Самым существенным отличием литературного наречия от народных является стремление говорящего нормировать свою речь. Существование языкового идеала у говорящих - главная отличительная черта литературного наречия с момента его возникновения, черта, создающая это наречие и поддерживающая его.
Черты литературно-языкового идеала:
1. Консерватизм, ссылка на традицию, неподвижность норм (объединяет народ во времени)
2. Наличие нормы, зафиксированной в письменном виде (кодифицированной)
Парадокс Балли: язык может функционировать, только если он статичен, и может жить, только если он может изменяться.
3. Идеал всегда местный (объединяет территориально). Литературное наречие задерживает дифференциацию языков
4. В литературном наречии все всегда и везде говорят в той или иной степени непонятно. Затруднённое понимание есть необходимый спутник литературно-культурного говорения
Виды норм:
Ø орфоэпические
Ø стилистические
Ø грамматические: морфологические и синтаксические
|
|
Ø орфографические и пунктуационные
Ø каллиграфические
Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка.
Объективная точка зрения на язык - такая, при которой эмоциональное и волевое отношение к предмету совершенно отсутствуют, присутствует только познавательное отношение.
Для лингвиста нет правильного или неправильного, он ни одного факта не осудит, а лишь изучит. Современные наречия и говоры - потомки более древних наречий, а литературное наречие - лишь одно из этих областных наречий, обособившееся в своей истории, испытавшее более сложную эволюцию, зажившее неестественной жизнью.
Нормативная точка зрения на язык - убеждение в существовании общеобязательной нормы и её необходимости для существования языка.
Для литературного наречия наивный нормативизм - единственно-жизненное отношение, а выведенный из объективной точки зрения “не разобрать слова” - смертный приговор.
Для культурного общения нужен язык нормируемый.
Нормативная и объективная точки зрения не только мирятся, но и требуют друг друга.
Билет 7
Графика как фактор письма и как лингвистическая дисциплина. Слоговой принцип русской графики. Сферы его применения
Факторы письма:
1. Алфавит
2. Графика
3. Орфография
Графика - раздел языкознания (+фактор письма), который устанавливает соотношение между буквой и звуком в той части, в которой его не устанавливает алфавит.
Графика придумала слоговой принцип:
В определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог, сочетание согласной и гласной.
Сферы действия:
|
|
Ø Чтение
Согласный читается твёрдо, если стоит перед:
o # (потоп_)
o “несмягчающими” гласными - а, о, у, ы, э (потоп)
o мягким негомоорганным переднеязычным согласным, кроме r и l (дверь)
o твёрдым согласным (проход)
Согласный читается мягко, если:
o Стоит перед ь - показателем мягкости (соль)
o Перед “смягчающими” гласными - я, е, ё, ю, и (люстра)
o Перед мягким негомоорганным переднеязычным согласным, кроме r’ и l’ («стена»)
Ø Письмо
Звук [j]:
o Й:
· перед # (май_)
· перед согласным (майка)
o Я, Ё, Ю, Е, И*:
· ударный гласный в начале слова, *кроме И (ель, юг)
· после гласного перед ударным гласным, *кроме И (моя, моё)
· после разделительных ь и ъ (семья, подъезд)
Единицей письма и чтения является графический слог.
Билет 8