8В класс классный руководитель: Арюкова О.В.
Уважаемые родители и дорогие дети!
Текст ВСЕМ прочитать ПОЛНОСТЬЮ, чтобы знать, кто за кем и никаких «хаханек» и беспорядка не было!!!
Мы уже в 8-ом классе!!! Теперь мероприятия дети будут готовить самостоятельно. Это последнее, которое полностью готовила я))))) и только потому, что тему дали очень поздно))))
СЛОВА УЧИМ НАИЗУСТЬ. В крайнем случае, близко к тексту!!!! Отрабатываем говорение, чтобы не спотыкаться на сложных словах)))
Тема: «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»
Цель: формирование у обучающихся патриотических чувств, активной гражданской и жизненной позиции; создание условий для осознания детьми и подростками роли их предков в судьбе мира; мотивация обучающихся к достижению в освоении основных образовательных программ высоких предметных, метапредметных и, прежде всего, личностных результатов.
Задачи:
-углубить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны;
|
|
-воспитать патриотов Родины, способных встать на защиту государственных интересов страны;
-формировать эмоционально-чувственную сферу и ценностные ориентиры личности ребёнка;
-содействовать становлению и проявлению субъективности и индивидуальности обучающегося;
-содействовать формированию и развитию классного коллектива как благоприятной среды развития патриотизма обучающихся.
Предмет обсуждения:
- судьбы героев Великой Отечественной войны;
- малоизвестные факты о Великой Отечественной войне.
Форма урока: устный журнал.
Материалы и оборудование:
- Для педагога: учительский компьютер или ноутбук с установленной операционной системой Windows и пакетом MS Office, проектор, презентация для сопровождения урока, видеоматериалы.
Подготовительная работа: учащиеся изучают Интернет-ресурсы (https://pomnisvoih.ru), выбирают сюжет, о котором будут рассказывать.
ХОД УРОКА
Ребята проходят в класс, рассаживаются за парты. Первые три парты каждого ряда, садимся по двое! Будут стоять три парты в конце каждого ряда, материалы, которые на них НЕ трогать! Всему свое время.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года! (слайд 1)
Мы начинаем наш первый урок 2020-2021 учебного года. По традиции он посвящается одной из важных тем не только для вас, но и для государства в целом. Вы все помните, что 2020 год объявлен Годом Великой Победы. Именно поэтому вы выполняли такое интересное задание.
Итак, тема нашего урока «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!» (слайд 2).
К доске выходит ведущая – Ярцева Марина (текст сценария я распечатаю, следить за порядком выступающих будет Марина. Я буду управлять презентацией)
|
|
Ярцева Марина: Ребята! Мы все готовились к этому уроку, но начну я с простого вопроса: почему же победа называется «Великая»? Почему само слово «Победа» пишется с заглавной буквы?(слайд 3)
Ершов Дмитрий: Я думаю, что Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941— 1945 годов занимает особое, исключительное место в отечественной истории. СССР не только отстоял свободу и независимость в борьбе с самым мощным, наглым и коварным врагом, исповедующим человеконенавистнические идеологии расового превосходства, нацизма, антисемитизма и антикоммунизма, но и сумел добить кровожадного зверя в его логове.
Коваленко Кристина: В агрессии против СССР принимали участие войска практически всех стран Европы, порабощенных нацистами или имевших собственные фашистские режимы: Венгрии, Румынии, Финляндии, Италии, Словакии, Хорватии, французские батальоны, испанская «голубая дивизия», соединения и части добровольцев ряда других стран. Для нападения на СССР Германия и ее союзники выделили армию вторжения, насчитывающую 4,4 млн. человек, объединенных в 190 дивизий. Всего же вражеская группировка включала свыше 7 млн. человек.
Ярцева Марина: Давайте посмотрим, какое будущее уготовил нашему народу Гитлер?
Смотрим видеоматериал «Гитлер после победы над СССР: планы.» 4 мин. 23 сек.
Ярцева Марина: кто хочет высказаться? Как мы, дети 21-го века понимаем эти планы?
Чурсина Кира: я считаю, что речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу.
Классный руководитель: Правильно! Вы только задумайтесь! Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 млн. человек. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима. 5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины - 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн. человек погибли и умерли в плену...
Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно... Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной...(слайды 4-5)
Учитель объявляет МИНУТУ МОЛЧАНИЯ.(слайд 6)
Все встают, опускают руки и головы. Ждут моих слов: благодарю, прошу садиться.
Ярцева Марина: Мы готовились к уроку и теперь точно знаем, что война – это самое страшное в жизни любого человека, особенно ребенка!
Поэт Владимир Фирсов был во время войны ребенком. Но, став взрослым, написал поэму, состоящую из монологов детей о войне. Кушелева Анастасия прочтёт нам монолог русского мальчишки…(слайд 7)
Настя выходит к доске, лицом к ребятам, читает монолог.
Ярцева Марина: Не менее страшной была судьба и белорусских детей. Выжить в условиях оккупации – это уже подвиг! Сегодня мы говорим об операции «Звездочка». (слайд 8)
Далее все свои слова говорят стоя, но с места! То есть: поднялся, сказал свои слова, сел на место… Сразу поднимается следующий!
Скотская Виктория: Оккупированная Белоруссия. Деревня Бельчицы. Война — это боль, миллионы раненых и убитых. Осенью 1943 года разведывательная группа партизан узнаёт, что в деревню Бельчицы переехал из Полоцка детский дом, в котором находилось около 200 (двухсот) советских детей. Многих родителей ребят фашисты расстреляли. Разведчики в тот же день встретились с директором детского дома Михаилом Степановичем Фор И нко, который сообщил, что жизнь ребятишек была в опасности, что гитлеровцы готовились куда-то вывезти их и уничтожить. Было принято решение — спасти детей.
|
|
Колбасова Анастасия: Операция «Звёздочка» состояла из двух этапов:
первый этап — это непосредственный тайный вывоз детей из-под носа у фашистов в освобождённую партизанскую зону;
второй этап — отправка детей самолётами через линию фронта на «Большую землю».
Панюшкин Алексей: Партизанскому отряду было поручено вплотную подойти к деревне Бельчицы, чтобы встретить детей и на руках унести в лес. С наступлением темноты советские бойцы заняли опушку недалеко от деревни, превратив её в укрепленный рубеж: в снегу были вырыты окопы, расставлены пулеметы.
В назначенное время, как шмели, загудели над головами фашистов советские самолеты, наводя смертельный страх. Гитлеровцы залезали в щели и окопы, в этот момент и направились к лесу мелкими группами дети.
Партизаны в белых маскировочных халатах пошли вперед, навстречу детям, покидавшим фашистский гарнизон.
Клещевикова Мария: Больных и малолетних ребят несли на руках воспитатели и старшие воспитанники. Многие малыши шли сами, на каждом шагу проваливаясь в снег. Несмотря на это, в ту зимнюю ночь не было слышно ни стона, ни плача детей. Вскоре детей усадили на подводы, укрыли потеплее, и санный поезд ночью доставил их в партизанскую зону, в расположение отряда. Партизаны выполнили ответственную боевую задачу, спасли от гибели советских детей! Всему личному составу была объявлена благодарность. Группу партизан представили к правительственным наградам.
Ступакова Дарина: Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее. Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без шт У рманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем. (слайд 9)
|
|
Загорский Тарас: в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы. К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции не первым, а девятым.
Красников Артем: В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан. Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться.
Майко Ольга: А Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной, раздавался детский плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью.
Кириченко Илья: Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда. Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить: «Дети живы?» И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…» И Мамкин потерял сознание.
Волковский Илья: Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание?
Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. С того дня все боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом, всегда вспоминали Сашу. Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе. Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. Сашу, который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.
Чурсина Кира: Александр Петрович Мамкин не имел своих детей, но спасённые им ребята-сироты называли себя «детьми Мамкина», а своим детям — «внукам Мамкина» часто давали имя «Александр». Недавно внук самого взрослого из спасенных Мамкиным детей — Владимира Шишкова — Роман сообщил, что в его семье в Петербурге растёт уже праправнук Мамкина! Светлая память и продолжение жизни Героя!
Тележный Данил: Александр Мамкин ушёл на фронт добровольцем. Совершил более 70 ночных полётов в тыл противника к партизанам. Доставил более 20000 кг боеприпасов и вывез 280 раненых.
За проявленные мужество и героизм был награждён:
Медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени
Орденом Красного Знамени
Орденом Отечественной войны 1 степени
Орденом Александра Невского
За беспримерный подвиг был посмертно представлен к званию Героя СССР. По неизвестным причинам ни звания, ни награды за последний подвиг присвоено не было.
Герасимова Алина: Значение операции «Звёздочка» трудно переоценить. В ходе многодневной операции на советскую территорию было перевезено около двухсот детей. Гитлеровцы, узнав, что у них под носом партизаны осуществили такую дерзкую операцию, были буквально потрясены. Они пытались скрыть этот факт и даже распустили слух, что детдом вывезен в Германию. Но вскоре все население Полоцка и окружающих деревень узнало правду о судьбе детей. Весть о спасении детей облетела все партизанские отряды, воодушевляя патриотов на новые боевые дела.
Ярцева Марина: Спасибо, ребята! Сегодня мы узнали об еще одном Подвиге военных лет. Но у меня к вам последний вопрос: каким образом мы, правнуки героев и рядовых, можем сохранить память о них? Что мы можем сделать, чтобы истории о героизме нашего народа не ушли в небытие вместе с последними ветеранами?
Классный руководитель: Предлагаю перейти к практической части нашего урока. На последней парте каждого ряда есть список проектов. Один ряд – это творческая группа. У вас есть несколько минут, чтобы ознакомиться и принять решение, чем именно вы будете заниматься в сфере военно-патриотического воспитания в новом учебном году.
Все встают аккуратно, подходят к последней парте (Ярцева Марина тоже). Кто-то один читает вслух, не громко, список. Так же не громко обсуждаем, не ссоримся, не кричим, перебивая друг друга. Я буду смотреть по времени, но, думаю, минут 5 у вас будет. Выбираем, кто озвучивает вслух решение группы. Имейте в виду что то, что вы выберете, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАДО БУДЕТ ВЫПОЛНИТЬ!