Преподаватели советской эпохи

В основу очерка положены материалы дневника директора школы И.П. Чикова, воспоминания выпускников и учителей школы № 1 г. Старая Русса.

В 1932 году в здании «бывшего реального училища» был произведен ремонт и его стали использовать по первоначальному назначению: сначала здесь открыли педагогическое училище, а с первого сентября 1933года – среднюю школу.

Первым директором школы была Татьяна Дмитриевна Крыжановская, затем Анна Ивановна Яковлева – Ивановская. С весны 1938 года школу возглавил выпускник Ленинградского университета Николай Федорович Шкворов. После освобождения Старой Руссы в 1944 году директором школы стал Иван Павлович Чиков.

Здание школы сохранилось в разрушенном городе, и нуждалось в восстановлении. Как ни тяжело было в разрушенном войной городе, в первую очередь восстанавливались и начинали действовать школы. Забота о будущем страны считалась всегда первостепенной задачей, и воплощали ее в жизнь люди, призвание которых - учитель.

Педагогический коллектив в 1944 - 1945 учебном году состоял из 37 человек. И. П. Чиков, директор школы, писал в своем дневнике: «Условия работы учителей и учащихся были тяжелые: недостаточная кубатура классных комнат, перегрузка учащимися начальных классов, отсутствие учебников по всем предметам, недостаточность тетрадей, плохое освещение (коптилка), отсутствие наглядных пособий, отсутствие ученических парт и т.д…»

Несмотря на тяжелые условия труда, учителя искренне и добросовестно работали, отдавая свои силы делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Одними из первых приехала в разрушенный город семья Вишняковых. Таисия Степановна начала свою педагогическую деятельность еще в 1919 году и всегда преследовала одну цель: работать с детьми, влиять на их умы и сердца. Ее муж Александр Петрович много лет возглавлял школы, работал над организацией колхозов. Свою любовь и преданность учительской профессии Вишняковы сумели привить и передать в надежные руки своих детей. Их сын Евгений Александрович, обучаясь еще в 9 классе, помогал матери в проведении педагогической работы в начальных классах. После окончания школы Евгений Александрович пошел работать учителем физкультуры, затем закончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Приехав в освобожденную Старую Руссу, Вишняковы поселились в землянке, и сразу же пошли на работу в школу, помогая восстанавливать полуразрушенное здание. Трудности лишь закаляли целеустремленных людей. Все свое время Таисия Степановна, Евгений Александрович и его жена Августа Николаевна отдавали школе и ученикам.

Условия работы с каждым месяцем улучшались: постепенно поступали учебники, школьный инвентарь пополнялся партами и самостоятельно изготовленными табуретками, были заказаны классные доски и шкафы.

В 1946 – 1947 гг. учителя, по – прежнему, работали в сложных условиях: занимались воспитательной работой с сиротами и патронируемыми, создавали кабинеты биологии и химии, организовывали при школе библиотеку.

Только в 1946 – 1947 учебном году приступили к ремонту здания по улице Карла Маркса дом 4. Вместе с учениками учителя занимались устройством площадки для занятий физкультурой.

К началу 1947 – 1948 учебного года все классы с 5 по 10 были переведены в здание по улице Карла Маркса, а начальные классы продолжали обучение в зданиях по улице Кириллова и улице Володарского.

В 1948 – 1949 учебном году увеличивается контингент учащихся 5 классов за счет перевода учащихся из начальных школ и железнодорожной школы. Если в начале 1948 года учащихся 5 классов насчитывалось 7 групп (249 человек), то в конце 1948 года их количество возросло до 13 групп (487 человек).

В связи с увеличением контингента учащихся увеличился педагогический коллектив и обслуживающий персонал. Количество преподавателей возросло до 55 человек, из них с высшим образованием – 18 человек, с незаконченным высшим – 18 человек, со средним специальным – 16 человек, со средним общим – 2 человека, с неполным средним образованием – 1 человек. Из них преподавательский стаж до 10 лет имели 17 человек, до 25 лет – 17 человек и свыше 25 лет – 14 человек. Многие преподаватели (11-х классов) одновременно совмещали работу в школе и обучение по заочной форме в высших учебных заведениях. В течение всего учебного года продолжалось восстановление здания по улице Карла Маркса.

О невероятной выносливости и тяжелом труде преподавателей и учеников того времени пишет в дневнике И.П. Чиков: «Педагогический коллектив и учащиеся помогали строителям в работе по восстановлению здания, в особенности в летний период. Осенью и весной учащиеся старших классов проводили под руководством учителей посадку деревьев на улицах города и набережных рек Полисти и Порусьи».

Русский язык и литературу преподавали подлинные мастера слова: Горская Анастасия Петровна, Докучаева Полина Николаевна, Дарская Нонна Васильевна, Дементьева Евдокия Андреевна, Егорова Людмила Михайловна, Лебедев Иван Петрович, Цветкова Марина Акимовна (Никифорова), Сафронова Антонина Николаевна.

Математику преподавали: Анисимова Л. Г., Вишнякова А. Н., Рыльков Г. А., Соколова Л. А., Федорова В. И., Черновская А. Н., Чикова В. И., Чиков И. П.

Физику преподавали: Чистякова Александра Ивановна и Королева Александра Евдокимовна. Химию вела Вильнит Зинаида Яковлевна. Биологию преподавали: Бородаева Ольга Георгиевна, Жебелева Марина Болеславовна.

Историю преподавали: Вишняков Евгений Александрович, Пермякова Августа Александровна, Чистяков Николай Иванович, Яковлева Анна Ивановна. Географию вели: Кац Любовь Матвеевна, Усманская Татьяна Михайловна. Иностранные языки преподавали: Лебедева Марина Ивановна (английский), Михайлова Евдокия Павловна (немецкий), Попова Раиса Ивановна (английский), Чикова Алевтина Ивановна (немецкий). Военное дело преподавал Хвынов Василий Иванович.

Преподавателями физического воспитания были: Матвеев Дмитрий Алексеевич и Миронов Виктор Васильевич. Рисование и черчение вел: Орлов Иван Владимирович. Пение и музыку – Пошибайлов Илья Иванович.

Учителя начальных классов: Бабичева Анна Александровна, Вишнякова Татьяна Степановна, Меньшикова Галина Ивановна, Хыксова Евгения Ивановна.

С 1948 – 1949 учебного года была введена плата за обучение для учащихся 8 – 10-х классов, причем материально необеспеченные учащиеся освобождались от платы за обучение. Занятия в школе проводились в две смены. К концу 1948 – 1949 учебного года в школе произошло сокращение контингента учащихся. Это было вызвано рядом причин, одна из которых заключалась в том, что необходимо было поднимать город из руин, развивать производство (учащиеся трудоустраивались на предприятия и в учреждения города).

В третью смену в этом же здании занимались учащиеся вечерней школы.

В начале 1949 – 1950 учебного года была выделена неполная средняя школа. Для занятий неполной средней школы был отведен третий этаж здания, а первый и второй этажи занимала средняя школа №1.

На работу в неполную среднюю школу были переведены 13 педагогов. Директором неполной средней школы был назначен Половцев Анатолий Иванович, заведующей учебной частью - Банухина Екатерина Георгиевна.

В связи с этим, в средней школе №1 остались только 4 группы начальных классов (1, 2, 3, 4 классы) – 163 человека, 9 групп учащихся 5 классов – 356 человек, 8 групп учащихся 6 классов – 279 человек, 5 групп учащихся 7 классов – 146 человек, 2 группы учащихся 8 классов – 58 человек, одна группа учащихся 9 –го класса – 33 человека, одна группа учащихся 10 класса – 26 человек. Таким образом, всего в средней школе №1 насчитывалось 30 групп, количество учащихся – 1054 человека.

В 1950 – 1951учебном году занятия, как и раньше, проводились в две смены. Перерывы между уроками сокращены до 5 минут, а между сменами до 10 минут.

Из воспоминаний И. П. Чикова: «Помещения недостаточно проветривались, и, естественно, это отражалось на успеваемости учащихся. Трудно было работать и ученикам, и учителям…».

Главная трудность, с которой столкнулись учителя, заключалась в подготовке учащихся 5 классов, поступивших из районных школ (д. Дубовицы, д. Медниково) и ряда начальных школ города. Положение осложнялось еще и тем, что часть учителей были переведены из начальной школы на работу в пятые классы, а часть учителей только что были приняты на работу. Учителям пришлось затратить немало времени на изучение склонностей, навыков и привычек своих учеников.

В 1950 году после окончания института вернулась в родную школу и проработала в ней 33 года в качестве учителя русского языка и литературы Зайцева Антонина Васильевна. Позже Антонина Васильевна вспоминала: «Особенно запомнились тяжелые 50-е. Школа работала в две смены. Учащихся 5 классов было очень много – 12 групп. Двенадцатый 5-л достался мне для классного руководства. Несмотря на трудности, в школе царил бодрый дух - готовили утренники, литературные и предметные вечера, театральные постановки».

В 1951 – 1952 учебном году условия работы школы оставались еще крайне тяжелыми. В зимнее время ученики и учителя занимались в верхней одежде, что приводило к заболеваниям. Педагогический коллектив состоял из 52 человек. Часть преподавателей – это высококвалифицированные специалисты, владеющие педагогическим мастерством, другая часть педагогического коллектива только начинала педагогическую работу либо после окончания института, либо совмещая работу с обучением на заочном отделении.

По мнению директора школы И.П. Чикова, «все члены педагогического коллектива относились к работе весьма добросовестно. Участие работников недостаточно было методического опыта, была развернута работа предметных методических секций, в особенности по русскому языку и математике». На заседаниях предметных секций обсуждались вопросы по методики преподавания различных дисциплин, по улучшению качества преподавания и качеству подготовки учащихся. Деятельностью указанных секций способствовало улучшению методической работы в школе и повышению успеваемости среди учащихся.

В 1952 – 1953 году основное внимание педагогического коллектива было приковано к вопросам воспитания и дисциплины. Были разработаны правила поведения для учащихся, проводились тематические классные часы, выпускались стенные классные газеты, еженедельно проводились во всех классах политинформации и чтение газет, вопросы дисциплины остро обсуждались на комсомольских собраниях и пионерских сборах. В результате проведенных мероприятий в школе появились классы с полной успеваемостью.

В 1953 – 1954 учебном году основной штат преподавателей состоял из 54 человек, и 4 человека работали по совместительству.

Среди штатных преподавателей 22 человека имели высшее образование, 11 человек – незаконченное высшее, 14 человек – педагогическое, 3 человека – общее среднее и специальное.

Педагогический стаж до 1 года имели 2 человека, от 1 года до 5 лет – 9человек, от 5 лет до 10 лет – 6 человек, от 10 лет до 25 лет – 22 человека, и 11 преподавателей отработали в образовательной сфере свыше 25 лет. Общее руководство учебно-воспитательной работой в школе возлагалось на заведующую учебной частью А. И.Яковлеву, дежурство во вторую смену – на А. П.Горскую, талантливого педагога, прекрасного организатора различных постановок, литературных вечеров. Анастасия Петровна Горская после войны долгое время возглавляла методическое объединение города среди учителей русского языка и литературы, была председателем горкома союза учителей.

Огромная работа проводилась преподавателями предметных методических комиссий: Горской А. П. по русскому языку, Егоровой Л. М. по литературе, Чиковой В. И. и Левитан М. Л. по математике, Пименовым М. А. по химии, Пермяковой А. А. по истории, Осиповой Н. И. по географии, Перовым В. С. по английскому языку и Чиковой А. И. по немецкому языку.

В 1954 – 1955 учебном году в городе открылась школа №5, и часть учащихся старших классов (7, 8, 9, 10 классов) и преподавателей была переведена в новую школу.

Согласно записям из дневника директора школы И.П. Чикова, в 1955 – 1956 учебном году «учебные занятия в школе должны были строиться по новым программам. Это обязало педагогический коллектив школы более тщательно продумать план работы и мероприятия по повышению эффективности учебно – воспитательной работы с учащимися».

В этом году школой был приобретен киноаппарат и стали демонстрироваться фильмы. К этому периоду укрепились связи с заводом «Химмаш», и на первом этаже школьного здания появилась мастерская, где учащиеся могли приобрести навыки обработки металла. В этом же году в школе образовался радиоузел, были организованны кружки.

Учителя стали теснее взаимодействовать с родителями, читали различного рода лекции, как ученикам, так и родителям.

С 1 сентября 1956 – 1957 учебного года директором школы стала Крылянок Валентина Аввакумовна.

Выпускники школы с большой благодарностью вспоминают своих учителей. Много писем и телеграмм приходило на адрес школы. Большой любовью и уважением пользовался учитель физкультуры Матвеев Дмитрий Алексеевич. В одном из писем выпускника читаем: «Уважаемый Дмитрий Алексеевич! Я отлично помню все о 1936-1937 годах, когда я учился в первой «образцовой» школе, где Вы преподавали физкультуру. Больше всего меня поражала Ваша человечность и музыкальность. Под Ваш аккомпанемент мы делали упражнения. И хотя из меня был плохой физкультурник, я любил этот предмет наряду с другими». Автором этого письма был П. И. Чинаев, генерал, профессор, доктор технических наук, подготовивший 40 кандидатов наук и 5 докторов наук.

Выпускница 1950 года Сапунова Л. в местной газете писала: «В школе никогда не закрывались двери физкультурного зала, а его хозяин Д. А.Матвеев находил дело для каждого. Физкультурные номера: пирамиды, клоунада, акробатика были обязательными на всех вечерах. Всех учеников он поражал выносливостью, терпением, тактом. Немало спортсменов, благодаря ему, выросло в нашей школе».

Педагогический коллектив всегда был гордостью школы. Шли годы, одни преподаватели сменяли других, а дух просвещения всегда присутствовал в стенах учебного заведения.

В 1960 году школа № 1 переехала в новое здание по улице Минеральной, а в здании по улице Карла Маркса разместилась школа-интернат. В течение двадцати лет директором Старорусской школы-интернат работала Валентина Александровна Кокорина, заслуженный учитель РСФСР.

Здание требовало серьезного ремонта. Валентина Александровна вспоминает: «Была разруха, мы все время занимались ремонтом. Пытались приспособить учебные кабинеты под спальни для детей, старались сделать их более уютными. Для этого красили стены в разные цвета, у нас были розовые, желтые спальни, для украшения использовали комнатные растения». Большой опыт работы Валентины Александровны, неутомимая энергия, твердость и настойчивость в решении постоянно возникающих проблем и вместе с этим душевная щедрость и материнская теплота помогали ей тянуть нелегкую ношу. Сколько сил и души отдала она школе! У нее были надежные помощники. Это завуч школы Евгения Ивановна Александрова, учитель и старший воспитатель Людмила Федоровна Михайлова, старший воспитатель Зинаида Павловна Николаева, воспитатели Мария Васильевна Иванова, Зинаида Федоровна Исайчук и другие. Много лет отдали школе Рада Алексеевна Иванова, Анастасия Павловна Тимофеева, Александра Михайловна Цветкова, Зоя Степановна Серых, Екатерина Павловна Николаева, Анастасия Григорьевна Дубровская. Прекрасными помощниками были музыкальный руководитель Анатолий Степанович Леонов и пионервожатая Валентина Александровна Алехнович.

В школе был создан зал трудовой, боевой и революционной славы, работали два хора, духовой и струнный оркестры, кружок гармонистов, танцевальные коллективы. Проводились экскурсии, походы по родному краю, поездки за пределы области.

Серьезным направлением воспитательной работы педагоги считали трудовое воспитание. В школе-интернате существовали швейная мастерская, в которой работали девочки под руководством Петуховой Татьяны Николаевны. Мальчики работали в столярных и слесарных мастерских. При школе-интернате находилась свиноферма, а «средства, вырученные с продажи поросят, шли на покупку одежды для воспитанников, так как денег на эти нужды выделялось очень мало».

Праздников в школе было много. Людмила Федоровна Михайлова вспоминает: «Занятия в школе начинались в 8.30 утра и продолжались до 14 часов, затем с 14 и до 18 часов было отведено время для самоподготовки. Именно в это время учащиеся пели в хоре, играли в духовом оркестре, учились танцевать. В 9 часов вечера объявляли отбой». Позже Валентина Александровна вспоминала: «коллектив был немаленький – 80 человек, из которых – только 40 учителей. Но самое главное – коллектив был дружный, сплоченный, единый в своем стремлении воспитать честных, трудолюбивых, преданных Родине людей.

 

 

 

 

Содержание

I История создания, становления развития   колледжа на Старорусской земле

1 История создания

2 История становления (1994-2000 гг.)

3 История развития (2001-2014 гг.)

II Образовательная деятельность

1 Специальности юридического направления подготовки

2 Специальность педагогического направления подготовки

3 Специальности информационного направления подготовки

4 Специальность и специализация технического направления подготовки

5 Специальности экономического направления подготовки

6 Специальность медицинского направления подготовки

7 Студенческое научное общество

8 Дополнительное профессиональное образование

9 Методическая деятельность

10 Библиотека

11 Воспитательная деятельность

III Трудоустройство выпускников

IY  Международная деятельность

Y Музей истории здания и колледжа

1 История строительства здания

2 Время и люди

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: