Нидерландский натюрморт

Исторический аспект жанра натюрморта

С давних времен художники стремились выразить свои мысли и чувства, понимание жизни с помощью вещей и предметов, которые их окружали.

Искусство натюрморта зародилось в XV веке. Натюрморт как элемент картины на полотнах художников эпохи Возрождения (XV-XVI век) никогда не был случайным дополнением к композиции. Предметы натюрморта всегда восполняли образ и замысел художника, были его отражением [59, с. 4]. Несмотря на то, что на всем пространстве полотна натюрморт чаще всего занимал очень скромное место в углу картины, в его изображении была заметна творческая одухотворенность, глубокий смысл. Это определило дальнейшее развитие натюрморта как самостоятельного жанра [59, с. 3].

Натюрморты XV века уже можно рассматривать как часть исторической или жанровой композиции. До конца этого столетия предметы повседневного быта являлись дополнением к религиозным, героическим и мифологическим сюжетам. Первые натюрморты имели символический характер.

Натюрморт в том виде, в каком он понимается в современной теории искусства, появился одновременно в Италии и в Нидерландах в конце XVI века. В Южной Европе этот жанр процветал благодаря таланту Караваджо. На севере жанр натюрморта возник в результате Реформации, в ходе которой живопись на религиозные темы утратила свои позиции. Это позволило художникам расширить свой выбор сюжетов для художественных произведений.

Натюрморт стал самостоятельным предметом изображения благодаря Микеланджело Меризи, известному как Караваджо. Однажды художник взял небольшую корзинку, положил в нее виноград, червивое яблоко, несколько груш и плодов инжира, персик и написал первый натюрморт. Это произошло в 1596 году, когда художнику было 23 года. Ранее Караваджо писал фрукты, музыкальные инструменты и другие различные предметы. Сам того не осознавая, он стал основателем нового жанра, который через некоторое время приобрел популярность в Испании и Франции. Это был радикальный переворот в истории искусства, так как живопись утратила свой религиозный и придворный характер, который она всегда имела раньше.

Вторая половина XVI — начало XVII века – это время, когда жанр натюрморта становится популярным. Эта эпоха характеризовалась развитием естественных наук, интересом искусства к повседневной и частной жизни, а также развитием методов художественного познания мира. Анализ художественных полотен данного времени показывает, какую существенную роль стал иметь натюрморт в картине. Предметы стали основным объектом изображения, передающим мастерство художника [59, с. 6].

Итальянский натюрморт

Развитие натюрморта в Италии во многом базируется на реформах Караваджо. Итальянские мастера любили изображать цветы, овощи и фрукты, кухонная утварь, а также книги и музыкальные инструменты (М. Кампидольо, П. П. Бонци, Ж. Б. Руопполо, Ж. Рекко, Э. Баскенис и др.). Итальянский натюрморт характеризуется богатым и ярким колоритом, пластичной и выразительной передачей предметного мира.

В XVII-XVIII веках в искусстве Италии случилось разделение местных школ живописи, определились живописные приемы и методы. Художники создавали композиции с букетами цветов, с овощами и фруктами. При этом можно также встретить натюрморты с вазами из фарфора, картины, отображающие профессию ученого, музыканта, где основное место занимали книги, глобусы, музыкальные инструменты и т. д.

Виды жанра натюрморта, сформировавшиеся в Италии, вскоре были переняты живописными школами Испании, Франции и Германии. Влияние итальянского натюрморта ощущается также в некоторых работах мастеров Голландии и Фландрии [59, с. 10].

Нидерландский натюрморт

Своеобразная особенность голландского натюрморта конца XVII века - масштаб композиции (часто изображаются рынки, магазины, цветы и фрукты): они многосоставны, величественны и динамичны; они олицетворяют изобилие и плодородие.

"Малые голландцы" показали в собственных произведениях предметный мир, который живет своей спокойной, застывшей жизнью. Фразу "застывшая жизнь "(голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) начали употреблять для характеристики натюрмортного жанра после первой половины XVII века. В начале это происходило в Нидерландах. Ранее художники давали названия схожим картинам, используя описание мотива: "маленький завтрак", "букет цветов", "Суета сует".

В 40-е годах XVII века в живописи нидерландских мастеров натюрмортный жанр получает большое распространение в качестве самостоятельного направления искусства. В начале выделяются с цветами натюрморты, которые возможно увидеть в работах Амброзиуса Босхарта Старшего и Бальтасара ван дер Аста, Яна Давидса де Хема и его последователей второй половины XVII века. Распространенность изображения цветов обусловлена отличительными чертами жизни в нидерландцев, а именно, традиционными садами, загородными виллами или комнатными растениями, и по мимо этого, природной средой, подходящей для занятий цветоводством [59, с. 12].

В натюрмортах голландцев заметен интерес к повседневной природе предметов, интимности, внимание к живописному развитию световой среды, к разнообразию фактур материалов.

В Голландии наблюдалось несколько разновидностей натюрмортов. "Завтраки" и "десерты" изображались художниками очень живо и естественно, как будто человек, которому принадлежало убранство, недавно вышел из-за стола (В. Хеда, В. Кальф П. Клас).

Одной из основных было изображение кухонной утвари, ваз с цветами и, наконец, "vanitas"("суета"). Это натюрморты на тему скоротечности жизни и ее кратковременных радостей, напоминающие о том, что нужно помнить об истинных ценностях и заботиться о спасении души. Их отличали сложные христианские и любовные символы. Например, череп символизировал конец земной жизни человека, а гаснущая свеча напоминала о краткости всего сущего.

Голландские художники точно выстраивали отношения между предметами и тщательно прописывали мельчайшие детали. Эти натюрморты были созданы для пристального изучения, вдумчивого созерцания.

Голландские натюрморты второй половины XVII века, изображавшие битую дичь, имели большую востребованность. Данная тема объяснялась образом жизни буржуазии, страстью к охоте в этом слое общества.

Планомерно произошло полное вытеснение незатейливых мотивов такими темами, как редкие цветы и фрукты, привезенные из дальних стран. Творчество Я. Веникса и Адрианса Коорте, отличающиеся яркостью и величием, завершили золотой век голландского натюрморта.

Голландское искусство XVIII века стремительно приближалось к определенному кризису [59, с. 22].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: