Нормативность как отличительная черта литературного языка. Виды языковых норм. Причины их изменения. Объективная и нормативная точки зрения на язык

Самым существенным отличием литературного наречия от народных является стремление говорящего нормировать свою речь. Существование языкового идеала у говорящих - главная отличительная черта литературного наречия с момента его возникновения, черта, создающая это наречие и поддерживающая его.

 

Черты литературно-языкового идеала:

1. Консерватизм, ссылка на традицию, неподвижность норм (объединяет народ во времени)

2. Наличие нормы, зафиксированной в письменном виде (кодифицированной)

Парадокс Балли: язык может функционировать, только если он статичен, и может жить, только если он может изменяться.

3. Идеал всегда местный (объединяет территориально). Литературное наречие задерживает дифференциацию языков

4. В литературном наречии все всегда и везде говорят в той или иной степени непонятно. Затруднённое понимание есть необходимый спутник литературно-культурного говорения

Виды норм:

Ø орфоэпические

Ø стилистические

Ø грамматические: морфологические и синтаксические

Ø орфографические и пунктуационные

Ø каллиграфические

Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка.

Объективная точка зрения на язык - такая, при которой эмоциональное и волевое отношение к предмету совершенно отсутствуют, присутствует только познавательное отношение.

Для лингвиста нет правильного или неправильного, он ни одного факта не осудит, а лишь изучит. Современные наречия и говоры - потомки более древних наречий, а литературное наречие - лишь одно из этих областных наречий, обособившееся в своей истории, испытавшее более сложную эволюцию, зажившее неестественной жизнью.

Нормативная точка зрения на язык - убеждение в существовании общеобязательной нормы и её необходимости для существования языка.

Для литературного наречия наивный нормативизм - единственно-жизненное отношение, а выведенный из объективной точки зрения “не разобрать слова” - смертный приговор.

Для культурного общения нужен язык нормируемый.

Нормативная и объективная точки зрения не только мирятся, но и требуют друг друга.

Билет 7

Графика как фактор письма и как лингвистическая дисциплина. Слоговой принцип русской графики. Сферы его применения

Факторы письма:

1. Алфавит

2. Графика

3. Орфография

Графика - раздел языкознания (+фактор письма), который устанавливает соотношение между буквой и звуком в той части, в которой его не устанавливает алфавит.

Графика придумала слоговой принцип:

В определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог, сочетание согласной и гласной.

Сферы действия:

Ø Чтение

Согласный читается твёрдо, если стоит перед:

o # (потоп_)

o “несмягчающими” гласными - а, о, у, ы, э (потоп)

o мягким негомоорганным переднеязычным согласным, кроме r и l (дверь)

o твёрдым согласным (проход)

Согласный читается мягко, если:

o Стоит перед ь - показателем мягкости (соль)

o Перед “смягчающими” гласными - я, е, ё, ю, и (люстра)

o Перед мягким негомоорганным переднеязычным согласным, кроме r’ и l’ («стена»)

 

Ø Письмо

Звук [j]:

o Й:

· перед # (май_)

· перед согласным (майка)

o Я, Ё, Ю, Е, И*:

· ударный гласный в начале слова, *кроме И (ель, юг)

· после гласного перед ударным гласным, *кроме И (моя, моё)

· после разделительных ь и ъ (семья, подъезд)

Единицей письма и чтения является графический слог.

 

Билет 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: