Тема: Публичная речь и её особенности

Самостоятельная работа студента

Советуем задуматься:

1. «Прав тот, кто смотрит в словарь до 1000 раз в день» (Куринский В.А. Автодидактика: Тезисы. Стихи. Опыт изучения китайской иероглифики. – Киев: Рад. шк. – 1990 – С. 155).

2. «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» (М.В. Ломоносов. Российская грамматика).

Подтверждают ли фонетическая система современного русского языка и нормы его произношения справедливость слов великого учёного?

 

Тема  Коммуникативные качества речи: её правильность и чистота.

Правильность речи

2. Коммуникативные задачи:

- оцените уровень соблюдения основных норм русского языка у окружающих вас людей;

- составьте свой личный справочник относительно тех норм, которые вы знаете недостаточно;

- прочитайте следующие примеры и определите, нарушены в них нормы или нет, а если нарушение есть, то определите его причину и предложите правильный вариант.

Своевременно оплачивайте за проезд.

Нельзя не отметить о хорошей посещаемости.

Стройка проводилась согласно указаниям прораба.

Она быстро одела туфли на высоких каблуках и шляпку и выбежала из дома.

Тренер гордился за своих игроков.

Наперекор желания отца он поступил в театральное училище.

Газета «Московский комсомолец» напечатал интересную статью.

Могу джинсы одеть.

Он на себя одел часы и вышел на улицу.

Он озвучил о том, что пора предпринять меры.

Встретившись с ним, все эти сомнения рассеялись, как туман.

Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, нужно читать книги.

Тараса Бульбу никак нельзя сравнить с обыкновенным человеком и неловко приравниваешь его к богатырям.

Сойдя на тамбовскую землю, наши опасения целиком оправдались.

Чистота речи

1. Коммуникативные задачи:

Чистота – это ещё и качество, которого чаще всего не хватает практически каждому номеру современной газеты. Особенно характерно неоправданное употребление грубой, просторечной лексики и жаргонизмов для газет, ориентирующихся на молодёжную аудиторию.

Прочтите от корки до корки любой номер «МК», выпишите все случаи нарушения чистоты речи (проверьте себя по словарю) и оцените, оправданно ли используется эта лексика, насколько она уместна в данной публикации в содержательном и стилистическом плане.

 

Самостоятельная работа студента

1. Как вы считаете, почему одно время советских разведчиков за рубежом «вычисляли», когда они говорили на абсолютно правильном языке этой страны?

2. Все вы наверняка помните строки А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»: «Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю».

Как вы думаете, что имел в виду поэт (ошибаться обязательно; ошибка (точнее, некоторая неправильность) способна оживить речь, а сверхстарательное стремление следовать правилам приводит к воспроизведению речевых клеше; осознанная намеренная ошибка сродни улыбке, она служит средством установления более доверительных отношений)?

3. Как вы оцениваете общий уровень культуры людей, речь которых насыщена словами-паразитами и жаргонными словечками?

Тема 2. Коммуникативные качества речи: её точность и логичность.

Точность речи.

1. Точность предметная и понятийная.

2. Условия достижения точности.

3. Коммуникативная задача:

- найдите неточности в следующих предложениях. Определите их причину. Сформулируйте правильный вариант высказывания.

Я не буду лить много слов.

Есть тут у нас один миллионер в долларах.

Какие доходы вы зарабатываете?

С окончанием футбольного матча количество звонков должно активизироваться.

Когда Россия так упёрто возражает против расширения НАТО.

Картина проясняется вполне точно и понятно. Уже виден её завершающий конец.

Сотрудники МВД ввели в действие план «Перехват» и вооружились свирепыми лицами.

Приговоры бывают суровыми – вплоть до смертной жизни.

Некоторые из них были охотниками и взяли с собой ружья. Украинец же приехал со своим родственником.

Введены ограничения для рыболовов на период нереста.

Она пришла с двумя своими блюдцами вместо глаз.

Самостоятельная работа студента

На уровень логичности речи конкретного человека очень большое влияние оказывает тип его мышления:

1. Дискурсивный – последовательное, как бы пробегающее все ступени мысли, без скачков и пропусков.

2. Интуитивный – тип мышления быстрой догадки. Человек скуп на слова. В его речи многое подразумевается – многое недоговорено.

3. Ассоциативный – человек мыслит почти исключительно по законам ассоциации. Одна мысль рождает ассоциации для возникновения следующей (по А.В. Миртову).

Какой тип мышления свойственен вам?

Тема: Публичная речь и её особенности.

План:

1. Роды и виды публичного выступления.

2. Аргументирующая речь.

3. Информирующая речь.

4. Коммуникативные задачи:

- проанализируйте речевое поведение собеседников в ситуации, описанной в одном из современных детективных романов: это разговор журналистки, пытающейся договориться об интервью, с помощником того самого важного лица, которое интервью давать не хочет. Каков характер аргументов, приведённых журналисткой? Как они расположены? В чём причина коммуникативной неудачи?

– Здравствуйте, меня зовут Лидия Шевелева, – произнесла трубка. – Газета «Время, вперёд!». Мне хотелось бы прояснить ситуацию вокруг интервью господина Кольцова нашей газете…

– Нет никакой ситуации, – сказал Егор любезно, – и интервью никакого не будет. Пока по крайней мере.

В трубке помолчали.

– Егор Степанович, в пресс-службе утверждают, что именно вы не даёте разрешение на интервью, но это по меньшей мере странно. Наша газета поддерживала Кольцова на выборах, мы ни разу не написали ничего такого… что могло бы показаться вам обидным…

Егор слушал этот голос и знал, что разговор этот ничего не изменит и никакого интервью не будет, что бы ему ни сказала эта журналистка. В данный момент с прессой вполне можно было и не заигрывать. Егор знал, что даже если он поссориться со всеми журналистами на свете, пресс-служба в два счёта с ними помирится, когда они вновь понадобятся.

– Госпожа Шевелева, – сказал он, – наше решение не имеет никакого отношения ни лично к вам, ни к вашей газете. До конца процесса никакой информации обнародовано не будет. Мы понимаем, что создаём вам определённые неудобства, но наше решение окончательно, и, боюсь, мы не сможем его изменить.

– Дело не в неудобствах, – решительно сказал голос. – Дело в том, что вы теряете имидж открытой и демократичной компании, а пресса этого никогда не прощает.

– Уверяю вас, наш имидж переживал и не такие потрясения, – пробормотал Егор.

– Вы недооцениваете прессу, – задушено произнёс голос в трубке. – Мне ведь ничего не мешает дать в завтрашний номер статью о том, как окружение господина Кольцова скрывает информацию. Причём написать это я могу так, что все моментально заподозрят, что в вашей компании происходят какие-то ужасные вещи…

– Вы меня шантажируете, госпожа Шевелева, или просто угрожаете? Мы выпустили пресс-релиз. Следите за нашими сообщениями.

- познакомьтесь с началом лекции, прочитанной перед слушателями персонажем из рассказа А.П. Чехова «О вреде табака». Что можно сказать об аудитории? О самом лекторе? Какие ошибки он допускает? В чём причина коммуникативной неудачи?

Милостивые государыни и некоторым образом милостивые государи. Жене моей было предложено, чтобы я с благотворительной целью прочёл здесь какую-нибудь популярную лекцию. Что же? Лекцию так лекцию – мне решительно всё равно. Я, конечно, не профессор и чужд учёных степеней, но тем не менее всё-таки я вот уже 30 лет, не переставая, можно даже сказать, для вреда собственному здоровью и прочее, работаю над вопросами строго научного свойства, размышляю и даже пишу иногда, можете себе представить, учёные статьи, то есть не то, чтобы учёные, а так, извините за выражение, вроде бы как учёные. Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табака. Я сам не курю, но жена моя велела читать сегодня о вреде табака – мне решительно всё равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должной серьёзностью, иначе как бы чего не вышло. Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредного действия, употребляется также в медицине. Так, например, если посадить муху в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть некоторым образом растение. Когда я читаю лекцию, то обычно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания, это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году13 сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвёртая дочь Варвара. У меня все дочери родились 13 числа. Впрочем, ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, что жена моя… и т.д.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: