Шестая сивилла именуется Самосской, или Самея. Собственное же её имя было Фито и Самонефа. Самосской же она называется, потому что родилась на греческом острове, который называется Самос. Самос же – и доныне славный греческий остров в Белом[65] море.
Об этой сивилле писал философ Эратосфен и очень её хвалит. Ходила она в разноцветной одежде, нося в руках книгу и терновый венец, потому что предсказывала о страдании Христа. Жила же она до воплощения Слова Божия за 2000 лет и так изрекала посредством этих стихов:
Сойдет на землю Бог великий,
Родится среди людей человек от девы чистой.
И всякий живущий воздаст Ему славу.
Его небеса и земля прославят.
Блаженное время для людей тех будет,
Которые учение Его станут слушать.
И видя чудеса Его, исповедают Бога.
О Спасителе же Христе предсказывала так:
Отдаст на биение прямые чистые плечи
И венец понесет терновый.
Эта сивилла <своеобразно изъяснила> 9 поколений человеческих, о которых сивиллы Эритрейская и Кумская толковали по-другому. Она составила толкование так, что 9 поколений человеческих отнесла к 9 металлам земли, а именно: 1 поколение – золотое, 2 поколение – серебряное, 3 поколение – медное, 4 поколение – оловянное, 5 поколение – железное, и прочие по числу металлов.
|
|
Та же сивилла о пречистой деве посредством Святого Духа пророчествовала так:
Придет к нам с неба Господь всещедрый
И родится от девы пречистой.
И все звери хвалу Ему воздадут,
Ангелы, небо и земля Его восхвалят.
Есть же <у неё> и другие стихи, в которых, как бы в каком гадании, она представляет пришествие Христа, Сына Божия, следующим образом:
Уже тогда великого Бога Сыном и человеком
Плоть носящий придет, смертным на земле Себя уподобляя,
Гласных четыре имея и согласный двойной
Возвещая. Всё число назову я:
Единиц в нем содержится восемь, столько же, сколько десятков,
И сотен восемь неверным людям
Предъявит. Умом же своим ты постигни
Безсмертного Бога Христа, отрока вышнего и Орфея.
Всё будет видеть и всё будет слышать и всё подавать.
Посредством этих стихов сивилла объявляет и изъясняет имя Спасителя, которое на эллинском языке есть Ιησους, то есть Иисус. И изъясняет прекрасно, потому что это <то самое> число и имя, которое она предлагает в стихах. <Это имя> считается из 888[66], которое она представляет в своих стихах посредством единиц, десятков и сотен.
Орфея же пишет вместо Бога, который всё видит и слышит, как писал и поэт Гомер о солнце. Солнце, которое всё видит и всё слышит, это многоокий Бог и Он есть недремлемое око, как египтяне изображали образ Божий. И критяне рисовали Бога многоухим. Посредством этих <образов язычники> показывали, что Он всё видит и слышит и ничто из существующего от Него не скрывается.
|
|
Также и о едином Боге она так предвозвещала посредством этих стихов:
Праведный Бог – один Вседержитель,
Больше всех вышних, Который сотворил звезды.
Ему поклоняйтесь, Зиждителю мира;
Ибо те, Кто чтить будут истинно Бога,
Наследуют вечную жизнь,
В непреходящем веке, поселившись в Рае прекрасном, –
Главу, всех питателя и Творца,
Кто Духа сладостного всем раздает,
Данного Богом верным людям для Его прославленья [67].
Итак, об этой сивилле мы написали достаточно. А теперь начнем <повествование> о Кумской.