Содержание
Введение……………………………………………………………………….4
1.Общие понятия в музыке и математике……………….…………………5
1.1 Исторические сведения о связи музыки и математики………….6
1.2 Наличие цифр и чисел………..……………………………………6
1.3 Ритмические длительности и размер………………………………7
1.4 Наличие противоположностей.……………………………………8
1.5 Понятие параллельности………...…………………………………8
1.6 Симметрия и вариации.…………………………………………....9
2.Влияние музыки и математики друг на друга…………….……………...10
2.1.Особенности решения ритмических и математических задач…………………………………………………………………………...10
2.2. Исследование влияния музыкального обучения на успеваемость по математике……………...………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………........17
Приложения………...……………………………………………………........18
Введение
|
|
Тема данной работы выбрана автором потому, что изучение ритма в ДШИ – это сложный процесс, в котором не обойтись без математических навыков. В связи с этим автор считает, что математический подход в изучении ритма применим, и является эффективным инструментом в освоении данной темы.
Данная работа является актуальной, потому что тема изучения ритма – основа всех предметов музыкального обучения ДШИ и ДМШ: специального музыкального инструмента, музыкальной грамоты, хорового пения и т.д. А математика - основа всех наук, в том числе и музыкальной грамоты. Соответственно математика и музыка друг друга дополняют и оказывают положительное влияние: занятия музыкой на развитие математических способностей, занятия по математике на развитие музыкальных способностей.
В данной работе мы изучаем и сравниваем особенности музыкального и математического обучения, их взаимосвязи и влияние друг на друга.
Цель - изучение и сравнение особенностей музыкального и математического обучения, доказательство их взаимосвязей и положительного влияния друг на друга.
Задачи:
1. Изучить исторические сведения о связи музыки и математики.
2. Показать общие особенности в музыкальном и математическом обучении.
3. Разработать лэпбук для изучения ритмических длительностей.
4. Показать общие особенности в решении математических и ритмических задач.
5. Доказать положительное влияние музыкального обучения на развитие математических способностей.
6. Сделать выводы.
Методы работы, которые автор использовал в решении поставленных задач:
1. Анализ, сравнение и обобщение информации;
|
|
2. Практическая работа и наблюдения;
3. Работа с литературными источниками и Интернет (см. список литературы);
4. Анализ успеваемости по математике обучающихся 1- 4 классы МБОУ «СОШ № 75».
Данная работа может быть полезна преподавателям ДМШ и ДШИ по всем музыкальным дисциплинам: специальность, основы музыкальной грамоты, беседы о музыке, хоровое пение и др., которые связаны с изучением музыкальной грамоты и ритма. Имеется практическое применение (ритмический лэпбук) на уроках фортепиано в ДШИ.
Общие понятия в музыке и математике.
«Математика и музыка требуют единого мыслительного процесса»
А.Эйнштейн
Исторические сведения о связи музыки и математики.
Музыка и математика – это две науки, в основе которых лежат цифры и законы их взаимодействия. Когда мы слушаем музыку, мы переносимся в волшебный мир звуков. Решая задачи, мы отправляемся в мир чисел. И даже не догадываемся, что эти миры издавна соседствуют друг с другом.
Изучение основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, как в математики. Во времена Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами, а музыка изучалась наряду с арифметикой, геометрией и астрономией. Еще древнегреческий философ и математик Пифагор утверждал, что мир это Гармония, а гармония – это число. Ученики и последователи пифагорейской школы отмечали то, что: «Можно заметить, что природа и сила числа действует не только в демонических и божественных вещах, но также повсюду во всех человеческих делах и отношениях, во всех технических искусствах и в музыке». А также Пифагору принадлежит открытие терапевтического эффекта музыки. Он не сомневался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это “ музыкальной медициной ”. Пифагор полагал, ”что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая душа, и весь мир в целом имеют музыкально-числовую основу”.
Математика (греч. - знание, наука) – царица наук, символ мудрости, она является связующим звеном науки и искусства.
Музыка (греч. – искусство муз), значит искусство, которое отражает окружающий мир в звуковых, художественных образах.
Музыка математична, а математика музыкальна, в них главенствуют идея числа и отношения. Отсюда можно провести следующие параллели.
Наличие чисел и цифр.
Как и в математике, в музыке встречаются цифровые обозначения: семь нот - звукоряд, пять линеек – нотный стан. Расстояния между нотами - интервалы: один - прима, два - секунда, три - терция, четыре - кварта, пять - квинта, шесть - секста, семь - септима, восемь – октава (приложение 1). Обозначения аппликатуры (нумерация пальцев 1-5) и размер произведения записывается тоже при помощи цифр.
Ритмические длительности и размер.
Ритм - один из важнейших элементов в музыке. У каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок (чередование нот разной длительности). Числа, оказывается, тоже обладают ритмом.
Например, числа, которые делятся на три обладают следующим ритмом: Начнем с 0 и, увеличивая каждый раз на 1, будем акцентировать все числа, кратные 3. Получается 0 1 2 3 4 5 6 7 8…. и т.д. Получается красивый ритмический рисунок, звучащий как музыкальный размер 3/4, который соответствует вальсу.
Если посчитать числа, которые делятся на два: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д. то увидим, что мы пришли к ритму, звучащему, как музыкальный размер 2/4. Таким образом, числа обладают ритмом.
Известно, что в целой ноте - две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых, 16 шестнадцатых. Оказывается, что длительности получаются так же, как и дроби: они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать так же как дробные числа: 1/2, ¼, 1/8, 1/16. Следовательно, названия длительностей служат одновременно и названиями чисел.
|
|
Наличие противоположностей
Математика | Музыка |
+ и - | Мажор-минор |
Отрицательное число - положительное число | Гармония - диссонанс |
Больше – меньше | Громко - тихо |
Сложение-вычитание | Быстро - медленно |
Чётное число - нечётное число | Сильная доля – слабая доля |
Умножение – деление | Бемоль (понижение) -диез(повышение) |
Единица - бесконечность | Соло - многоголосие |
1.5 Понятие параллельности.
Понятие параллельности существует и в математике, и в музыке. В математике это понятие параллельных прямых, которые никогда не пересекутся. А в музыке: параллельные тональности (например, соль мажор – ми минор или ми мажор - до диез минор и т.д.). Линии музыкального нотного стана всегда параллельны, то есть, никогда не пересекаются.