Задачи.
1.Учить детей называть систему, выделять основные признаки объекта: цвет, форма, размер, назначение. Контрольные вопросы: Что (кто) это? (мяч). Какого цвета (формы, размера) мяч? Как можно играть с мячом? Для чего нам нужен мяч? (играть).
2.Учить детей выявлять составляющие системы (части) и рассказывать об их назначениях. Контрольные вопросы: Что это у петушка? Что делает петушок крылышками? Как называется эта часть у петушка? Зачем петушку ноги?
3. Познакомить детей с местом обитания, функционирования объектов. Контрольные вопросы: Где живет лиса? Кто ещё живет в лесу? Где стоит кровать? Что еще есть в спальне?
4. Учить рассматривать развитие системы во времени: настоящее, прошлое, будущее (задача решается во втором полугодии учебного года). Контрольные вопросы: Вы сейчас какие: большие или маленькие? Что вы умеете делать? А раньше какими вы были? Что умели делать? Какими вы будете, когда вырастите? Что будете уметь делать?
Этап. Знакомство детей с системным оператором – волшебными экранами.
Задача: систематизировать знания детей о любой системе, т.к. сведения о ней рассматриваются во взаимосвязи с другими предметами, явлениями.
Волшебные экраны – универсальная модель организации занятий с детьми по ознакомлению с окружающим и природой. На занятии можно использовать все 9 экранов или меньшее их количество. Это зависит от поставленных задач на занятии.
Например, занятие по теме «Цыпленок в гостях у детей».
Задачи.
1. Систематизировать знания детей о цыпленке: признаки (цвет, форма, размер, функции), части и их назначение, настоящее, прошлое, будущее цыпленка.
2. Упражнять в умении связно отвечать на вопросы воспитателя.
3. Формировать доброжелательное отношение к домашним птицам.
Ход занятия.
К нам в гости пришел кто? (показать картинку с изображением цыпленка). Дети здороваются с цыпленком, знакомятся с ним. Поместим цыпленка на волшебный экран.
4 | Цыпленок. 1 | 7 |
2 |
1 экран. Что умеет делать этот цыпленок? (пищит, клюют зернышки, машет крылышками, вертит головкой, пьёт воду, бегает и т.д.). Покажите, как цыпленок вертит головкой (клюют зернышки, пищит и т.д.). Обобщение воспитателя: цыпленок умеет….. Кто из вас видел живого цыпленка? Нравится он вам?
2 экран. Что есть у цыпленка для того, чтобы он бегал? Воспитатель помещает на экран модель-изображение ног цыпленка. Что есть у цыпленка для того, чтобы он не замерз? Воспитатель помещает на экран изображение перьев. И т.д. Обобщение воспитателя: у цыпленка есть …..
4 экран. А раньше каким был цыпленок? (маленьким, яйцом). Да, яйцом. Воспитатель помещает изображение яйца на экран. Умело яйцо бегать, пищать? Что же могло яйцо? (лежать, упасть). Обобщение воспитателя: цыпленок появился из яйца. Он рос внутри яйца. Когда цыпленок вырос, он пробил скорлупу и родился. Это было в прошлом.
7 экран. Что будет с цыпленком, когда он вырастет? (петушок или курочка). Воспитатель помещает на экран изображение петушка (или курочки). Что умеет делать петушок? Покажите, как петушок будет кричать. И т.д. Обобщение воспитателя: когда цыпленок вырастет, он станет петушком и будет уметь …..
Что мы узнали о цыпленке? Хотите увидеть живого цыпленка?
Практическая деятельность детей: слепить для цыпленка зернышки.
Литература.
1. Андреева Е. В., Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н. А. Творческие задания “Золотого ключика”. Самара-2001.-108с.
2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать. Ульяноск-2001.-52с.
3. Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Ульяновск-1999.-38с.
4. «Истории про …» Составители: Сидорчук Т.А., Ардашева Н.И., Гуткович И.Я., Костракова И.М. Самара, 1994 – 63с.
5. Корзун А. В. “Веселая картинка”. Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск-2000.-64с.
6. Кузнецова В. В., Пыстина Л. А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. Саров-2001.-76с.
7. Никашин А. И., Страунинг А. М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитием фантазии. Ростов-на-Дону-1993.-32с.
8. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, ООО “Росток”, 1998.-63с.
9. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск-1996.-152с.
10.Страунинг А. М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск-1996.-419с.
11.Страунинг А. М. Методы активизации мышления. Обнинск-1994.-92с.