Специальности педагогического направления подготовки

Подготовка по специальности Преподавание в начальных классах ведется практически с момента образования колледжа, с сентября 1994 года.

Это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом для всех остальных профессий в мире. Учитель играет важную роль в формировании личности каждого ребенка, создает будущее страны, от его труда во многом зависит разносторонность знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Чтобы быть прекрасным педагогом, нужно любить тех, кого обучаешь, и то, что преподаешь. К личностным качествам специалиста этого профиля относятся: безграничная любовь к детям, доброжелательность, чуткость, внимание, умение верно оценивать педагогическую ситуацию, упорство в работе, демократизм в отношениях, мобильность и толерантность. Работая с детьми, учитель сам должен быть интересным, чтобы дети могли им восторгаться и гордиться. Самые замечательные учителя — это те, кому интересно с детьми, кому удалось сохранить в себе частицу детства!

Современный учитель начального звена – это тонкий знаток детской психологии; учитель-практик, компетентный в различных дидактических системах, которыми представлена современная начальная школа; учитель-энциклопедист, эрудированный в различных областях знаний; учитель-энтузиаст, причастный к педагогике не по должности, а по качеству души. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, наставник и помощник, защитник и вдохновитель, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной творческой личностью.

На фундаментальную подготовку будущих специалистов ориентированы такие дисциплины, как: Педагогика, Психология, Возрастная анатомия, физиология и гигиена; междисциплинарные курсы: Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя, Теоретические основы организации обучения в начальных классах, Основы организации внеурочной работы, Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. Овладевая тонкостями и особенностями работы учителя в начальных классах, студенты колледжа глубоко осваивают различные методики и теоретические основы их преподавания, овладевают широким спектром методов и приемов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

Преподавание дисциплин строится на основе совмещения теоретической и методической концепций. Это означает, что при организации учебного процесса преподаватели ориентируются не только на формирование определенной системы знаний и умений студента, но и на подготовку его к практической работе в качестве учителя начальных классов. В обучении успешно осуществляется профессионально-педагогическая направленность, поскольку аудиторная, внеаудиторная и научно-исследовательская работа со студентами ориентирована на практические нужды и проблемы обучения в начальной школе.

Важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя начальной школы является педагогическая практика. Она призвана углубить и закрепить теоретические знания студентов. Практика носит длительный и непрерывный характер. Учебным планом предусматривается практика учебная и производственная, которая в свою очередь состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Все виды практики связаны с развитием у будущих педагогов организаторских, коммуникативных умений, изучением личности младшего школьника, детского коллектива, а также дидактических основ обучения детей; дают возможность увидеть особенности применения различных учебных средств в начальной школе.

Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности и подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Таким образом, в течение всех видов практик студенты: постоянно общаются с детьми и проводят за ними наблюдения; знакомятся с системой работы школы; адаптируются в режиме работы учителя начальных классов; получают навыки общения с педагогическим коллективом школы, администрацией; наблюдают и анализируют уроки у различных учителей начальных классов и студентов-практикантов; готовят и проводят самостоятельно уроки; принимают участие в воспитательной работе с детьми, проводят занятия развивающего и воспитательного характера; приобщаются к системе работы учителя с родителями детей; получают навыки исследовательской работы по различным проблемам начального образования.

Получая профессиональную подготовку, студенты выделяют необходимые качества педагога, обеспечивающие его успешность в профессии: должен обладать развитыми интеллектуальными способностями; высокой концентрацией внимания, умением его распределять и переключать; большим объемом оперативной и долговременной памяти; высокой эмоциональной устойчивостью - выдержкой, самообладанием; развитыми коммуникативными качествами - тактом, сопереживанием, хорошей дикцией, четкой грамотной речью; способностью к яркому и логически выстроенному изложению материала; энергичностью, работоспособностью; умением увлечь своим предметом; высокой общей культурой. Учителю начальной школы необходимо обладать музыкальными и художественными способностями.

У истоков обучения будущих специалистов в области образования стояли известные в городе педагоги, среди них: Изюрова Елена Николаевна (доктор педагогических наук, доцент), Евдокимова Елизавета Ивановна (учитель начальных классов МАОУСОШ №1, заслуженный учитель школы РСФСР), Федорова Татьяна Николаевна (учитель начальных классов Гимназии), Кузьмина Ольга Владимировна (учитель начальных классов Гимназии), Богданова Нина Сергеевна (учитель начальных классов Гимназии), Евдокимова Антонина Истифеевна (заместитель директора Гимназии, учитель математики), Заболотская Людмила Алексеевна (учитель биологии МОУСОШ № 6), Родионенкова Лилия Фридриховна (преподаватель Школы искусств).

Выпускники колледжа с благодарностью вспоминают своих наставников. Их занятия всегда проходили в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, на высоком методическом уровне. Знания и опыт, полученные в стенах колледжа, помогают и сегодня выпускникам в их профессиональном росте и личностном саморазвитии.

С начала подготовки по специальности колледж сотрудничает с учителями начальных классов МАОУСОШ № 8: Шаршуковой Верой Анатольевной, Михайловой Лидией Николаевной, которые в разные годы обучали студентов Методике преподавания начального курса математики, осуществляли руководство выпускными квалификационными работами, принимали участие в работе государственной аттестационной комиссии по специальности, являются руководителями различных видов практики. Кроме названных педагогов этой школы, охотно делятся своим опытом и другие учителя начальных классов, среди них: Чернова Людмила Васильевна, Павлова Марина Анатольевна, Григорьева Маргарита Ивановна, Федорова Светлана Алексеевна, Павлова Ольга Николаевна, Абакумова Валентина Ивановна, Николаева Татьяна Ивановна, Бушева Галина Ивановна.

Колледж имеет широкие социальные контакты с образовательными учреждениями города и района. Продуктивное, тесное сотрудничество осуществляется с учителями начальных классов МАОУСОШ № 1 (Максимова Лариса Ивановна, Тимофеева Майя Ивановна, Игнатьева Ирина Владимировна, Крюкова Жанна Викторовна), МАОУСОШ № 2 (Егорова Нина Михайловна, Андрианова Елена Алексеевна, Егорова Ирина Анатольевна, Ильина Екатерина Сергеевна), специальной (коррекционной) школой № 3 (Воробьева Наталья Михайловна, Мезенцева Светлана Валентиновна, Карелина Елена Олеговна), МАОУСОШ № 4 (Усова Евгения Васильевна, Крамарева Светлана Владимировна, Филиппова Марина Петровна), Гимназией (Михайлова Анастасия Ивановна, Елизарова Ирина Васильевна, Королькова Елизавета Николаевна, Бондаренко Любовь Сергеевна, Иванова Зинаида Лаврентьевна, Петрова Надежда Алексеевна, Бондарь Лариса Юрьевна).

Подготовка студентов по данной специальности ведется на повышенном уровне. Раньше это означало, что выпускник получает не только квалификацию «учитель начальных классов», но и дополнительную подготовку в той или иной области. Первые выпускники получили специализацию: иностранный язык.

С 2002 года, ориентируясь на региональные и муниципальные потребности в педагогических кадрах, колледж реализовывал дополнительную подготовку в разных областях знаний: в области иностранного языка, изобразительного искусства, коррекционно-развивающего образования, в области семейного воспитания, в области информатики, воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня - это углубленная подготовка, которая дает возможность получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника.

За период существования специальности подготовлено и выпущено 415 специалистов, 81 из них получили дипломы с отличием.

Выпускники специальности востребованы на рынке труда. Они работают в общеобразовательных учебных заведениях, специализированных школах и детских садах, учреждениях культуры и дополнительного образования, частных школах. Многие из них за эти годы достигли высоких результатов, прошли путь от учителя до руководителя.

Длительная история подготовки по специальности дает уверенность в том, что в городе и районе практически не найти организации, осуществляющей образовательную деятельность, где бы ни работали выпускники.

Специальность может гордиться творческим коллективом, который своим энтузиазмом и энергией вовлекает студентов в разнообразную деятельность.

16 лет отдала колледжу Снеткова Елена Викторовна, преподаватель Педагогики, Детской литературы, имеющая высшую квалификационную категорию. Снеткова Е.В начала работать в колледже как преподаватель и заведующая педагогическим отделением, с 1999 года она работала в должности заместителя директора по учебно-методической работе. За успехи в профессиональной деятельности Елена Викторовна была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

С 1998 по 2008 год в колледже работала Татьяна Анатольевна Матеуш (Широкова), преподаватель Психологии и Немецкого языка высшей квалификационной категории. За это время проявила себя как ответственный, знающий, коммуникабельный и доброжелательный работник.

Студенты и сотрудники колледжа с теплотой вспоминают Гудим Наталью Николаевну, которая работала в колледже в период с 2003 по 2008 год, преподавала Русский язык и Литературу. Ее отличала отзывчивость, ответственность, добросовестное отношение к порученному делу. Будущим педагогам она прививала любовь к литературе, по ее инициативе и под ее руководством студенты занимались в Литературной гостиной, выпускали газету «На студенческой волне».

Калагина Юлия Александровна сначала по совместительству преподавала дисциплины, позволяющие получить студентам дополнительную подготовку в области коррекционно-развивающего образования, а с 2005 года работает на постоянной основе, преподает Этику и психологию семейных отношений. Юлия Александровна умело организует познавательную деятельность студентов, раскрывает им сущность и социальную значимость будущей профессии, формирует способность к практической деятельности и решению профессиональных задач.Педагог постоянно занимается самообразованием.

Более 10 лет в должности заведующей гуманитарно-педагогическим отделением отработала Власова Наталья Владимировна, преподаватель Коррекционной и специальной педагогики высшей квалификационной категории. Ее профессионализм и личностные качества помогают совмещать административную и преподавательскую деятельность. По инициативе Власовой Н.В. в колледже стали проводиться недели специальности, через которые реализуются задачи, заложенные в квалификационной характеристике выпускника. Наталья Владимировна любит свою профессию, умеет работать со студентами, стремится для каждого из них создать ситуацию успеха, заставить поверить в свои силы и возможности. Чуткость, душевность, чувство юмора и оптимизм позволяют ей создавать комфортную обстановку для преподавателей и студентов.

В своей педагогической работе Павлова Елена Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам, преподаватель Психологии высшей квалификационной категории, придерживается приемов опережающего обучения, учитывает возрастные и индивидуальные особенности студентов, добивается прочного усвоения знаний по предмету. На занятиях и тренингах у этого преподавателя каждый обучающийся имеет возможность проявить свои способности и творчество. Целенаправленно работая над повышением уровня мотивации к учению, Елена Ивановна строит свои занятия на коммуникативно-познавательной основе, мастерски используя проблемно-поисковые методы обучения. Преподаватель обладает большим творческим потенциалом, опытом организации и проведения воспитательных мероприятий различного уровня.

По мнению Павловой Е.И. и Власовой Н.В., активизация деятельности студентов специальности Преподавание в начальных классах возможна через нетрадиционные, интегративные методы и формы работы с ними. Поэтому они рассматривают интегрированные занятия как один из факторов, позволяющих оптимизировать учебный процесс. Имеют опыт проведения интегрированных занятий по дисциплинам: Психология и Коррекционная и специальная педагогика, Психология, Иностранный язык и Коррекционная и специальная педагогика.

Гусейнова Марина Фахраддиновна много лет трудится преподавателем педагогических дисциплин, имеет высшую квалификационную категорию, пользуется уважением и доверием у студентов. Педагог может каждого обучающегося увлечь своими предметами, творчески подходит к решению профессиональных задач. Нестандартный подход к организации обучения студентов позволяет Марине Фахраддиновне добиваться высокого качества знаний, развивать мыслительные и творческие способности будущих педагогов. С целью повышения эффективности обучения, преподаватель стремится к поиску новых форм и методов работы, активно использует различные образовательные технологии, постоянно повышает свою профессиональную компетентность. Под руководством Гусейновой М.Ф. студенты участвуют в творческих конкурсах и выставках различного уровня.

Васильева Елена Николаевна, заведующая учебной частью, преподаватель Русского языка и методики преподавания высшей квалификационной категории, работает увлеченно, отличается активной жизненной позицией. Обладая глубокими знаниями, совершенствуя педагогические приемы обучения и воспитания, является профессионально грамотным педагогом с большим творческим потенциалом. Её занятия интересны, четко распланированы. Уделяет много внимания развитию коммуникативных компетенций студентов. На занятиях использует современные технологии. Елена Николаевна постоянно готовит студентов специальности для участия в олимпиадах по русскому языку, которые проводятся на различных уровнях.

Карпова Светлана Евгеньевна, методист, преподает Педагогику, имеет первую квалификационную категорию. На своих занятиях создает благоприятные условия для развития личности каждого обучающегося, развития общих и профессиональных компетенций будущих педагогов. Светлана Евгеньевна обладает высоким уровнем коммуникативной культуры, хорошо владеет речью, профессиональной терминологией. Под ее руководством студенты специальности готовятся и участвуют в олимпиаде по Педагогике, которая ежегодно проходит в Великом Новгороде. Светлана Евгеньевна ответственная, исполнительная, трудолюбивая. Отношения с коллегами и студентами строит на доверии, уважении, требовательности и справедливости.

Васильева Е.Н. и Карпова С.Е. считают, что в условиях постоянного обновления системы образования возрастает необходимость трансляции и обмена педагогическим опытом. Это стимулирует самообразование педагогов, позволяет сразу включать в образовательный процесс новые разработки, апробировать новые формы работы, творчески модифицировать и дополнять идеи коллег. Поэтому Елена Николаевна и Светлана Евгеньевна активно транслируют свой опыт, имеют многочисленные публикации в сборниках на международном уровне.

Лисицына Татьяна Викторовна работает преподавателем Теоретических основ начального курса математики с первых лет образования колледжа и специальности, имеет первую квалификационную категорию. Умение чётко, методически грамотно планировать занятия позволяет ей, помимо базового учебного материала, предлагать студентам задания на развитие логического мышления, воображения, укрепление памяти, расширения кругозора. На протяжении многих лет руководит всеми видами профессиональной практики, способствует реализации механизмов социального партнерства. Благодаря умению Татьяны Викторовны налаживать деловые контакты с представителями работодателей, студенты специальности всегда имеют возможность получить практические навыки на базах практики под руководством опытных учителей начальных классов. Преподаватель всегда учтива, тактична в отношениях с обучающимися и коллегами.

Занятия Павловой Ларисы Ивановны всегда интересны и разнообразны по формам обучения и методическому оснащению. Преподаватель высшей квалификационной категории, талантливый, опытный, творчески работающий педагог, обладающий глубокими знаниями своего предмета (Теория и методика музыкального воспитания с практикумом). На своих занятиях стремится пробудить творческую мысль студентов, учит применять полученные знания в практической деятельности. Коммуникабельный, трудолюбивый, приветливый педагог, который широко делится своими знаниями и опытом с будущими учителями начальной школы.

Педагогические работники регулярно повышают свою квалификацию, ориентированы на инновационную деятельность в сфере среднего профессионального образования. В целях повышения эффективности преподавания, они организуют учебный процесс на основе диагностики знаний и умений, уровня обученности студентов, учета их индивидуальных особенностей, что позволяет планировать и корректировать педагогическую деятельность. Используют в работе практико-ориентированный междисциплинарный подход к изучению преподаваемых дисциплин, реализуют профессиональную направленность в ходе занятий, используя свой профессиональный опыт и первый опыт самих студентов.

С 2009 – 2010 учебного года преподаватели специальности принимают участие в реализации областного проекта Комитета образования, науки и молодежной политики области «Школа вожатых» с целью подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях различного типа с учетом современных требований. Обучение в «Школе вожатых» является возможным не только для студентов колледжа, но и для всех желающих получить педагогический опыт и использовать его на практике.

Преподаватели специальности систематически транслируют свой педагогический опыт через открытые занятия на различных уровнях, принимают участие в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, представляют публикации для сборников на различных уровнях (международный, всероссийский, региональный).

Со всей очевидностью можно сказать, что преподаватели специальности творчески подходят к своей работе, каждый из них заинтересован в личных успехах и достижениях студентов, всегда готов оказать поддержку будущим специалистам в трудном профессиональном становлении.

Фотографии: Власова Н.В., Гусейнова М.Ф., Лисицына Т.В., Снеткова Е. В., Павлова Л. И. – всех?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: