План терапевтического занятия

Тема: «Три поросенка» Коррекционные задачи:

• актуализация эмоций;

• коррекция страхов (метод арттерапии, беседы);

• развитие творчества.

ЗАНЯТИЯ

1. «Петушок» (игрушка) зовет всех играть:

Всех ребят зову, Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, Очень я играть люблю, Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, Будем вместе мы играть, Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, Будем сказки сочинять.

Петушок называет тему занятия и вспоминает сказку «Три поросенка» (начало сказки).

2. Игра «Займи свой домик».

3. Этюды: «Поросенок», «Испуганный поросенок», «Весе-
лый поросенок» (отработка мимики, пантомимики, интонации).

4. Этюды: «Волк», «Веселый волк», «Испуганный волк».

 

5. Театрализованная игра «Три поросенка» (последняя часть
сказки).

6. Беседа «Кто кого или чего боится?».

7. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь?». После ри­сования дается задание «наказать» свои страх.

8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки.

9. «Петушок» завершает игру (медленно поет песню-про­щание):

Вот закончилась игра, Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, Расставаться нам пора, Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, Буду встречи с вами ждать, Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, Буду всех вас вспоминать.

В этот период важно создать условия для переноса сформи­рованных на занятии психолога умений и навыков в реальную жизненную ситуацию. Обязательным условием работы высту­пает создание у детей доверия и расположения к взрослому и сверстникам, желание сотрудничать с ними.

Для идентификации с партнером, сопереживания ему пользуется прием коллективного выполнения поделок, конструирования. Например, при коллективном рисовании дети рисуют, как они играют в разные игры, дежурят, убираются на площадке и т. д. Взрослый помогает связать отдельные фигуры в единый сюжет. Затем история рассказывается полность И Вечером воспитатель провоцирует ребенка как-то дополнив ее, пересказать маме. Эффективным приемом формирования симпатии и интереса к ровеснику является объяснение другому малышу того, как о нем заботится товарищ, что «подарив ему, как украсил его одежду, что сказал при этом.

Особенно важным на этом этапе становится моделирование социальных отношений в игре, участие в сказочных драматизациях и режиссерских играх. В них дети учатся регулировать отношения не только игровые, но и реального взаимодействия с партнером.

Средством актуализации социальных эмоций и мотивов поведения, формирования личностных компонентов познавательной активности является такая организация совместив деятельности детей, которая подразумевает реализацию общей цели.

Они вместе делают общую аппликацию или глиняные фигурки для малышей младшей группы, готовят для них кукольный театр; пользуются одним набором карандашей, чтобы оформить пригласительные билеты для родителей, и участвуют «концерте» для них; мастерят кормушку для птиц, распределив обязанности, и т. д. В конце занятия они оценивают результат совместного труда и говорят, кто из сверстников больше всего понравился и почему.

Этот момент вызывает наибольшие трудности, потому чтя требует умения удержаться от стремления похвалить себя, осуд ить партнера за неумелость или негативное поведение, адек­ватно оценить действие ровесника, наблюдательности ребенка. Однако его реализация способствует развитию самосознания произвольности поведения и сплоченности группы.

В другой раз детям рассказывается, как хорошо малышам  будет играть, когда старшие наведут порядок. Одновременно рисуется мрачная картина, если задание не будет выполнено: в групповой комнате беспорядок, маленькие дети плачут, не могут найти своих игрушек.

При организации совместной деятельности детей с целью достижения общего результата используются разные способы, которых зависит не только продуктивность действий, но и вализуемый социально-нравственный опыт ребенка: видение; понимание другого человека, оценка его возможностей, состояния, эмоциональный отклик. Например, когда моменты взаимозависимости вводятся в самом начале (в работе парами), в вредине или конце (когда результаты действий в виде законченных деталей сдаются ребенку-сборщику). По мере необходимости, педагог активизирует личностное общение детей, их л иония, оценки, отклики, направленные на другого ребенка: его самочувствие, настроение, состояние. По ходу работы взрослый Может усложнять условия постановкой перед участниками Проблемы выбора. Так, он может направить внимание детей на •Сопоставление отдельных частей работы по степени трудности. •Когда дети осознают, что она разная, тем, кто заканчивает, предлагают выбор: «Ты закончил, можешь идти. Но у них труднее. [Если хочешь, можешь работать с ними. Сам выбери, что ста­нешь делать».

Условия морального выбора являются наиболее благопри­ятными для проявления социальных эмоций. Они предполага­ют, что ребенок оказывается перед несколькими, одинаково воз­можными, но разными по своему нравственному смыслу лини-[ими поведения, среди которых он должен предпочесть одну. Их Можно эффективно использовать и в других видах деятельности, в реализации режимных моментов.

При этом важно социальное одобрение взрослого и окружающих детей. Сочувственное эмоциональное отношение взрос­лых передается детям и располагают их к проявлению доброты, сочувствия и дружелюбия. Важно эмоциональное разъяснение о последствиях неправильного поступка, плохо выполненного поручения.

Постепенно у детей формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания. Безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям в группе сменяется большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих. Когда появляется коллективное мнение, педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных. Создается довольно жесткая система групповых требований и ожиданий. Действие ребенка, соответствующее этим требованиям, постоянно получает положительное «социальное подкрепление» Л несоответствующее — отрицательное. Ребенок открывает для себя значимость той роли, которую выполняет.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: