Игра «Юный архитектор»

В процессе игры используется макет улицы с поворо­тами, а также картинки или бумажные макеты с изображе­ниями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной доске.

Логопед: Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а вы — моими помощниками. Мы будем разрабатывать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площад­ка, сквер. По этой улице пойдут автобусы, легковые машины, грузовики. На доске вы видите дорогу. Слева — начало ули­цы, справа — ее конец. Итак, начнем планировать, малень­кий дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. (Один из детей располагает его на макете.) А где бы вы хоте­ли расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги, в конце улицы.)

В наших домах живет много детей. Что нужно для них? (Детский сад и школа). Построим школу слева и по­дальше от дороги в начале улицы, а между школой и высо­ким домом — детский сад. Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку... А где мы сделаем сквер? (Между дорогой и школой.) А что еще можно разместить справа от дороги? (Кино­театр, магазин.)

— Итак, мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между школой и дорогой?

А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Один из детей размещает картинку или ма­кет автобуса.) Такси движется налево от нас. А грузовик едет впереди автобуса.

— Итак, куда едет грузовик, автобус такси?

Карточка №33

 

«Игра в неделю» (закрепление предложно-падежных конструкций).

В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.

 

Карточка №34

Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате»  (закрепление предложно-падежных конструкций потеме «Мебель»)

Используется игрушечная мебель. Игра может прово­диться в двух вариантах.

1-й вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении различ­ных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.

Затем на макете дети расставляют игрушечную ме­бель так же, как и на картинке. При этом дети комментиру­ют свои действия: поставим стул перед столом и т. д.

2-й вариант. Самостоятельное расположение мебели. После того, как дети расположили мебель в комнате, логопед задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к стулу?», «Где расположен торшер по отношению к шкафу?» и т. д.

 

Карточка №35

Игры «Что где?» или «Кто где?»

Детям предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке «Где находится?». В ответах на вопросы дети используют предлоги в, на, над, по, под, между, около, перед и др.

Примерные картинки даны ранее в тексте.

 

  «Игра в поезд» ( закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов в, на, под).

На доске макет поезда.

Логопед: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В 1-м вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во 2-м вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом на, а в 3-м — со словом под.                                                         '

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно сделать надписи из слов в, на, под). На­пример, картинка «Мяч лежит под стулом» помещается в 3 вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» —в 1-й вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» — во 2-й вагон.

 

Карточка №36

   Игра «Сделай правильно» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога.

 

Игра «Машина едет по дороге» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина. С одной стороны дороги — гараж, с другой стороны — база или магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разно­цветных домиков, горки, сквера, мостика.

Игра может проводиться в нескольких вариантах.

1-й вариант. Логопед дает инструкцию (например, «Ма­шина объехала вокруг красного дома»), дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.

2-й вариант. Логопед помещает машину в определен­ное место на макете. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

3-й вариант. В процессе игры дети находят соответ­ствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении маши­ны только по схемам предлогов.

 

Карточка №37

Игра «Различай предлоги».

На доске символы предлогов в, на, под, над и их буквен­ные обозначения. У детей картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением.

Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под определенным символом предлога.

 

Игра «Правильно подними значок».

У детей изображения различных символов предлогов. Логопед называет словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над), дети поднимают соответствующий символ.

 

Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: виз, нас, кот).

Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик....

Девочка налила воду в графин....

Мама положила яблоки на стол....

Брат поставил лампу на тумбочку.... Машина подъехала к дому....

Дедушка подошел к забору....

Карточка №38


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: