Тема: « Гиппократ – его вклад в медицину»

Тема: «Влияние М.В. Ломоносова на развитие медицины в России»...11

3.2.Тема: «Жизнь и деятельность С.Г. Зыбелина » …………………………12

3.3.Тема: «Д.С. Самойлович – выдающийся врач-эпидемиолог XVIII в»...13

3.4.Тема: «Н.М. Максимович-Амбодик – основоположник акушерства и педиатрии в России» …………………………………………………………15

Раздел 4. Медицина нового времени. Развитие анатомии и хирургии в Рос­сии в 1-й половине XIX века …………………………………………..16

4.1.Тема: «П. А. Загорский – основоположник первой отечественной анатомической школы»…………………………………………………………..17

4.2.Тема: «Жизнь и деятельность Ильи Васильевича Буяльского»……….18

4.3.Тема: «Великий хирург и анатом Николай Иванович Пирогов. Жизнь и деятельность»………………………………………………………………….19

4.4.Тема: «Николай Васильевич Склифосовский, значение его деятельности для развития отечественной медицины»………………………………..22

Раздел 5. Развитие клинической медицины в Западной Европе

и в России …………………………………………………………………….23

5.1.Тема: «М. Я. Мудров – виднейший терапевт и гигиенист XIX века»...24

5.2.Тема: «С.П.Боткин - выдающийся клиницист и общественный деятель»……………………………………………………………………………25

5.3.Тема: «Г.А. Захарьин - выдающийся клиницист и реформатор медицин­ского образования»……………………………………………………………26

5.4.Тема: «С.Ф.Хотовицкий – основоположник научной педиатрии в России»…………………………………………………………………………….27

5.5. Тема: «Н.Ф. Филатов – один из основоположников российской педиатрии»…………………………………………………………………………….28                   

Раздел 6. Развитие медико-биологических дисциплин во 2-й половине XIX века ………………………………………………………………………29

6.1. Тема: «Жизнь и деятельность И.И. Мечникова»……………………….30

6.2. Тема: «Жизнь и деятельность Н.Ф. Гамалеи»………………………….31

6.3. Тема: «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова»………………………..32

6.4. Тема: «И.П. Павлов - великий русский ученый-физиолог»…………...33

Раздел 7. Земская медицина. Развитие гигиены ………………………..35

7.1. Тема: «Ф.Ф. Эрисман и его вклад в экспериментальную и обществен­нуюгигиену»………………………………………………………………….35

7.2. Тема: «А.П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в Рос­сии»………………………………………………………………………..37

Раздел 8. Медицина и здравоохранение в России в первые годы Советской власти…………………………………………………….. ……….38

8.1. Тема: «Н. А. Семашко - организатор здравоохранения России»……..38

8.2. Тема: «Н.Н. Бурденко - основоположник отечественной нейрохирургии»…………………………………………………………………………….39

8.3. Тема: «В. П. Филатов – выдающийся советский офтальмолог»……..40

Раздел 9.Вопросы медицинской этики и деонтологии ………………. 41

Раздел 10. История развития здравоохранения на территории Мордовии. Становление и развитие медицинского образования ……………43

10.1. Жизнь и деятельность Владимира Семёновича Левита……………...44

10.2. Жизнь и деятельность В. Ф. Войно-Ясенецкого……………………...45       

Литература …………………………………………………………………..48

Приложение …………………………………………………………………51

 

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самостоятельная работа студентов (СРС), их самообразование является неотъемлемым и все возрастающим в своем значении компонентом додипломного высшего медицинского образования. Одной из современных тенденций развития высшего профессионального образования является повышение роли СРС при проведении различных видов учебных занятий, что предполагает увеличение ее доли в изучаемом материале, включение тем, выносимых на самостоятельное изучение, в том числе с помощью компьютерных технологий.

По сути, весь процесс обучения в вузе – это специальным образом организованная СРС. Преподаватель же должен лишь направлять и контролировать познавательную деятельность студентов, эффективность которой напрямую зависит от собственных усилий последних.

Применительно к истории медицины как учебной дисциплине, преподаваемой в медицинском институте, целью СРС является – научить студентов самостоятельно вести научно-исследовательскую работу, сознательно и социально ответственно применять знания истории медицины, руководствоваться принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями, владеть основными понятиями истории медицины.

Раздел 1.Врачевание в Древней Греции.

Цель самоподготовки: изучить развитие врачевания в разные периоды Древней Греции, ознакомить студентов с основными трудами «Гиппократова сборника», научить анализировать влияние разных философских направлений на развитие медицины.

Этапы самостоятельной работы

Роль Древней Греции в истории мировой культуры и медицины.

Храмовое врачевание.

Формирование греческой натурфилософии (с VII в. до н.э.); ее влияние на развитие светского врачевания. Лечебницы (ятреи).

Врачебные школы древней Греции: кротонская, книдская, сицилийская, косская. Их выдающиеся врачеватели.

Жизнь и деятельность Гиппократа (ок, 460-370 гг. до н.э.).

«Гиппократов сборник» — энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания.

Медицина в Александрии (эллинистический Египет). Александрийское хранилище рукописей. Александрийский мусейон; его выдающиеся ученые.

Развитие описательной анатомии и хирургии. Герофил (ок. 335-280 гг. до н.э.) и Эразистрат (ок. 300-240 гг. до н.э.) — выдающиеся ученые Александрийской врачебной школы.

Вопросы для самопроверки и задания

1. Храмовое врачевание в Древней Греции – в чём оно заключалось?

2. Назовите основные философские направления древнегреческой медицины.

3.   Что говорит «Гиппократов сборник» о причинах болезни?

4. Что говорит «Гиппократов сборник» о древнегреческой хирургии?

5. Какие труды в «Гиппократовом сборнике» посвящены врачебной этике.

6. Какие достижения анатомии были в александрийской медицине?

7. Назовите имена известных александрийских анатомов.

8. Какие два источника объединила александрийская хирургия?

Литература: 2 (112-149)

ДОКЛАДЫ

 

Тема: «Гиппократ – его вклад в медицину»

План доклада

1. Краткая биография.

2. Причины болезни.

3. Диагностика болезней.

4. Основные принципы лечения болезней.

5. Медицинская этика.

 

 

ГИППОКРАТ II ВЕЛИКИЙ – родился в 460 году до н.э. в городке Меропис на о. Кос. Он относится к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении семнадцати поколений занимавшемуся медициной.

Отец Гиппократа – Гераклид, мать – акушерка Фенарета. Медицинскому искусству обучался у своего деда и отца, позднее в Книде, а затем у Геродика и софиста Горгия.

Получив первоначальное медицинское образование, Гиппократ, стремясь пополнить знания, отправился в Египет, объездил Грецию, Малую Азию, побывал в Ливии и Тавриде. Познав разные школы врачевания, по возвращении на родину основал свою медицинскую школу.

Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н. э. показывали ее путешественникам.

Гиппократ жил в период высочайшего расцвета эллинской культуры, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей

Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Около 300 г. до н. э. все медицинские рукописи (72 медицинских сочинения, написанные по-гречески) были объединены в «Гиппократов сборник» (лат. «Corpus Hippocraticum»). Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей, живших в V—III вв. до н. э..

Большинство исследователей считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а возможно, и некоторые другие.

Причины болезней подразделялись на две группы: 1) общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные, определяемые образом жизни каждого, предрасположенностью к определённого вида болезням.

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных – осмотр слизистых носа, рта, мокроты, мочи, выделений, выслушивание звуков в лёгких, ощупывание, простукивание.

Гиппократ известен как выдающийся хирург древности. Им описаны способы лечения вывихов, переломов, лечения ран, операция трепанации черепа при травмах головы, иссечение вен нижних конечностей при варикозах, лечение геморроя, нагноений.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике врача. Согласно Гиппократу врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну. Главная заповедь врача, сформулированная Гиппократом – не навреди!

 

Литература

 

1. С.Я. Чикин. Врачи- философы. М.: Медицина, 1990. 384с.

2. М.С. Шойфет. 100 великих врачей. М.: Вече, 2004. 528 с.

3. 3. И. Гусев. Гиппократ. Изд-во «Донетчина», 1995. 271 с.

4. https://ru wikipedia.org/wiki/Гиппократ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: