Ход занятия 1. Вступление

Постановка проблемы: «Как вы думаете, зачем человеку нужно лицо?»

Активизация знаний детей

Демонстрация изображения лица.

—Какие части лица вы знаете?

—Для чего нужны глаза? Нос? Рот?

—Где находятся брови?... Выше или ниже глаз? Значит,
надо говорить: над глазами.

-   Для чего они нужны?

— Что находится над бровями?

- Может ли лоб «подсказать», о чем человек думает?

- Если у человека мрачные мысли, как будет выглядеть лоб?

— А если мысли веселые?

Все эти части лица изображены на этих масках, но маски получились разные. Почему? Демонстрация полумасок.

—Какое настроение у этой маски? У другой маски?

—Каких частей лица не хватает на этих масках?


Обобщение

—Здесь нет щек. Где должны быть щеки? Зачем они нуж­ны? Что с ними можно делать?

—Здесь нет рта. Где должен быть рот? Что можно узнать,
посмотрев на рот?

—Какой маске подойдет улыбка? (карточка) Изображение
рта с опущенными вниз уголками? (карточка)

 

- Какие части лица могут рассказать нам о настроении
человека? А брови? Глаза? Нос? Уши? Когда?

- Как на лице выглядит безразличие? (дети изображают).

- Найдите среди этих фотографий (на доске) лица людей,
которым грустно.





Работа в команде»

— Вам нравится быть грустными? Посмотрите друг на друга, кому из вас сейчас грустно. Поделитесь друг с другом хорошим настроением. Подумайте, как это можно сделать. Молодцы!

 

- Сейчас разделитесь на команды. Посмотрим, какая из них быстрее соберет лицо веселого человека.

Дети выполняют задание.

—Почему вы выбрали именно эти части лица?

—Брови у веселого человека похожи на... радугу.

—Рот у веселого человека похож на...

- Глаза чуть-чуть прищурены. Как будто...

—Лоб гладкий. Он похож на...

—Когда человек становится веселым? Когда он может уди­виться?

Физкультурная минутка

Стихи сопровождаются движениями рук и соответствующей мимикой:

Глаза однажды удивились

И очень широко открылись,

Спросили нос: «Что перед нами?»

Нос отвечал: «Решайте сами:

Он пахнет вкусно, с кожей гладкой,

На мяч оранжевый похож».

Рот подтвердил: «Он очень сладкий,

Попробуешь— и запоешь».

—Что увидели глаза?

—Что в стихотворении неправильно описано? Какая части
лица рассказывала о том, что она не могла бы почувствовать?!


Индивидуальная работа

Классификация карточек:

• 'по возрасту людей, испытывающих те или иные эмоциональные состояния;

• по полу.

«Найдите среди ваших карточек такие, где не хватает деталей лица. Дорисуйте».

Подведение итогов занятия.

— Что узнали нового на занятии? Чем оно понравилось.
Всегда ли хорошо, что по лицу можно узнать настроение человека? Когда это нам нужно? Когда нам это не нужно? Как мож­но сдержать себя?

Психолог может показать здесь упражнение на регулиро­вание дыхания (перед зеркалом) и использование счета.

Сделали сердитое лицо. Смотрим в зеркало. Какой ужас! Теперь давайте правильно подышим. Вот так. Считаем: 1 — 12 — 3 — 4 — 5! Я ус — по — ка — и — ва — юсь! Посмотрели в  зеркало! Приятно посмотреть на себя! А если улыбнуться? Еще получается! Спасибо! Молодцы!

Дошкольники учатся «видеть» эмоциональное состояние I взрослого и сверстника через рассматривание иллюстраций с

Изображением различных ситуаций, обсуждение проблемных I картинок с непрорисованными лицами персонажей (из проективных тестов) и определение их эмоционального состояния, участие в играх — драматизациях с повторами определенных

эмоциональных сцен, привлечение детей то в качестве исполнителей, то зрителей.

Например, для драматизации можно предложить двум детям проиллюстрировать следующее стихотворение1:

Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, Сегодня скучное утро, И, кажется, будет дождь. Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, Сегодня веселое утро, И тучи уходят прочь. Сегодня не будет солнца, Сегодня не будет солнца, Сегодня будет хмурый, Серый, пасмурный день. Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, Обязательно будет солнце И прохладная синяя тень.

М. Щелованова.

По этому поводу уместно привлечь детей к проведена) опыта, описанного Н. П. Слободяник в книге «Я учусь владев собой». Детям предлагается 3 стакана с водой. Стакан с блеоИ ками в воде символизирует радостные мысли и «замечательные идеи» в голове человека. Стакан с обычной водой — спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с грязной, мутнв водой (вода, в которую на глазах у ребят добавляют кусочки глины) — неприятные и мрачные мысли. Затем детей побуждают к обсуждению того, испытывали ли они когда-либо состояние, когда, что при этом делали:

—Было ли у вас такое же настроение?

—Что вы при этом чувствовали?

- Нужно ли ждать, чтобы плохое настроение прошло?

— Как вы его прогоняли? Что вы при этом делали?
Дети вместе с психологом делают вывод о том, что нужно «просто» заменить «плохие» мысли на «хорошие».

Плохие мысли

Я плохой. Меня никто не

любит

Я не умею. Я не справился

У меня не получится

Меня обидели

Я боюсь

Хорошие мысли

Я хороший. Меня любят

У меня получится. Я научусь!

Так получилось. Все будет

хорошо

Я хочу... Я не буду бояться

Осознание причин собственного эмоционального состояния вызывает у ребенка интерес к исследованию своего внутренне го мира, своего Я. Дошкольник начинает хотеть быть лучше Действия в игровом образе помогают ему научиться предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого произвольно изменять свое игровое поведение.

Идентифицируясь с положительным персонажем, дошкольник может рассказать о том, как тот обычно реагирует в той или иной проблемной ситуации, и обыграть последствия данной ситуации, придумывая продолжение сказки. Например, взрос­лый может предложить вместо Колобка ввести в сказку Красную шапочку и разыграть ее по-новому. Затем можно обсудить с ребенком, как из-за этого изменилась сказка. В следующий раз можно предложить придумать историю, в которой Красная Шапочка встретилась не с Волком, а с Карабасом-Барабасом из сказки «Буратино». В процессе использования таких сюжетов важно постараться перевести ребенка с предпочитаемой роли «преследователя» — на роль «учителя», с роли «жертвы» — на роль «того, кто учится на ошибках», «роль ученика».

Дело в том, что идентификация с сильным, но отрицатель­ным персонажем, рано или поздно приведет к внутриличностному конфликту, смешению представлений о добре и зле и раз­мыванию выбора между типами поведения, соответствующими им. Например, родители, которые упустили этот момент, часто сетуют на то, что ребенку отдают все свои силы, а он никогда даже не пожалеет их. Или пожалеет, а потом сделает еще боль­нее, чтобы посмотреть на реакцию взрослого, узнать, простит ли он опять, если снова попросить прощения.

Принятие на себя ролей отрицательных персонажей долж­но вызывать феномен децентрации, т. е. сформировать умение моделировать свое поведение в соответствии с характеристика-ми героя, но не провоцировать эмоционального слияния с его образом, идентификации с ним. Благодаря этому на отрицатель­ном конце вектора «Я» формируется образ, противопоставлен­ный чувству «Мы», — «Они», «чужие», «нелюди», который со­провождается переживанием чувства неприязни, неприятия и непонимания.

Начинать работу над формированием данного противопо­ставления лучше всего с рассказывания и разыгрывания та­ких сказок, где есть герои-антагонисты (например, «Заюшкина избушка», «Как собака друга искала» и др.). Это позволяет сравнить различные черты характера (добрый — злой, чест­ный — лживый, смелый — трусливый, жадный — заботливый, ленивый — трудолюбивый и др.). Если главный герой произ­ведения — человек, то следует учитывать его влияние на поролевую идентификацию детей. Например, Золушка высту­пает образцом поведения для девочек, но в сказке нет парного о и персонажа, который бы олицетворял те же положительные

черты характера, но в мужском варианте поведения. Поэтомv целесоообразно одновременно с драматизацией «Золушки» пи знакомить ребят со сказкой «Иван — крестьянский сын и Чудо Юдо».

Во время драматизации сказок важно, чтобы в ней участие вали сверстники ребенка обоих полов. Через сравнение своего поведения с поведением ровесника, сопоставление переживаний и черт характера девочек и мальчиков своего возраста, формирование умений и навыков позитивного коммуникативного общения (как ролевого, так и партнерского) ребенок приходит 1 осознанию своей позиции в мире взрослых и детей.

Перед проведением драматизации полезно использовать игры, направленные на эмоциональное сплочение их участии ков. Налаживанию эмоционального микроклимата в семье и группе сверстников способствуют такие игры, как «Зеркала», «Забавные обезьянки», «Музыкальные колени», «Слепой и по водырь», «Групповаяпантомима», «Запуталки», «Продолжи историю», «Я люблю тебя, только не могу улыбнуться», «Дракон кусает свой хвост», «Колдунчики» и др.

В процессе игры стимулируется речевое взаимодействие, овладение позициями диалога («спроси», «скажи», «попроси», «предложи» и т. д.), самостоятельность и идентификация («По кажи, как твой персонаж обрадовался, удивился, расстроился» и т. д.).

Приведем пример занятия М. А. Панфиловой1 по данному направлению.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: