I этап. Формирование социальной активности и внимания к сверстнику

Механизмом личностного развития является эмоциональная синтония, которая возникает в процессе эмоционально-практического общения со сверстниками.

Задачи этапа:

• осознание границы между собой и внешним миром;

• ощущение своей значимости для других;

• формирование общей позиции ребенка и сверстника по отношению к внешнему миру;

• обеспечение интереса и эмоциональной направленности на!
партнера.

Главным условием педагогического воздействия являет-! ся обеспечение эмоционального единства группы. Общность] эмоционального состояния удовлетворяет потребность детей • аффилиации — принадлежности к общему кругу общения, -* которая является базовой социальной потребностью и присущ ствует у всех детей с нарушениями в развитии. В процессе! складывания эмоциональных отношений, привыкания к свер-1 стнику он должен стать «своим», т. е. войти в ось личности «Я имею» (К. Блага, М. Шебек).

С детьми проводятся игры, направленные на достижение! общего эмоционального состояния, созвучности переживаний] каждого члена группы, т. е. на появление эмоциональной сип тонии (такие игры, как «Паровоз», «Я принес тебе подарок», «ВоЛ ны» и др.). Естественно, что при организации подобных игр особенное внимание уделяется преодолению отчужденности и за! щитных барьеров по отношению к сверстникам. В этих целях рекомендуется включать негромкую музыку, которая обеспечивала бы положительный фон настроения и общий ритм совместных движений (например, записи оркестра под управлением ПолИ Мориа, композиции Эдварда Симони, «Золотая флейта» Стефана! Николаи, «Романтическая гитара» Фрэнсиса Гойи и др.).

Психолог в это время проводит тематические занятия, направленные на создание благоприятного психологического климата в группе детей и облегчение процесса адаптации ребят в группе. Приведем пример занятия.

Конспект психокоррекционного занятия1

| (средняя группа, первый год обучения, дети с ЗПР)

Тема: «Какой я, какие другие? Давайте познакомимся».

Цели и задачи: организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и эмоциональ­ного комфорта.


ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Вступление

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас начинаются необычные занятия. На них мы будем много разговаривать, играть, общаться и, самое главное, отправимся в путешествие в «Страну добра». Мы узнаем, чем можно помочь людям, когда у них плохое настроение, и что нуж­но сделать, чтобы в пасмурный день стало весело и радостно.

Дети встают в кружок. Психолог просит поздороваться друг с другом.

Поиграем в игру «Знакомство». Для этого расскажем всем, кто здесь присутствует, о себе и начнем со слов: «Здравствуйте, меня зовут...» Нам поможет поиграть мячик (педагог показы­вает желтый поролоновый мячик). Мы будем его передавать по кругу, и тот, к кому попадет в руки мяч, громко себя назовет и поздоровается.

Психолог передает мячик сидящему слева ребенку, дети включаются в игру. После каждого приветствия, взрослый называет ребенка по имени и благодарит.

Молодцы, ребята! Я услышала в ваших голосах доброту, вы действительно пожелали всем здоровья, очень хорошо друг с другом поздоровались!

1 Конспект частично составлен студенткой V курса дефектологиче­ского факультета МПГУ Корольковой Н. В.

2. Создание положительного эмоционального
состояния у участников группы

А теперь пусть каждый, у кого в руках будет мячик, скажет! о себе что-то хорошее: о том, что он любит, умеет, что ему нравится. Я опять начну первая. Я люблю... слушать интересные! сказки, люблю гулять, люблю купаться в реке, люблю заниматься с детьми...

Высказывания детей. Если ребенок молчит, то можно  использовать следующие приемы.

Ребята, а кто из вас догадается, что любит Дима? Дима, если! дети не догадаются,, то ты нам подскажешь.

Если ребенок не хочет вступать в общение с ребятами группы и реагирует негативно на их внимание, то психолог  поддерживает его:

Наверное, ты подумал это про себя. Скажешь в следующий раз.


Оказание психологической помощи

В организации обучения детей в группе

Я заметила, что вы все любите играть. Хотите, поиграем] сейчас в одну интересную игру? Кто из вас помнит, что любит.| (называются по очереди имена детей). Молодцы! Какие вы вни> мательные!

А что делать, если все любят одно и то же? Если все любя1 играть?... Правильно, тогда нужно играть вместе. Как это «играть вместе»? Саша и Оля, покажите, как вы вместе буде играть в кубики.

Психолог наблюдает и комментирует поддерживающий и помогающие действия партнеров.

Теперь покажут Митя и Никита. Играть будете в машинки.

Дети и психолог наблюдают за действиями сверстников!,

Как вы думаете, они играли вместе или порознь? Как вы  догадались? Что значит «играть вместе»? Ребята, покажите, как вы играли вместе; поменяйтесь машинками. Как нужно попро­сить машинку, если она понравилась, но ей играет кто-то дру­гой? Как поблагодарить друга?

Наблюдение и комментарии детей.

Теперь поиграем в другую игру. Она покажет, как вы уме­ете помогать друг другу. Тот, кто помогает выиграть своему дру­гу, получает приз.

На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться чет­веро детей. Взрослый с детьми считает вслух.

Раз — два — три! Удержались все вместе! Молодцы! Выби­райте призы!

Проносит по кругу коробку, в ней различные предметы: пустые флакончики, открытки, куколки из бумаги, кусочки красивого материала и пр. Желательно, чтобы предметы были не в единственном экземпляре.

Посмотрите внимательно, какой предмет сам на вас смот­рит и просит: «Выбери меня!» А теперь возьмите его с собой — пусть он вам напоминает, как хорошо, когда людям весело, ког­да они добрые.

Подведение итогов

А теперь расскажем друг другу о том, что было хорошего на занятии, чем оно понравилось. Берем в руки мячик. Я начну с себя. Я увидела сегодня, какие вы все добрые и как вам хочет­ся, чтобы все были радостными и счастливыми. Мне было инте­ресно играть и заниматься с вами. Мне было весело.

Взрослый передает мячик по кругу детям.

В самом начале пребывания в дошкольном учреждении у части детей с нарушением развития (/ вариант поведения) от­ношение к сверстникам дружелюбное, но ограничивается чисто внешним общением: стремлением обнять, приласкаться. Педа­гог направляет их внимание на более слабых, неумелых, показы­вая, как можно помочь, утешить. Эти дети легко завоевывают, симпатии сверстников и могут помочь психологу в работе по их адаптации, если привлекать таких ребят к проведению игр «Кле­евой дождик», «Утка с утятами» и др.

У детей со II вариантом поведения стремление со сторон сверстников к контакту вызывает чаще всего резкую негативную реакцию: они отталкивают малышей, обижают их. Педагог  успокаивает обоих, укоризненно смотрит на обидчика, старается их примирить, выражает сочувствие к пострадавшему и побуждает обидчика утешить обиженного, привлекает к совместной игре, починке поломанной игрушки. Обычно воспитатель предлагает детям помочь друг другу в посильных совместных действиях; например, передвинуть скамейку, чтобы освободить! место для совместной игры, помочь достать мячик из-под шкафа и т. д. Эффективным приемом является выполнение пору­чений в парах, но при этом результат деятельности оценивается как общий и зависящий от обоих.

Дети с III вариантом поведения, вначале мало контактирующие, играют в одиночку, манипулируя игрушками. Воспитатель обычно организует игру парами, побуждает других детей (I варианта поведения) помочь одеться, пожалеть ударившего­ся ребенка и т. д. Используются такие игры, как «Добрые вол­шебники», «Волшебные очки», «Комплименты», направленные на привлечение внимания и интереса сверстников к непопу­лярным детям группы.

Действительно, на данном этапе дети еще не проявляют осознанную активность, поэтому педагог сам организует кол лективную направленность внимания на каждого члена груп­пы. При этом выделенный ребенок ощущает свою значимость для других и испытывает ответные положительные эмоции.

Это достигается эмоциональной заинтересованностью взрослого, который привлекает к ребенку внимание сверстников. Средством проявления социального внимания выступают конкретные поступки детей. Их учат культуре проявления эмоций: радостно приветствовать друг друга, улыбаться, смотреть в глаза, обращаться по имени; показывать свои «достижения»»; стремясь поделиться радостью по поводу удачного выполнения поделки; держаться за руки на прогулке и др.

Привлечению и удержанию внимания детей к сверстнику способствует такой методический прием, как игры по разви­тию произвольного внимания и памяти, направленные на сверстника («Будь внимателен», «Запомни порядок» и др.), загадки-описания поведения. Например: «Он пришел сегодня утром в группу. Его привела мама. Он поцеловал ее, когда она уходила. Сел завтракать со всеми, но кашу есть не стал. Он не любит кашу. Он выпил только чай и съел булочку. Потом стал играть с Димой. Они подрались из-за красной машины. Про кого я говорила, кто отгадал?»

Рекомендуется проведение кукольного театра, с помощью которого разыгрываются сценки из реальной жизни детей. Они позволяют дать им образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки речевого общения. В это время можно использовать и отдельные приемы из психогиманстики на уме­ние воспринимать чужие и адекватно выражать собственные эмоции (игры «Передай эмоцию», «Связующая нить» и др.).

Формированию общей позиции по отношению к внешнему миру способствуют игры в парах («Живые куклы», «Зеркало», «Поводырь» и др.). Например, игра «Поводырь» проводится х следующим образом. «Ведущий» водит по группе ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство собственного достоин­ства, значимости своей «миссии», заботы и ответственности за благополучие сверстника (что подчеркивается взрослым). При этом они преодолевают различные препятствия, обходя рас­ставленные по комнате стулья.

Другим методическим приемом является выполнение поручений в парах. Например, педагог посылает детей узнать у повара, что будет на обед, попросить у медсестры вату для игры в «Больницу», отнести в другую группу забытые ими на улице игрушки и т. д. В незнакомой ситуации детям легче будет объ­единиться. При этом воспитателем подчеркивается, что все нужно делать вместе, не оставлять более пассивного партнера где-нибудь одного (если ушли вместе, то и вернуться должны вместе), приучить держать сверстника за руку, заботиться друг о друге.

Параллельно проводятся игры на поддерживание интереса к сверстнику, стимулирование инициативных действий по отношению к нему ('игры «Ручеек», «Ай-гугу», «Жмурки с коло­кольчиком».

При этом взрослый должен подхватывать любое проявление инициативы по отношению к ровеснику, поощрять его перед детьми («Какая Света молодец! Она помои найти Оле шапку!»). Взрослый объясняет, за что он хвалит ребенка и почему это важно («А то Оля пошла бы без шапки прогулку, замерзла и заболела»). Даже те действия, которые не несут социального смысла, переводятся в плоскость социальных отношений. Например, ребенок хочет бросить игрушкой в сверстника, а взрослый ловит ее и говорит, что тот «поделился» игрушкой с Вовой, он так хотел поиграть с ней. Поднял кто-то пола варежку — значит, нужно спросить, кто потерял, и т. д.

Идентификации со сверстниками, формированию устойчивых привязанностей, избирательных предпочтений способствует совместное празднование дней рождений в группе. Дети дарят подарки, изготовленные своими руками, поздравляют, промывают пожелания, подчеркивают — с помощью воспитателя, что именинница сегодня самая красивая, что сегодня ее день А

Таким образом, к концу этого этапа ребенок осознает границы между Я и Не-Я, дифференцирует себя и других, проявляв интерес и активность по отношению к сверстникам. Формируется ожидание ответного эмоционального отклика.

II ЭТАП. ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ]

Механизмом личностного роста выступает децентрации (эмоциональная и интеллектуальная). Типом взаимоотношения является руководство — подчинение и кооперация.

Задачи этапа:

• формирование способности к целеполаганию;

• становление образов «Я-реального» и «Я-потенциального и
(«Каким я могу быть»);

• осознание своих переживаний и отношения к ровесникам

• сравнение и идентификация себя со сверстником.

В процессе совместных предметных действий с ровесником происходит увязывание во времени отстоящих друг от друга событий и состояний. Повторяемость сопряженных действий 'организует ожидания ребенка и позволяет ему опережать в своих ощущениях изменения в действиях и, значит, настраи­вать себя на соответствующий отклик.

Чрезвычайно важно при этом воссоздавать целостную ситуацию, знакомую ребенку по общению со взрослым. Сам ребенок берет на себя в ней функции взрослого и осуществляет взаимо­действие с партнером, действуя, как конкретный взрослый. Позиция сверстника остается неизменной. Поэтому оказывается очень полезным включать в структуру индивидуального заня­тия моменты общения «сильных» и «слабых» детей, т. е. с раз­ным уровнем интеллектуального развития. Ведущему партнеру при этом придется более связно и четко выражать свои наме­рения, мысли, желания. Ему самому легче будет осознать цель своих действий. Ведомый же будет тянуться за более сильным партнером («в глазах умственно отсталого ребенка другой отставший ребенок является более умным, чем нормальный взрослый человек», — писал Л. С. Выготский1). Т. е. для формирования, самоутверждения, осознания себя как субъекта деятельности, требуется партнер, которого ребенок с нарушением в развитии  может «обучать» (в диалогическом взаимодействии).

Аналогично строятся отношения по вектору Ребенок — Коллектив, т. е. используя механизм руководства — подчинения. Он способствует формированию функционального состояния 1'одителя в структуре личности и произвольности поведения.

На начальных этапах Н. Д. Соколова предлагает учить де­тей подражать действиям с куклой взрослого и передавать отношения между дочкой (куклой) и мамой. Демонстрируя разнооб­разные игровые сюжеты, педагог сопровождает свои действия
речью, планирует их, подводит итоги, выражает эмоциональное
отношение к событиям и т. д. Наблюдая за взрослым, ребенок
«присваивает» способы не только игры, но и игрового и речево­го общения, постепенно становится партнером взрослого, а за­тем — сверстника, которому эту роль «перепоручил» воспита­тель или психолог.          

1 Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Проблемы дефектологии. — М., Просвещение, 1995, с. 319.

Начиная со средней группы, проводятся игры-занятия про «семью» и «детский сад» с целью сплочения детей, проявлений симпатии, заботы, умения замечать эмоциональное состояние близких людей, сверстников и воспитателей группы.

Приведем пример подгруппового занятия психолога по данной теме.

Конспект занятия по психокоррекции1

(средняя группа, второй год обучения, дети с ОНР)

Тема: «Части лица и их назначение» Цели и задачи:

Образовательные задачи: уточнить названия и назначений частей лица, их дифференциальные признаки в зависимости от пола и возраста, развитие восприятия (слухового и зрительного и наглядно-образного мышления.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание на основе адекватной оценки эмоционального состояния другого человека, правильно проявлявшиеся собственные чувства.

Коррекционные задачи: развивать связную речь, умение выражать свои мысли с помощью целых предложений, формировать пространственные представления, связанные с предлогами «над», «под».

Материалы: фотографии людей (лица крупным планом изображающие разное настроение, «веселая» и «грустная» полумаски, схематичные изображения частей лица, зеркало, картинки с изображениями проблемных ситуаций (герои без ли]Я карандаши, набор карточек с изображениями лиц без определенных деталей (нет бровей, глаз, ресниц, рта, ушей и т. д.).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: