Глава 1. Сивилла первая – Персидская

Хотя и много и разные были сивиллы в разные времена и <в разных> странах, однако древнейшей и славнейшей из всех была Персидская, которая называется Халдейской. Собственным её именем было Самбефа, как повествует Суида в своем "Словаре" в сказании о сивиллах. О том же пишет и римлянин Варрон в своей истории. Персидской же она называется, потому что была из страны Персидской. Другие называют её Халдейской. А некоторыми она называется и Еврейской. И говорят, что по происхождению она была от блаженнейшего Ноя. А отец той сивиллы был именем Бероз, который и написал халдейскую историю. Матерью её была Эриманфа.

Никанор, древний историк, который написал жизнеописание Александра <Македонского>, в своей “Истории” пишет, что эта сивилла предсказала о делах Александра Великого, Македонянина. Также и о Спасителе нашем <Иисусе> Христе и о пришествии Его многое предвозвестила. Как пишут некоторые, она ходила в золотых одеждах, вида была моложавого, весьма хороша красотою. А пророчество её было до Рождества Христова за 1248 лет.

Книг же ею написано числом 24, объявлявших обо всех народах и странах.

Хотя стихи её во многом обретаются несовершенными и без размера, в том не вина пророчицы, но скорописцев, которые не успевали в скорости своего письма за произношением слов её, или писцы те были неучеными и неискусными в грамоте. И когда кончались пророчества сивиллы, то память слов её прекращалась, и из-за этого её стихи обретаются несовершенными, ибо после прорицания она не могла их исправить. Из-за этого и смысл стихов во многом исчезает. А может быть так стало по усмотрению Божию, чтобы не понимали многие недостойные предсказаний её; или же скудость стихов случилась из-за многократного переписывания её книг. И не только эта сивилла предсказывала посредством стихов, но и все прочие сивиллы предсказывали стихотворным размером. Вот почему все стихи её неудобовразумительны.

Святой Иустин, философ и мученик, в своем "Слове к язычникам"[35] пространно пишет таким же образом, поэтому здесь мы вам его предлагаем, чтобы отсюда можно было узнать и о жизни прочих сивилл. Ибо он повествует следующее:

"Еще легче вам будет познать истинную религию отчасти из чтения древней Сивиллы, которой прорицания, происшедшие от сильного вдохновения, так сходны с учением пророков.

Говорят, что эта сивилла происходит из Вавилона и была дочерью Бероза халдеянина. Потом, не знаю как, она пришла в страну Италийскую, в Кампанию, и там начала пророчествовать в некоем городе, называемом Кумы, в шести поприщах от города Байи, далеко, где бани, то есть теплые источники, в Кампании. Мы же сами ходили в этот город и видели некое место, в котором находится огромная базилика, то есть большая царская палата, высеченная из цельной скалы, здание великолепное и достойное всякого удивлени; здесь-то эта сивилла возвещала свои прорицания, как рассказывают жители того города, слышавшие об этом от своих праотцов по преданию. В середине той базилики показывали нам три бассейна, высеченные из того же камня, наполненные водою, рассказывая, что в них она омывалась[36], и одевшись удалялась во внутреннюю часть базилики[37].

И там, сев посреди храма на высоком седалище, она прорицала. Об этой сивилле, как о прорицательнице, и многие другие писатели упоминают, и философ Платон в разговоре "Федр" пишет. И мне кажется, что и Платон, видя прорицания сивиллы, почитал пророков[38]. Ибо он видел, что её древние предсказания исполнились на деле. Удивляясь им, он так пишет в разговоре "Мемнон", восхваляя пророков следующим словом: "Поистине должно назвать людьми божественными тех, которых мы называем пророками или поющими оракулы; не ошибемся мы, если скажем, что они божественны и объяты Духом и от Бога хранимы, так как словами своими делают многое и весьма важное, сами не зная того, что говорят", ясно и истинно усматривая прорицание сивилл. Платон сказал так, потому что они не имели способности, как поэты после написания стихов, исправлять и очищать их, особенно относительно правильности размера их. Но они прорицали до времени исполнения вдохновения; когда же вдохновение прекращалось, она даже забывала сказанное ею. Это и было причиной того, то не все стихи сивиллы сохранились до нашего времени. Мы сами, побывав в том городе, узнали об этом от проводников, вводивших странников в дома свои, которые показывали нам и места, где она прорицала, и сосуд, сделанный из меди, где, по их словам, сохраняется её прах. Между прочим, как слышанное ими от праотцов, они рассказывали и то, что получавшие прорицания, по своей необразованности, часто искажали правильность размера в её стихах: этой причине приписывали они нестройность некоторых её стихов, так как прорицательница, по прекращении вдохновения, не помнила ничего сказанного, писцы же по своему невежеству погрешали относительно правильности размера стихов. На этом-то основании Платон, имея ввиду прорицания сивиллы, сказал о прорицателях следующие свои слова: "Они прорицаниями своими делают многое и весьма важное, сами не зная того, что говорят".

Но так как сущность истинной религии, о эллины, состоит не в стихотворных размерах и не в учености, которую вы так высоко цените, то, оставив в стороне стройность стихов и речи, без всяких споров обратитесь к изречениям сивиллы и смотрите, сколько благ она доставит вам, ибо ясно и открыто предсказывает пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа, бывшего Словом Божиим необъятным по могуществу Своему. Итак, если вы, эллины, почитаете ваше спасение выше ложной выдумки о богах несуществующих, то верьте древнейшей сивилле, книги которой хранятся по всему миру. В них она, движимая могущественным вдохновением, ясно учит, что те, которых вы называли богами, вовсе не существуют, и очень ясно и открыто предсказывает будущее пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа и все Его деяния. Познание этого будет для вас необходимым приготовлением к пророчествам святых мужей.

Если же кто думает, что он принял учение о Боге от древнейших и знаменитых философов, тот пусть послушает Акмона[39] и философа Гермеса Трисмегиста.

Акмон называет в своих сочинениях Бога всесокровенным, Гермес же ясно говорит о Нем так: "Бога постигнуть весьма трудно, а если кто и постигнет Его, то невозможно выразить своего понятия". Итак, очевидно, что ни откуда нельзя получить познания о Боге и истинной религии, кроме пророков, которые учили нас по божественному вдохновению".

Так превосходно Иустин, философ и мученик, пишет о вышесказанном.

Эта сивилла предсказала, что после смерти пророка Илии и Еноха до дня суда пройдет 350 лет. А мудрец Увертин эти годы удваивает[40]. Ипполит же мученик, как объясняет святой патриарх Герман, считает 500 лет[41].

Опять вышеназванный Иустин, философ и мученик, в "Слове к язычникам" пишет так:

"Еще приведу вам изречения весьма древней сивиллы[42], в которых она учит вас о едином Боге. Об этой сивилле философы Платон, Аристофан и другие многие упоминают, как о вдохновенной пророчице. Весьма полезно будет напомнить и стихи её, ибо говорит она так:

Бог – один превеликий, нерожденный,

Вседержитель, невидимый, всевидящий.

Сам же невидимый ни для какой смертной плоти.

Потом в другом месте опять говорит:

Мы же от пути Бессмертного заблудились,

И изделия рукотворные неразумным словом почитаем,

Идолов и истуканов – смертным человеком.

И опять в другом месте так пророчествует:

Блаженны будут на земле те люди,

Которые примут великого Бога, Его благословляя

Прежде вкушения пищи и Благочестивого своего ожидая,

Которые, прозрев, все храмы отвергнут,

И суетные алтари станут почитать за камни глухие,

Кровью одушевленных оскверненные и жертвами четвероногих,

А потом увидят в великой славе единого Бога. "

Та же Персидская сивилла, исполнившись от Бога пророческим Духом, о Спасителе нашем и о пречистой деве, матери Его, в своих стихах написала следующие слова:

Придет в мир пророк великий

От высших областей сквозь облака.

От девицы чистой родится,

А нас с Богом Отцом примирит.

Говоря об этом, сивилла, изрекла так:

Сокрушен будет сатана до конца,

Ибо исполнится слово непостижимое

И родится от пречистой девы отроковицы,

И будет на земле пророком великим,

И нас с Богом Отцом примирит,

И к нам на жеребце осла придет

И из тьмы отцов изведет,

И людей заблудших обратит,

И Самого Себя за всех предаст,

И верующим в Него грехи простит ".

О той же сивилле в послании к Коринфянам блаженный Климент Александрийский[43] говорит, что конец миру в нынешнем составе будет через огонь, <и тогда будет> суд нечестивым.

О том, что говорила сивилла, опять Иустин мученик пишет в книге о христианской апологии. И в той книге, где он предлагает вопросы и ответы, он говорит так:

"И сивилла и Гистасп говорят, что разрушение и потопление всего мира будет через огонь".

А в книге, называемой "Туркогреция", о месте жилища той же сивиллы написано так:

"Стоит древний храм языческий, и потом озеро, которое называется Аверн. Около него по левую сторону стоит гора. В той горе просторная пещера, так что <мерой> она не много не достигает италийской мили. И в ней есть множество прохладных ниш, так что в некоторых можно и отдохнуть. Там, как говорят, жила сивилла".

Итак, о первой сивилле довольно <сказано>. А теперь послушаем о второй.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: