Модели составления сказок

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощьюкакой-либо книги. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки.

«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

      Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Наши проекты: «Путешествие в прошлое», «День космонавтики», «День доброты», «Комнатные растения».  Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта.

      Для успешного использования ТРИЗ-технологии я создала соответствующую развивающую среду: приобрела дидактические развивающие игры и пособия, картинки, разные виды театров, конструкторов, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности.

      Ресурсное обеспечение.

        Для использования ТРИЗ не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает – палочки, посуда, камешки, пустые коробки – превращаются в какие угодно элементы. Самое главное – вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.

      Этот опыт подразумевает наличие хорошего настроения детей, спокойной доброжелательной обстановки в группе и творческого педагога.

      Финансовое обеспечение.

      Педагогический опыт экономичен, все пособия изготавливаются своими руками.

         

       Материально – техническое оснащение.

      Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач данной технологии в детском саду создана необходимая материально – техническая база. В дошкольном учреждении функционируют: музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, методический кабинет. Имеется оборудование: компьютеры, принтер, сканер, магнитофоны, видеопроектор, цифровой фотоаппарат.

 

        Результативные параметры. Два раза в год мною проводилась диагности­ка уровня развития познавательной активности детей и развития речи. Результаты обучения детей показали, что в конце года произошли существенные изменения.

 

Результаты диагностики за 2 года

Познавательное развитие

Развитие речи

Начало года Конец года Начало года Конец года

2017-2018 уч. г. подготовительная группа

Высокий уровень– 0,4%; Средний уровень–32,4%; Низкий уровень – 68,2% Высокий уровень – 26,5%; Средний уровень – 70,4%; Низкий уровень – 3,1% Высокий уровень – 6,8%; Средний уровень–46,6%; Низкий уровень – 46,6% Высокий уровень –56%; Средний уровень–42,7%; Низкий уровень – 1.3%

2018-2017уч. г. вторая младшая группа

Высокий уровень – 0%; Средний уровень – 32%; Низкий уровень – 68% Высокий уровень – 44%; Средний уровень – 52%; Низкий уровень – 4% Высокий уровень – 4%; Средний уровень – 12%; Низкий уровень – 84% Высокий уровень – 24%; Средний уровень – 36%; Низкий уровень – 40%

                               

      Видна положительная динамика в разных возрастных группах: увеличился процент высокого уровня познавательного развития детей подготовительной группы с 0% до 27% (2018 г.), низкий уровень практически исчез. Тоже самое можно наблюдать и по развитию речи: увеличился процент высокого уровня с 7% до 56%, (2018 г.), низкий уровень исчез. В младшей группе результаты познавательного развития увеличились с 0% до 56%, развития речи – с 4% до 47%  (2019 г.)

   Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы и внести необходимые коррективы в работу. За период работы по технологии были использованы лишь некоторые методы развития творческого мышления, воображения и речи.

      Разработка и внедрение моего опыта работы также эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах творческой деятельности.   Воспитанники являются участниками и призерами всероссийских конкурсов по по познавательному развитию.

 

Учебный год Уровень мероприятия Награда
2017-2018 уч. г. Всероссийский конкурс по развитию речи: «Великие сказочники» Севостьянова Алина
2018-2019 уч. г. Всероссийский конкурс по познавательному развитию «Юный вундеркинд» Гречко Лиза  I место  

          

Формы распространения опыта: организация и проведение творческих отчетов, педагогических мастерских в детском саду, Мною разработки конспектов занятий, открытых мероприятий, совместных праздников, проекты с участием детей и родителей, рекомендации (памятки) для родителей и педагогов. Делюсь опытом с педагогами и родителями  на своём мини-сайте

          

2017 г. – показ открытого занятия: «В лесу» в подготовительной группе «с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки»;

2018 г. – мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

2019г. - мастер-класс для педагогов «Методика составления загадок» 2019 г. – обобщение опыта работы на итогов педсовете «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»

 

       Методы данной технологии позволили мне успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение,  применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow