Охват детей из семей иностранных граждан обучением в образовательных организациях общего образования автономного округа

Годы

Всего детей

В том числе, человек

Удельный вес группы в общей численности детей мигрантов, в %

неорганизованные дети дошкольного возраста посещают детские сады обучаются в школе посещают профессиональные образовательные организации неорганизованные дети дошкольного возраста посещают детские сады обучаются в школе посещают профессиональные образовательные организации
2017 4063 393 498 3140 32 9,6 12,2 77,2 1,0
2018 3789 459 539 2739 52 12,1 14,2 72,2 1,4
2019 3219 187 552 2425 55 5,9 17,1 75,3 1,7

 

Таблица 10

Уровень владения русским языком детьми из семей иностранных граждан

Годы

Всего детей мигрантов

Численность детей мигрантов владеющих русским языком (в т.ч. дети дошкольного возраста)

Удельный вес группы в общей численности детей мигрантов, в %

владеющие владеющие слабо не владеющие владеющие владеющие слабо не владеющие
2017 4063 3239 462 167 79,7 11,3 4,1
2018 3789 3132 481 176 82,6 12,7 4,6
2019 3219 2755 399 65 85,5 12,3 2,2

 

 По данным мониторинга, в 2019 году 85,5% детей из семей иностранных граждан владеют русским языком (в 2018 году – 82,6 %, в 2017 году – 79,7 %), 12,3 % владеют слабо (в 2018 году – 12,7 %, в 2017 году – 11,3 %), 2,2 % детей не владеют русским языком (в 2018 году –4,6 %, в 2017 году – 4,1 %).

В автономном округе на базе общеобразовательных организаций функционируют 34 центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов (приказ от 19.02.2016 № 230 «Об организации муниципальных центров культурно-языковой адаптации детей-мигрантов»).

Целью деятельности центров является достижение максимальной адаптации в новой культурно-языковой среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, слабо владеющих или не владеющих русским языком. В центрах реализуются программы изучения русского языка и социализации (адаптации) детей мигрантов.

Во всех муниципальных образованиях автономного округа изучение детьми мигрантами русского языка осуществляется в рамках реализации общеобразовательных программам, в том числе по индивидуальным учебным планам.

В образовательных организациях предоставляются дополнительные услуги по изучению русского языка для детей из семей иностранных граждан и их родителей (законных представителей) в следующих формах: индивидуальные занятия, элективные курсы, групповые занятия, курсы
по выбору, факультативные курсы, дополнительная образовательная программа, внеурочная деятельность и другое.

В рамках социальной адаптации детей мигрантов, с целью устранения проявления антитолерантных настроений и межэтнических конфликтов
в детской и подростковой среде  образовательных организациях автономного округа внедряются авторские и модифицированные программы и методики: «Адаптация и социализация детей мигрантов в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «Формирование толерантности в образовательной среде школы «Мы все равны», программа социально-культурной и языковой адаптации детей мигрантов и детей, слабо владеющих русским языком, «Мир без границ» и другие.

Образовательными организациями осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов. С данной категорией детей в течение года работают специалисты службы сопровождения,
в том числе психологи, логопеды, социальные педагоги.

В рамках внеурочной деятельности образовательными организациями проводятся групповые и индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, библиотечные уроки и другое.

Автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (далее – АУ «Институт развития образования») проводилась работа по распространению положительного педагогического опыта и созданию условий для социальной и культурной адаптации и интеграции детей мигрантов в рамках реализации мероприятия «Создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма» (постановление Правительства автономного округа                    от 05.10.2018 № 349-п):

разработаны методические рекомендации по теме «Эффективное функционирование муниципальных центров культурно-языковой адаптации» в 2019 году (в 2018 году – «Создание условий для социальной
и культурной адаптации и интеграции детей мигрантов»);

обеспечивается проведение курсов повышения квалификации для педагогических работников автономного округа по теме «Создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции детей мигрантов».

В 2019 году курсы повышения квалификации прошли
52 педагога (в 2018 году – 51 педагог).

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: