Первая неделя. 4-17 сентября. Лекция 1. “Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России”. 3 страница

Решающей силой стала армия, которая постепенно превратилась в орудие в руках военачальников, обеспечивающее военную добычу и содержание солдатам.

В наиболее развитых областях Италии культивировали пшеницу, ячмень, просо, бобы; в менее развитых и гористых - полбу, ячмень, бобы.

Холмисто-гористая территория благоприятствовала развитию скотоводства, особенно овцеводства и свиноводства. Одним из важных показателей прогресса в сельском хозяйстве являлись новые отрасли - животноводство и птицеводство. Вокруг крупных городов создавались специализированные хозяйства, снабжавшие горожан молоком, сыром, мясом, цветами, свежими овощами и фруктами.

В рудниках, каменоломнях, глиняных карьерах труд рабов господствовал безраздельно.

Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали, во-первых, введение единой денежной системы по всей империи; во-вторых, строительство замечательных дорог, мощенных камнем и пересекавших всю Европу.

Расширяющиеся размеры внутренней и внешней торговли вызвали появление денег.

Чеканились они из золота, электра - сплава серебра и бронзы.

Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом. Марс - с Арестом, Юнона - с Герой. Минерва - с Афиной. Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан - с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т.д.

Римская историография служила, прежде всего, целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима.

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков.

В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы Широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во П - I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы здании, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам.

Так. например, высокого уровня достигла в Риме агрономия, римский архитектор Витрувий написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве.

 

Культура Рима в период империи

В 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской истории - история империи. Конец I в. до н.э. - II в. н.э. - время ранней империи (эпоха принципата), расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы

У римской знати особенно популярен был стоицизм (основные представители - Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121 - 180). Среди низших слоев общества особенно почитали бродячих философов-киников

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Роны как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.

Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др.; Большое значение в I - II вв. н.э. придавалось географическим знаниям

Больших успехов добилась медицина.

К I - 11 вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, и Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой.

В период империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, военачальников, поэтов, философов "; др.

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерные признаки кризиса античной культуры - низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

IV - V вв. н.э. - период поздней империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии - спасителя

В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке.

В середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия.

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики. форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Нарду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа. в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира. античности, началом Средневековья.

На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств

 


 

Третья неделя. 18-30 сентября. Лекция 2. “Возникновение раннесредневековой государственности в Европе. Русь в контексте общеевропейского процесса IX-XIII вв.”

Разбираемые вопросы:

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки данного периода для разных стран. Великое переселение народов и его исторические результаты. Государства Европы VIII—XІ вв. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. Быт и хозяйство восточных славян. Общественные отношения. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Племенные союзы восточных славян. Предпосылки образования государства у восточных славян. Основные направления внешней политики киевских князей в X-XII веках. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Истоки русской культуры. Крещение Руси. Значение христианства в становлении национальной культуры.

 

 

Доводимые до сведения студентов материалы:

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения - символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу.

Понятие Божественной Троицы трактовалось как Бог - един во всех трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос - искупитель грехов и Бог-Дух Святой

Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах.

Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия

Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви - "католической" (в западной транскрипции) или "кафолической" (в транскрипции восточной).

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от греч. hairesis - особое вероучение).

Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудии борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд

Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, а также отказа от имущества.

Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.

К Доминиканскому ордеру принадлежал один из наиболее выдающихся философов Средневековья Фома Аквинский, сформулировавший пять доказательств бытия Бога.

В начале XIII в. возникли так называемые "нищие монашествующие ордены", монахи которых бродили по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая "личной бедностью" сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру.

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством.

Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии.

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса - "Песень о Роланде", в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. В XII в. появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Значительным явлением в литературе Франции XII - XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде. который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке.

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.

В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками.

В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии - храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма.

Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы.

Для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского Примерами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция).

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.

Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз.

Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги.

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля - голики (от итал. gotico - готский, по названию германского племени готов).Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются второй половиной XII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте.

В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции; они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь Великолепны готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).

В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была "пламенеющая готика" - здания украшали тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом. В такой технике выполнены соборы в Корби, Аласоне, Амбере, Конше (Франция).

В Англии XIV в. также господствовала готика. Это был расцвет декоративной готики, отличающейся устремленностью ввысь и большой стройностью зданий. Тогда же намечается переход к "перпендикулярному стилю" в готике, получившему свое название от рисунка линий оконного узора. Каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами. Но этот стиль был присущ только Англии.

Определяющим фактором развития экономики Западной Европы в средневековье было окончательное утверждение феодального поместья в качестве главной организующей основы общества.

Хозяйственное управление заключалось в решении ими проблемы "что" и "для кого" производить. Землевладельцы, исходя из соображений престижа, показателями которого в мирное время были каменные замки и церкви, их внешнее украшение, внутреннее убранство, дорогая и красивая одежда, посуда, качественная и разнообразная пища и пр., определяли виды и размеры различных повинностей и платежей, которыми облагались-зависимые крестьяне. Главными среди них были поземельные повинности (отработки) и платежи (определенная доля урожая), т.е. отработочная и натуральная рента.

Дальнейшая замена барщины и трудовых повинностей фиксированной податью, цензом обусловила высокую степень экономической свободы крестьян. Они, уплачивая денежную ренту, получали возможность самостоятельно решать проблемы "что производить" и вопросы, связанные с реализацией продукции.

Города Западной Европы X-XV вв. выполняли прежде всего экономические функции.

Экономические функции города постепенно расширялись, на первый план выдвигалась его роль как промышленного центра. Город становился мастерской, где активно развивалось разделение труда, выражавшееся в росте числа различных ремесел.

Организационной формой городского ремесла был цех, представлявший объединение производителей одной и той же профессии.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех представлял и военную организацию, участвовавшую в сторожевой службе и военных действиях.

В случае болезни или смерти члена цеха его семье оказывалась материальная помощь из средств от вступительных взносов, штрафов и прочих платежей.

 

Проблема этногенеза восточных славян.

Известно, что в давние времена значительную часть территории древней Руси занимали кочевые племена Киммерийцев. Затем их вытеснили Ираноязычные скифы, а им на смену пришли воинственнные племена Ираноязычных сарматов. Затем земли стали осваиваться греками, которые основывали свои города-государства - рабовладельческие республики.

Вдоль рек селилсь славяне, занимавшиеся земледелием. Славяне имели индийские корни, но сформировались как народ в результате взаимодействия с западными народами, греками и кочевниками.

Жилища славян представляли собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.

Существовало ополчение: «полк», «тысяча», разделенная на «сотни». Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, живущую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались “полюдье”. Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью был дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена.

Славяне вели торговлю с византийцами, получая от них металлы, ткани, соль, предметы роскоши. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути из варяг в греки.

Славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог- бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос. Общее число языческих славянских персонажей не поддается учету. Известно не менее 400 названий и имен.

Большую роль играло в жизни племен жречество (ведуны, кудесники выполняли функцию жрецов). Большую власть имели волхвы, обладавшие правом ритуального убийства мужчин и женщин. Языческие храмы (капища) были пышными и наполнены идолами.

 

Киевская Русь.

Накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словени, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар.

Рюрик

В 862 г. власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил начало княжеской династии Рюриковичей.

Олег (879 – 912)

После Рюрика в Новгороде правил его родственник Олег. Считая необходимым поставить под контроль варягов весь торговый путь из варяг в греки Олег совершает поход из Новгорода вниз по Днепру, взял Смоленск, главный город кривичей, затем Любеч, хитростью овладел Киевом, где и утвердился, став в 882 г. новгородским и киевским князем.

882 год принято считать годом образования Древнерусского государства с центром в Киеве.

Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей.

В целях получения торговых льгот от Византии в 907 г. киевский князь Олег привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

Игорь (912 – 945)

После Олега Киевским князем стал сын Рюрика Игорь.

Князь Игорь в 941 г. совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве (русские корабли были сожжены “греческим огнем”).

В 944 г. киевский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз до сражения не дошло и был заключен новый мирный договор, несколько менее выгодный для Руси, чем договор Олега.

В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит.

Ольга

После смерти Игоря приходит к власти его жена Ольга, от которой у Игоря был сын Святослав, к которому впоследствии перешла власть. Ольга жестоко отомстила древлянам за мужа, убив их послов и уничтожив столицу древлян Искоростень.

Ольга отменила опасное “полюдье”, установив твердый размер дани (“уроки”), сроки ее сдачи и место сбора (“погосты”). Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

Ольга также совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство.

Святослав (945 - 972)

Святослав в свою очередь прославился как великий воин.

В 964 – 965 гг. князь Святослав нанес решающий удар по Хазарскому каганату, после чего тот прекратил свое существование.

В 965 г. по договоренности с византийским императором Никифором Фокой Святослав выступил против Дунайской Болгарии. Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае.

В 968 г. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле (на правом берегу Дуная). Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах.

В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийской дипломатией печенеги устроили засаду, и Святослав был убит.

Владимир (980-1015)

После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два старших сына Святослава – Ярополк и Олег погибли. Победителем стал младший сын Святослава (от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги) – Владимир.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси.

Владимир сумел организовать оборону южных границ от печенегов, построив сторожевые крепости вдоль пограничных со степью рек – Десны, Сейма, Сулы, Роси.

При Владимире княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Территории в рамках единого государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость.

Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместника.

В 980 г. Владимир попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном – богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата, и через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией, о принятии монотеистической религии.

Крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне.

988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.

Во главе православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

С христианством на Русь приходит распространение грамотности, строятся замечательные архитектурные памятники – церкви и храмы, развивается живопись, литература.

Ярослав Мудрый (1019 – 1054)

После смерти Владимира власть перешла в руки сына Владимира - новгородского князя Ярослава.

Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

При Ярославе утверждаются два законодательных кодекса – Древнейшая правда (или «Правда Ярослава») и «Правда Ярославичей».

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) начались усобицы.

В 1097 г. в Любече собрался княжеский съезд. Съезд установил новый принцип организации власти: “Кождо да держить отчину свою”. Отныне Русь считалась уже не единым владением княжеского рода, а совокупностью “отчин”, которыми наследственно владели различные ветви княжеской династии.

 

Русь периода раздробленности.

Владимир Мономах (1113 – 1125)

Одним из наиболее выдающихся князей эпохи раздробленности был Ярослав, правивший в Киеве с 1113 по 1125 г. Это был ннук Ярослава Мудрого, сын Всеволода - сына дочери византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса.

Мономах, прославился походами на половцев.

По инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской Правды». В нее помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений, связанных с появлением боярского землевладения, лично зависимого от феодалов населения и т.д.

При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись “Повесть временных лет”.

Ростово-Суздальские земли

Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги и систему рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы.

Юрий Долгорукий (1125 – 1157)

Одним из наиболее Ростово-суздальских князей был Юрий Долгорукий - шестой сын Владимира Мономаха.

Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях.

1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.

Андрей Боголюбский (1157 – 1174 гг.)

Наиболее значимым правителем Ростово-суздальских земель был Андрей Боголюбский - Сын Юрия Долгорукого.

Он перенес столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью. Были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества на слиянии рек Нерль и Клязьма Андрей основал свою загородную резиденцию – Боголюбово.

Центр русской политической жизни переместился на северо-восток.

В результате заговора бояр-кучковичей Андрей Боголюбский был убит. Власть пришла к его сводному брату Всеволоду Большое Гнездо.

Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: