Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее – обучающиеся с особенностями развития, дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования автономного округа.

Для создания необходимых условий получения качественного образования обучающимися с особенностями развития в автономном округе разработана и принята необходимая законодательная и нормативная правовая база.

В 2019 году в автономном округе общее образование получают
11 052 обучающихся с особенностями развития (в 2018 году – 9 014 человек, в 2017 году – 7 433 человека).

В целях реализации принципа равных прав на образование обучающихся с особенностями развития в автономном округе функционирует вариативная сеть дошкольных и школьных образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, в том числе учитывающая принципы инклюзивного образования.

Дети с особенностями развития школьного возраста обучаются как в общеобразовательных организациях совместно с развивающимися в норме сверстниками, так и в специальных образовательных организациях.

В системе образования Югры функционируют: 

18 казенных общеобразовательных организаций, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы, где обучаются в:

2019 году – 2 550 человека, в том числе 1 374 ребенка-инвалида;

2018 году – 2 447 человек,в том числе 1 268 детей-инвалидов;

2017 году – 2 283 человека, в том числе 1 039 детей-инвалидов.

146 специальных (коррекционных) классов, где реализуются
в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция) (2018 год – 174 класс, 2017 год – 126), в которых обучаются 1 529 человека, в том числе 175 ребенка-инвалида (2018 год – 2 324 человека, 2017 год – 1 337 человек);

3 231 класс общеобразовательных организаций (при муниципальных образовательных организациях), в которых реализуется инклюзивный принцип образования посредством адаптированных образовательных программ, где обучаются 5 859 человек, в том числе 1 991 ребенок-инвалид (2018 год – 3 883 человека, в том числе 840 детей-инвалидов, 2017 год – 3 519 человек, в том числе 935 детей-инвалидов;);

63 класса (при муниципальных образовательных организациях)
для детей с умственной отсталостью, где реализуются в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция), в которых обучаются 274 человека, в том числе
92 ребенка-инвалида (2018 год - 271 человек, в том числе 90 детей-инвалидов, 2017 год – 289 человек, в том числе 92 ребенка-инвалида).

Государственные образовательные организации реализуют адаптированные образовательные программы для детей со следующими нарушениями:

для детей с умственной отсталостью - 13 образовательных организаций;

для детей с задержкой психического развития - 1 образовательная организация;

для глухих и слабослышащих детей - 2 образовательных организации;

для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и глухих детей -                      1 школа-детский сад.

В 2019 году Депобразования и молодежи Югры выданы 641 путевка в государственные образовательные организации, реализующие в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы (в 2018 году - 693 путевки, в 2017 году – 640 путевок).

В 8 образовательных организациях имеются интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей с ограниченными возможностям здоровья.

В общеобразовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы, в том числе реализуются программы профессиональной подготовки для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим специальностям: «столяр», «слесарь-сантехник», «швея», «штукатур-маляр», «рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений», «переплетно-картонажное дело», «овощеводство», «рабочий по зеленному хозяйству».

Образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С 1 сентября 2019-2020 учебного года автономный округ принимает участие в экспериментальной апробации адаптированных образовательных программ основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (5 класс) (далее - экспериментальная апробация).

Для проведения экспериментальной апробации определено казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Излучинская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» - участник федеральной апробации стандарта начального общего образования, обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья 2014-2016 годов.

В целях внедрения экспериментальной апробации изданы приказы
от 18.07.2019 № 946 «Об экспериментальной апробации адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья», от 06.09.2019 № 1136
«Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») и состава рабочей группы экспериментальной апробации адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2019-2025 годы».

Для обеспечения психолого-педагогической поддержки и коррекционной работы при обучении детей с ОВЗ в автономном округе действует многоуровневая система психолого-педагогического сопровождения:

консилиумы образовательных организаций;

278 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

психолого-медико-педагогические комиссии, функционируют                            1 центральная и 22 территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, действующие на постоянной и созывной основе.

В рамках работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии в 2019 году обследованы 653 ребенка с ОВЗ (в 2018 году – 623 ребенка, в 2017 году – 680 детей).

В 2019 году Региональным центром психолого-педагогической помощи и сопровождения АУ «Институт развития образования
(далее – Центр) зарегистрированы 2 483 выписки из индивидуальных программ реабилитации и/или абилитации детей-инвалидов
(далее - Выписка), выдаваемых Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Для всех (2 483) указанных выше детей-инвалидов специалистами Центра разработаны индивидуальные перечни мероприятий, обеспечивающих психолого-педагогическую реабилитацию
и/или абилитацию (рекомендации по условиям организации обучения, оказанию психологической помощи, профессиональной ориентации), из них 2805 ИПРА находятся на исполнении.

Количество исполненных ИПРА детей-инвалидов за 2019
год – 1 984, за 2018 год – 3 680, за 2017 год – 1 733.

В 102 образовательных организациях автономного округа реабилитационные и (или) абилитационные мероприятия реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования (межведомственный приказ от 20.04.2020 № 422-р/509/548/09-ОД-93/01-09/105/17-Р-124 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия базовых организаций, входящих в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и осуществляющих комплексное сопровождение людей с инвалидностью в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).

В целях транслирования лучших практик работы с детьми с ОВЗ,
в том числе по инклюзивному образованию, в автономном округе осуществляет деятельность Региональный ресурсный центр
(на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сургутский государственный педагогический университет») по взаимодействию образовательных организаций с опорными образовательными центрами автономного округа (17).

Для взаимодействия опорных образовательных центров
с муниципальными образовательными организациями по вопросам обучения детей, имеющих особенности развития, Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечено распределение муниципальных образовательных организаций и установление кураторства над ними пилотных опорных образовательных центров. В целях создания сети (ассоциации) школ инклюзивного образования в каждом муниципальном образовании автономного округа созданы «Школы-спутники» пилотных опорных образовательных центров.

Функционирует 17 опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, 8 государственных образовательных организаций выступают в качестве ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций по вопросам теории и практики реализации инклюзивного образования.

Деятельность Ресурсных центров направлена на оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на создание условий для получения педагогическими работниками теоретических
и практических навыков осуществления образовательной деятельности
по адаптированным основным общеобразовательным программам,
на организацию методического сопровождения индивидуальных практик педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам, а также в сфере социализации и реабилитации обучающихся
с ОВЗ.

В автономном округе продолжается работа по реализации проекта «Сетевой компетентностный центр инклюзивного образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Инклюверсариум» при поддержке Российской Федерации в лице Министерства образования
и науки Российской Федерации, который позволяет обеспечить интеграцию региональных полномочий в области инклюзивного образования на базе регионального сетевого компетентностного центра.

В целях реализации мероприятий, направленных на распространение передового опыта организации инклюзивного образования, приказом Депобразования и молодежи Югры от 14.02.2019 № 148 «Об организационно-методическом сопровождении внедрения опыта работы компетентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Инклюверсариум»» утверждены 30 общеобразовательных организаций, 16 дошкольных образовательных организаций автономного округа, определённых в качестве площадок по реализации данного проекта.

С 2018 года организована деятельность Ресурсного центра
по вопросам использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций русского жестового языка
(далее - Ресурсный центр жестового языка) на базе казенного общеобразовательного учреждения автономного округа «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».

Приоритетными направлениями работы Ресурсного центра жестового языка являются: обучение учащихся русскому жестовому языку, представление опыта работы по применению русского жестового языка (РЖЯ) в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, разработка методических рекомендаций по применению русского жестового языка
в урочной деятельности, взаимодействие с образовательными учреждениями автономного округа по вопросам применения «РЖЯ»
в учебной и внеурочной деятельности.

Педагоги казенного общеобразовательного учреждения автономного округа «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» приняли участие в X Всероссийской выставке – форуме «Вместе – ради детей!»
(2-3 октября 2019 года, г. Калуга), где был представлен опыт школы
по организации образовательного процесса с применением русского жестового языка в форме мастер-класса «Основы русского жестового языка».

В целях выявления и транслирования лучших практик организации здоровьесберегающего образовательного процесса, привлечения внимания участников образовательного процесса к вопросам сохранения
и укрепления здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Депобразования и молодежи Югры проведен региональный этап Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья», в котором приняли участие 23 образовательные организации из 10 муниципальных образований автономного округа.

Во втором (федеральном) этапе Конкурса приняли участие:

казенное общеобразовательное учреждение автономного округа «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся
с ОВЗ» в номинации «Лучшая здоровьесберегающая школа»;

казенное общеобразовательное учреждение автономного округа «Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ» в номинации «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий»:

казенное учреждение автономного округа «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» в номинации «Лучший конспект тематического занятия».

Депобразования и молодежи Югры проведен региональный этап II Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2019», в котором приняли участие 13 участников
из 8 муниципальных образований автономного округа (гг.ород Нефтеюганск, Нижневартовск, Пыть-Ях, Сургут, Югорск, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы).

Во II (федеральном) этапе Конкурса приняла участие учитель-дефектолог казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа», город Нижневартовск.

В целях выявления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями), обладающих выраженными способностями и интересами к трудовой деятельности, подготовки
к самостоятельной жизни 18-19 апреля 2019 года на базе казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» состоялась региональная олимпиада по трудовому обучению среди обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями).

В Олимпиаде приняли участие 46 обучающихся 9, 10-11(12) классов из 12 общеобразовательных организаций, представляющих 10 муниципальных образований автономного округа.

По итогам олимпиады определены 12 призовых мест: 4 победителя,
8 призеров. 7 обучающихся награждены благодарностью Депобразования и молодежи Югры.

В автономном округе с 2016 года ежегодно проводится региональный этап конкурса по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

В 2019 году проведен IV региональный чемпионат, в котором приняли участие 117 участников, в том числе 15 специалистов (13%), 60 студентов (51%), 42 школьника (36%), 95 экспертов. Соревнования проведены по 19 компетенциям, из них 18 из списка Национального чемпионата и                          1 региональная, отражающая специфику автономного округа.

Сопровождение чемпионата осуществлялось 108 волонтерами
из волонтерских центров образовательных организаций: БУ ВО «Нижневартовский государственный университет», БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», БУ «Нижневартовский политехнический колледж», БУ «Нижневартовский строительный колледж»,
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №2».

Победители регионального этапа Чемпионата «Абилмипикс» приняли участие в V Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», который проходил с 18 по 22 ноября 2019 года в городе Москве. По итогам финала Чемпионата из 10 участников
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - 2 стали призерами
(3 место в компетенции «Дизайн персонажей/Анимация), 3 место
в компетенции «Швея».

В 2019 году на реализацию мероприятий государственной программы автономного округа «Доступная среда» образовательными организациями, подведомственными Депобразования и молодежи Югры, из средств бюджета автономного округа выделены и реализованы 22 792,3 тыс. рублей на:

обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры посредством проведения комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации объектов, в том числе
на создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования – 5 500,0 тыс. рублей;

обеспечение доступности предоставляемых инвалидам услуг
с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования – 6 757,1 тыс. рублей;

формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов), в том числе ранней помощи и сопровождаемого проживания инвалидов – 8 435,2 тыс. руб.

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов – 1 500,0 тыс. рублей;

создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов – 600,0 тыс. рублей.

Государственной программой автономного округа «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного – Югры» в 2019 году предусмотрены средства в объеме 3 000,0 тыс. рублей на организацию работы в информационно-образовательной среде для поддержания процесса дистанционного обучения.

На указанные средства в 2019 году закуплены 13 комплектов дистанционного оборудования для детей-инвалидов и 7 комплектов оборудования для педагогов.

По Соглашению между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 02.02.2019
№ 149-08-2019-095 в 2019 году выделены 2 070,0 тыс. рублей
из федерального бюджета, (объем софинансирования из бюджета автономного округа составил 6 900,0 тыс. рублей) двум государственным общеобразовательным организациям (КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»,
КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») (в 2018 году – 2 791,90 тыс. рублей федеральные средства, 11 902,22 - региональные средства, в 2017 году - 2 190,10 тыс. рублей федеральные средства, 5 206,51 тыс. рублей - региональные средства).

На указанные средства образовательные организации оснащены современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, а также обеспечены условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры посредством проведения комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации объектов.

При реализации мероприятий указанного Соглашения достигнуты следующие показатели:

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций,
23,6 % (2018 год – 23,2 %, 2017 год – 22,3 %);

доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций, 18 % (2018 год – 17,5 %, 2017 год – 17 %);

доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов, 95 % (2018 год – 90 %); (в 2017 году в ГП «Доступная среда» указанного роказателя не было)

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного
возраста, 99 % (2018 год – 98 %, 2017 год – 97 %);

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста, 45 % (2018 год – 40 %, 2017 год – 35 %);

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста, 95 % (2018 год – 90 %, 2017 год – 85 %);

По Соглашению между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 02.02.2019
№ 149-08-2019-046, в 2019 году выделены 745,8 тыс. рублей
из федерального бюджета, (объем софинансирования из бюджета автономного округа составил 8 435,2 тыс. рублей) двум государственным общеобразовательным организациям (КОУ «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
КОУ «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

На указанные средства в 2019 году двумя образовательными организациями приобретены логопедический тренажер «Дельфа-142.1», программно-дидактический комплекс «Логомер-2», стол для логопедического массажа, логопедическая парта с зеркалом, интерактивное пособие для начальной школы, портативное устройство для чтения, портативный тифлоплеер и др.

 



















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: