Ограниченными возможностями здоровья

Влияние декоративно - прикладного творчества

 на развитие и воспитание детей с

ограниченными возможностями здоровья.

МБОУ СОШ №12

 учитель технологии

 Богданова Анастасия Павловна

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. По мнению Л.С. Выгодского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни. Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Ребенок, имеющий ограниченные возможности, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в декоративно-прикладном направлении, становится механизмом творческой реабилитации детей. Главной целью развития каждого ребенка, является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений, говорит о том, что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели. Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь то музыка, изобразительное искусство, театр.

Дети с ОВЗ могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества. Обучающиеся с особенностями в развитии, не менее талантливы и одарены, чем другие дети.

Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия различными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. [1] Поэтому особенно важны занятия декоративно прикладной деятельностью детям с ограниченными возможностями здоровья. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

При развитии творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях поставлена задача: сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармонического развития детей, в основе которого лежат эстетические средства, опирающиеся на творческую активность на занятиях труда. При проведении занятий используются игры, стихи, сказки, загадки, одновременно осуществляется развитие речи и мышления ребенка.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский). [1]

Декоративно-прикладная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. С детьми с ограниченными способностями мы стараемся определить и назвать все эти свойства, сравниваем предметы, находим сходства и различия, то есть производим умственные действия. Таким образом, декоративно-прикладная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления у детей с ОВЗ.

На основе собственного наблюдения замечено, что у детей с ОВЗ очень богатый внутренний мир. Они очень любознательны, с большим интересом слушают и воспринимают информацию, старательны и трудолюбивы. Иногда их трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей просто удивляет в сравнении с их сверстниками, ничем не ограниченными в жизни. Они активно принимают участие в мероприятиях, оказывают посильную помощь в подготовке к ним. На занятиях часто использую сюрпризные и игровые моменты, моменты соревнования, мини-постановки т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает их знания с жизнью.

На всех занятиях применяю здоровьесберегающую технологию, которая является необходимым элементом успеха и результата работы на занятии. Дети с удовольствием включаются в неё, а для детей с ОВЗ эта технология является и оздоравливающей, т.к. у таких детей присутствует быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания. Также на занятиях применяю технологию — восприятие материала с закрытыми глазами, которая способствует переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия, сосредотачивает внимание и память, развивает воображение.

В начале учебного года, в своей педагогической деятельности использую следующие виды мониторинга: анкетирование, тестирование, опрос каждого учащегося. В течение учебного года провожу три вида диагностики результативности образовательного процесса: стартовая, промежуточная, итоговая. Полученные результаты фиксирую в карту успешности. Регулярное отслеживание результатов становиться основой для поощрения ребенка за его труд, старание. Такой способ оценивая, позволяет сравнивать достижения ребенка не с другими детьми, а с самим собой, выявляя его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем.

В конце учебного года формируется индивидуальная выставка работ ребенка, где наглядно можно проследить положительную динамику. Таким образом, формируется устойчивая мотивация на работу в следующем году.

В работе с детьми с ОВЗ, необходимо опираться на следующие правила:

— не сравнивать с остальными детьми;

— не навязывать себя ребенку, если решили с ним поиграть или чему-то научить;

— быть эмоционально приветливым не только внешне, но и внутренне;

— не фиксировать внимание на неудачах;

— использовать разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п.;

— избегать длинных объяснений или бесед, т.к. зачастую они просто недоступны детям;

— учить ребенка доводить начатое дело до конца;

— быть терпимым к «необычному поведению» ребенка;

— к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Творческое деятельность имеет большое значение в жизни каждого человека, тем более она оказывает большое влияние на развитие детей с особыми образовательными потребностями. В процессе творческой деятельности у них усиливается ощущения собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции, а также знания ребенку легче выразить в творческом процессе.

Наблюдения и проведенные тесты показывают, что занятия творчеством дают положительную динамику в развитии детей с ОВЗ. Они становятся менее застенчивыми, более общительными, не бояться новых знакомств, начинают проявлять инициативу, и те знания, навыки, умения которые приобрели и помогут им в дальнейшей взрослой жизни.

Истрии известно множество примеров, когда дети с ограниченными возможностями здоровья становились успешными людьми и даже превосходили других:

1.Рэй Чарльз (1930 - 2004) - американский музыкант, человек‑легенда, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм‑энд‑блюз. Ослеп в семилетнем возрасте - предположительно вследствие глаукомы. Рэй Чарльз - самый знаменитый слепой музыкант современности; он был награжден 12 премиями "Грэмми", попал в залы славы рок‑н‑ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Фрэнк Синатра назвал Чарльза "единственным настоящим гением в шоу‑бизнесе". В 2004 году журнал Rolling Stone поставил Рэя Чарльза под номером 10 своего "Списка Бессмертных" ‑ 100 величайших артистов всех времен.
2. Ирландец Кристи Браун родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения – семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына. Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно нею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.

 3.Хелен Адамс Келлер

Известнейшая американская писательница, преподаватель и политическая активистка. Она стала первым в истории слепоглухонемым человеком, кто смог получить степень бакалавра изящных искусств. Ее замечательный преподаватель Энни Салливан смогла «вытащить» ее из собственной полнейшей изоляции, и, несмотря на абсолютное отсутствие языка, научила общаться с окружающими.

В итоге Келлер смогла много путешествовать, стала инициатором основания Американского союза гражданских свобод, а также ярым борцом за права трудящихся, социализм и права женщин. Ее нелегкая биография послужила ярким сюжетом для фильма «Сотворившая чудо».


Луи Брайль

Известнейший тифлопедагог в детстве случайно поранил шорным ножом глаз, который из-за этого воспалился, а затем ослеп. Впоследствии Брайль придумал специальный шрифт для слепых и слабовидящих, который до сих пор повсеместно используется абсолютно во всем мире. Кроме того, он разработал аналогичную нотопись, чтобы и слепые смогли научиться музыке, которую он им сам и преподавал.

Фрида Кало

Известнейшая мексиканская художница, автор многочисленных экспрессивных и очень ярких картин, большая часть из которых была ее собственными автопортретами. В возрасте 6 лет она заболела полиомиелитом, поэтому ее левая нога была толще, чем правая, кроме этого у нее была расщелина позвоночника, которая могла в любой момент повлиять на функционирование спинного мозга.

Желание жить и нормально передвигаться помогло Фриде насколько это возможно оправиться от травм и даже восстановить способность ходить, однако она на протяжении всей своей жизни была буквально привязана к больницам, поскольку страдала от рецидивов сильнейшей боли. Но, несмотря на это, она много работала как художница и ее картины с удовольствием приобретали многие международные музеи мира. О ее нелегкой жизни был снят фильм «Фрида».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: