Новизна педагогического опыта

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-РТВ в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.   

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

· Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

· Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

· ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

· Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

· ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, чтоопыт работы по данной тематике основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы. Поэтому планирование работы по данной технологии основывается на развитии речи и ознакомлении детей с окружающим миром с включением в занятия методов и приемов ТРИЗ.

Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

Мною были разработаны творческие задачи для детей старшего дошкольного возраста. Разработана система педагогических условий успешного формирования творческого потенциала и речи детей. Разработаны картотека игр и тренингов на формирование системного мышления для детей младшего и старшего дошкольного возраста, дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей. Все эти пособия используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.  

       В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой; разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

       Задачи:

· формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

· развивать способность быстро входить в новые предметные области;

· развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

· адаптировать к динамичной картине мира;

· развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной

       деятельностью;

· воспитывать творческую личность.

       Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, развитие речи, художественно – эстетическом развитии (фронтально, по подгруппам, индивидуально), а также в режимных моментах (в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке) Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.

 

      Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи.

      Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы:

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.    

- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.

 

Условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:

1. Создание безопасной психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

3.  Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросам и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

5. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями.

6. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.

7. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом, и меньше переживает о своем признании окружающими.

8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9. Оценка ребенка, как творческую личность. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.

10. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами сделать ее понятной для окружающих.

11. Поддержка необходимой для творчества атмосферы, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения), поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности), игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений), практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).

           

Приемы:

1. Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств (в младшем дошкольном возрасте дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают; в старшем дошкольном возрасте решают противоречия).

2. Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей. (Игра «Данетка»).

3. Переформулирование – умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.

4. Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем. (Использование приемов фантазирования: в младшем возрасте на конкретных примерах или на сказках; в старшем дошкольном возрасте, опираясь на жизненный опыт детей).

Выбор тех или иных методов или приемов зависит:

- от возраста детей и от их уровня развития;

- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или бытовой деятельностью;

- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

         

          Теоретическая значимость   технологии заключается в разработке путей, методов и средств по развитию речи, творческого воображения и мышления в соответствии возрастным особенностям детей; в разработке системы методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; в разработке тестирования, позволяющего определить уровень развития воображения, творческого мышления.     

               ТРИЗ как универсальный инструментарий, используется в различной специально организованной деятельности. Это позволяет формировать  единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являются системы творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня.                                                                        

               Спроектированная мною технология по формированию творческого потенциала и речи у детей будет осуществляться наиболее эффективно, если:       

- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;                                                                      

- подготовка педагогов будет носить опережающий характер;                         

- предметное содержание процесса реализуется в системе;                             

- необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. 

                                              

                Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

                 Развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются педагоги дошкольного образования, дети дошкольного возраста и их родители (законные представители). Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников образовательного процесса в развитие творческого мышления, воображения и речи. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».При этомобязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

       ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, я решила для развития творческого потенциала детей использовать элементы ТРИЗ на базе Программы воспитания и обучения в детском саду, по которой работает наш детский сад

 

Адресность опыта.

Опыт создан в помощь ищущим воспитателям, где именно в процессе ознакомления с окружающей действительностью, дети воспринимают и чувственно познают мир, экспериментируют, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Поэтому опыт работы могут использовать: воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, родители.

Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.

Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.

Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий.

Трудоемкость опыта.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает – мебель, посуда, камешки и листики, - превращаются в «орудия» творчества. Но конечно при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале.

Изготовление игр, пособий, демонстрационного материала не занимает много времени, подбирается из имеющихся в группе печатных пособий и игр. Единственное, на что следует приложить усилие – это изготовление игры «Круги Луллия», но эти трудности оправдывают себя, так как эта игра используется на протяжении всего дошкольного периода во всех возрастных группах, не теряя своей актуальности.

      

      Методологическая база педагогического опыта.

      Методологическую основу данного педагогического опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964 г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников»), А.В. Корзун «Весёлая дидактика»

     Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.  Ребенок является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности, т.е. воспитание при таком подходе подразумевается как взаимодействие ребёнка и взрослого.

      В основу моего опыта легли разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей», опыт работы педагогов  по технологии ТРИЗ, которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т.д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее. Разработчики ТРИЗ-педагогики: Гин А.А., Гин С.И., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И.

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: