Годы | Всего детей | В том числе, человек | Удельный вес группы в общей численности детей мигрантов, в % | ||||||
неорганизованные дети дошкольного возраста | посещают детские сады | обучаются в школе | посещают профессиональные образовательные организации | неорганизованные дети дошкольного возраста | посещают детские сады | обучаются в школе | посещают профессиональные образовательные организации | ||
2017 | 4063 | 393 | 498 | 3140 | 32 | 9,6 | 12,2 | 77,2 | 1,0 |
2018 | 3789 | 459 | 539 | 2739 | 52 | 12,1 | 14,2 | 72,2 | 1,4 |
2019 | 3219 | 187 | 552 | 2425 | 55 | 5,9 | 17,1 | 75,3 | 1,7 |
Таблица 10
Уровень владения русским языком детьми из семей иностранных граждан
Годы | Всего детей мигрантов | Численность детей мигрантов владеющих русским языком (в т.ч. дети дошкольного возраста) | Удельный вес группы в общей численности детей мигрантов, в % | ||||
владеющие | владеющие слабо | не владеющие | владеющие | владеющие слабо | не владеющие | ||
2017 | 4063 | 3239 | 462 | 167 | 79,7 | 11,3 | 4,1 |
2018 | 3789 | 3132 | 481 | 176 | 82,6 | 12,7 | 4,6 |
2019 | 3219 | 2755 | 399 | 65 | 85,5 | 12,3 | 2,2 |
По данным мониторинга, в 2019 году 85,5% детей из семей иностранных граждан владеют русским языком (в 2018 году – 82,6 %, в 2017 году – 79,7 %), 12,3 % владеют слабо (в 2018 году – 12,7 %, в 2017 году – 11,3 %), 2,2 % детей не владеют русским языком (в 2018 году –4,6 %, в 2017 году – 4,1 %).
|
|
В автономном округе на базе общеобразовательных организаций функционируют 34 центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов (приказ от 19.02.2016 № 230 «Об организации муниципальных центров культурно-языковой адаптации детей-мигрантов»).
Целью деятельности центров является достижение максимальной адаптации в новой культурно-языковой среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, слабо владеющих или не владеющих русским языком. В центрах реализуются программы изучения русского языка и социализации (адаптации) детей мигрантов.
Во всех муниципальных образованиях автономного округа изучение детьми мигрантами русского языка осуществляется в рамках реализации общеобразовательных программам, в том числе по индивидуальным учебным планам.
В образовательных организациях предоставляются дополнительные услуги по изучению русского языка для детей из семей иностранных граждан и их родителей (законных представителей) в следующих формах: индивидуальные занятия, элективные курсы, групповые занятия, курсы
по выбору, факультативные курсы, дополнительная образовательная программа, внеурочная деятельность и другое.
В рамках социальной адаптации детей мигрантов, с целью устранения проявления антитолерантных настроений и межэтнических конфликтов
в детской и подростковой среде образовательных организациях автономного округа внедряются авторские и модифицированные программы и методики: «Адаптация и социализация детей мигрантов в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «Формирование толерантности в образовательной среде школы «Мы все равны», программа социально-культурной и языковой адаптации детей мигрантов и детей, слабо владеющих русским языком, «Мир без границ» и другие.
|
|
Образовательными организациями осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов. С данной категорией детей в течение года работают специалисты службы сопровождения,
в том числе психологи, логопеды, социальные педагоги.
В рамках внеурочной деятельности образовательными организациями проводятся групповые и индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, библиотечные уроки и другое.
Автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (далее – АУ «Институт развития образования») проводилась работа по распространению положительного педагогического опыта и созданию условий для социальной и культурной адаптации и интеграции детей мигрантов в рамках реализации мероприятия «Создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма» (постановление Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 349-п):
разработаны методические рекомендации по теме «Эффективное функционирование муниципальных центров культурно-языковой адаптации» в 2019 году (в 2018 году – «Создание условий для социальной
и культурной адаптации и интеграции детей мигрантов»);
обеспечивается проведение курсов повышения квалификации для педагогических работников автономного округа по теме «Создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции детей мигрантов».
В 2019 году курсы повышения квалификации прошли
52 педагога (в 2018 году – 51 педагог).