2.1. Унидуальность. Человек является и всецело биологическим,
и всецело культурным существом, которое несет в себе подлинную
унидуальность. Это — супер- и гиперживое, в котором развиты небывалым образом потенции жизни. В человеке проявляются гипертрофированным образом эгоцентрические и альтруистические качества индивида, в экстазах и опьянениях происходит извержение его жизненных сил, в нем бьет ключом оргиастический и оргазмический пыл, и именно в этой гипервитальности человек разумный (homo sapiens) является также человеком безумным (homo demens).
Человек — это, стало быть, полностью биологическое существо, но если бы он был совершенно лишен культуры, он был бы приматом самого низкого ранга. Культура аккумулирует в себе все то, что сохраняется, передается, чему учат, и она включает в себя нормы и методы приобретения знаний.
2.2. Петля мозг – дух – культура. Человек становится в полном смысле человеческим существом только посредством культуры и в культуре. Нет культуры без человеческого мозга (биологического аппарата, управляющего действиями, восприятием, приобретением знаний, обучением), но и нет разума (ума, ментального), то есть способности сознавать и мыслить, без культуры. Человеческий разум — это эмерджентное явление, которое рождается и утверждается в отношении мозг-культура. Как только возникает разум, он начинает функционировать в мозге и обратно воздействует на него. Имеем поэтому триада в петле между мозгом <-► разумом <- культурой, где каждый из этих терминов необходим для каждого из других. Разум это эмерджентное явление по отношению к мозгу, порожденное культурой, которая не может существовать без мозга.
|
|
2.3. Петля разум <-> аффект <- импульс. Кроме того, существует другая биоантропологическая триада, отличная от триады мозг - разум - культура: она базируется на концепции триединого мозга, развитой Мак-Лином. Мозг человека интегрирует в себе: а) палеоцефальное, наследие мозга пресмыкающихся, источник агрессивности, полового возбуждения, первичных импульсов, б) мезоцефальное, наследие мозга древних млекопитающих, у которых развитие эмоциональности, по видимому, связано с развитием долговременной памяти, в) кору головного мозга (cortex), которая настолько хорошо развита у млекопитающих, что охватывает все структуры головного мозга и формирует два его полушария, но гипертрофически развита у людей в виде некоего неокортекса, являющегося руководящим центром аналитических, логических, стратегических способностей, которые могут быть полностью реализованы в культуре. Итак, нам открывается иная сторона человеческой сложности, которая интегрирует характерные иной и животных (млекопитающих и рептилий) в человеческую природу и человеческие черты — в животную природу**. Отношения между этими тремя звеньями триады не только дополнительны, но и антагонистичны, включают в себя хорошо известные конфликты между импульсом, сердцем и разумом. Соответственно, триединое отношение подчиняется иерархии разум <-» эмоциональность <-> импульс; у этими тремя звеньями имеется нестабильное, ротационное отношение: звенья периодически меняются местами. Рациональность не обладает, стало быть, высшей силой. Она конкурирует, вступает в противоречивую взаимную игру с двумя другим звеньями этой неделимой триады; она подвижна и ломка: она может быть подчинена, наводнена, даже порабощена эмоциональностью или импульсом. Губительный импульс может использовать удивительную логическую машину и техническую рациональность, чтобы организовывать и оправдывать свои собственные действия.
|
|
2.4. Петля индивид <- общество <-> род. Наконец, существует триада индивид <-> общество <- род. Индивиды являются продуктами процесса воспроизведения человеческого рода, но сам этот процесс требует участия двух индивидов. Взаимодействия между индивидами создают общество, а последнее, подтверждая эмерджентное возникновение культуры, обратно воздействует на индивидов посредством культуры.
Как мы видели в предыдущем разделе, это позволяет тесно связать способность мышления с эмоциональностью.
Индивид |
Индивид
Род Общество
Неправомерно абсолютизировать индивида и превращать его в высшую цель этой триады; и тем более нельзя абсолютизировать общество или род. На антропологическом уровне общество живет для индивида, который живет для общества; общество и индивид живут для рода, который живет для индивида и общества. Каждое из этих понятий является одновременно средством и целью: именно культура и общество дают возможность индивидам реализовать себя, и именно взаимодействие между индивидами обеспечивает сохранение культуры и самоорганизацию общества. Все же мы можем считать, что
самореализация и свободное выражение индивидов-субъектов определяются нашим этическим и политическим планом, однако не вправе рассматривать индивидуальные действия в качестве конечной цели
триады индивид <-► общество <-» род. Сложность человека не может
быть понята в отрыве от элементов, которые ее составляют: всякое
подлинно человеческое развитие означает совместное развитие индивидуальных автономных действий, общего участия и чувства принадлежности к человеческому роду.