-Ях (550 мест,
из них 330 мест для учащихся);
Школа с группами для детей дошкольного возраста, д. Ярки,
сп. Шапша, Ханты-Мансийский район (180 мест, из них 120 мест для учащихся);
Школа в п. Высокий городского округа Мегион (300 мест).
За счет средств бюджета автономного округа для общеобразовательных организаций приобретены учебники согласно Федеральному перечню учебников, а также учебные пособия, допущенные к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
На основании заявок органов местного самоуправления автономного округа, осуществляющих управление в сфере образования, в 2019 году обновлен фонд школьных библиотек. Приобретены 538 174 учебника
на общую сумму 215 816 090,00 рублей, в том числе для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья – 12 711 экземпляров на сумму 5 735 749,16 рублей.
По данным мониторинга в 2019-2020 учебном году все общеобразовательные организации автономного округа обеспечены учебниками и учебными пособиями на 100%.
В целях обновления содержания и совершенствования методов обучения предметной области «Технология» разработаны учебно-методические пособия «Реализация технологического образования в общеобразовательных организациях», «Содержание современного технологического образования (на уровне общего образования). Пособия изданы тиражом 300 экземпляров каждое, распространены в образовательные организации автономного округа для использования педагогами.
Разработаны методические рекомендации по внедрению
в образовательных организациях автономного округа новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений на уровнях основного общего и среднего общего образования,в том числе предметной области «Технология».
В октябре 2019 года проведен форум «Педагоги Югры», одно
из основных направлений которого посвящено модернизации предметной области «Технология».
Профильное образование
Предпрофильная подготовка и профильное обучение - современное комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии
с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
В целях выявления эффективности профориентационной работы
и процесса содействия профессиональному самоопределению выпускников в системе общего образования осуществлен сбор и анализ информации
об организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях автономного округа в 2019-2020 учебном году.
Из общего количества обучающихся 10-11 классов –
20 943 школьников, 10 782 школьников обучаются в профильных классах, что составляет 51,4%. Всего в автономном округе 604 профильных класса.
Обучающиеся выбрали следующие направления профильного обучения на 2019-2020 учебный год: социально-гуманитарное – 84 класса, социально-экономическое – 70 классов, физико-математическое –
87 классов, химико-биологическое – 59 классов, информационно-технологическое – 28 классов, технологическое – 21 класс, гуманитарное
– 14 классов, с углубленным изучением иностранного языка – 51 класс, филологическое – 18 классов, оборонно-спортивное – 7 классов, медицинское – 4 класса, индустриально-технологическое – 10 классов, биолого-географическое – 4 класса, физико-химическое – 4 класса,
физико-математическое (углубленное) – 3 класса, естественно-научное
– 8 классов, социально-педагогическое – 9 классов, а также классы
с углубленным изучением отдельных предметов – 51, специализированные классы: «СИБУР» – 3, «Газпром» – 5, «Роснефть» – 7, медицинский – 6.
В 2019-2020 учебном году школьники 6-11 классов проходят профориентационное тестирование и определяются с профессией на базе специальной платформы «Билет в будущее». Ранняя профориентация позволит детям принять решение о поступлении в колледж или ВУЗ.
Продолжение выпускниками школ обучения по профилю является одним из показателей эффективности профильного обучения.
В 2017-2018 учебном году 60% выпускников образовательных организаций автономного округа поступили в ВУЗы, 29% – в СУЗы, в 2018-2019 учебном году аналогичный показатель.
Выбор траектории обучения через профиль, это сложный организационно-образовательный процесс, для выбора профильных предметов учитываются возможности и условия школы (среда, профессиональный уровень учителей, материально–технические обеспечения и т. д.), а также личные планы ученика в будущем (выбор профессии, выбор вуза, место жительство и т. д). Организация межвузовских профильных классов обеспечит ученикам равный и дифференцированный доступ к образованию.
Рейтинг общеобразовательных организаций.
Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) провело пятое ежегодное исследование, посвященное поступлению школьников в лучшие ВУЗы России.
В рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников от автономного округа вошли:
Югорский физико-математический лицей-интернат, г. Ханты-Мансийск – 22 место;
Гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут – 98 место.
В рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Технические, естественно-научные направления
и точные науки» вошел Югорский физико-математический лицей-интернат,
г. Ханты-Мансийск – 9 место.
В Рейтинг школ по количеству выпускников, поступивших
в ведущие ВУЗы России, вошли:
Югорский физико-математический лицей-интернат,
г. Ханты-Мансийск – 89 место;
Лицей, г. Нижневартовск – 203 место;
Гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут – 281 место.
Топ-20 школ Уральского федерального округа по количеству поступивших в ведущие ВУЗы России:
Югорский физико-математический лицей-интернат,
г. Ханты-Мансийск – 7 место;
Лицей, г. Нижневартовск – 13 место;
Гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут – 19 место.
Социализация детей-мигрантов
Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2 раза в год проводится мониторинг численности семей иностранных граждан и организации образовательного процесса с детьми-мигрантами в образовательных организациях автономного округа (приказ от 29.01.2016 № 88 «Об организации проведения мониторинга детей-мигрантов»).
По данным мониторинга Депобразования и молодежи Югры, в 2019 году в реестрах органов местного самоуправления автономного округа, осуществляющих управление в сфере образования, состояли 2 324 семьи иностранных граждан (в 2018 году – 2681 семьи, в 2017 году – 2850 семьи).Уменьшение семей мигрантов связано с получением гражданства Российской Федерации, а также возвращение семей в места своего постоянного проживания.
Наибольшее количество семей иностранных граждан наблюдается из стран ближнего зарубежья, незначительная часть - семьи иностранных граждан дальнего зарубежья.
Страна | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
Ближнее зарубежье | |||
Украина | 31,7 % | 25,6 % | 19,4 % |
Средняя Азия | 45,5 % | 56,9 % | 53,7 % |
Закавказье | 13,5 % | 12,3 % | 12,7 % |
Белоруссия | 1,2 % | 1,6 % | 2,3 % |
Молдова | 2,9 % | 2,6 % | 2,1 % |
Из других государств | 5,2 % | 1,0 % | 9,8 % |
В 2019 году в 2 324 семьях иностранных граждан проживают и воспитываются 3 219несовершеннолетних (в 2018 году – 2 681 семья, 3 789 детей, в 2017 году – 2 850 семей, 4 063 ребенка).
Таблица 9