Боги все же приготовили нам сюрпризы:
ожидаемое не осуществляется,
а неожиданному бог открывает дверь.
Еврипид
Мы пока не проникли в смысл высказывания Еврипида, в котором говорится об ожидании неожиданного. И все же в конце XX века мы приблизились к постижению непоправимой неопределенности человеческой истории.
В предыдущие века люди всегда верили в будущее: они или считали, что будущее является повторением прошлого, или же верили в прогресс. В XX веке люди утратили будущее, ибо они установили, что будущее непредсказуемо. Это осознание должно сопровождаться другим осознанием, имеющим обратное действие и соотносительным с первым: человеческая история была и остается неведомой нам авантюрой. Если бы нам наконец удалось освободиться от иллюзии, что можно предсказывать человеческую судьбу, это стало бы великим завоеванием человеческого разума. Будущее остается открытым и непредсказуемым. Конечно, ход истории определяется экономическими, социологическими и прочими детерминирующими факторами, но реальные детерминации всегда сопровождаются неустойчивостями и неопределенностями, бесчисленными непредвиденными случайностями, которые вызывают бифуркации, отклоняют ход истории.
Традиционные цивилизации жили в определенности циклического времени и верили, что жертвоприношения, порой даже и человеческие жертвоприношения, необходимы, чтобы обеспечить надлежащий ход исторических событий. Современная цивилизация жила в определенности исторического прогресса. А сегодня крах мифа о Прогрессе ведет нас к осознанию исторической неопределенности. Некоторый прогресс, конечно, возможен, но он является неопределенным. К этому добавляются неопределенности, связанные — в нашу планетарную эру — с быстротой и ускорением сложных и случайных процессов, которые не в силах охватить ни ум человека, ни суперкомпьютер, ни демон Лапласа.
1. Историческая неопределенность
Кто думал весной 1914 г., что совершенное в Сараево покушение развяжет мировую войну, которая продлится четыре года и принесет миллионы жертв?
Кто думал в 1916 г., что русская армия распадется на части и маленькая маргинальная марксистская партия совершит, вопреки ее собственной доктрине, коммунистическую революцию в октябре 1917 г.?
Кто думал в 1918 г., что подписанный мирный договор нес в себе зародыши второй мировой войны, которая разразится в 1939 г.?
Кто думал в период процветания в 1927 г., что экономическая катастрофа, которая началась в 1929 г. на Уолл-стрит, обрушится на планету?
Кто думал в 1930 г., что Гитлер законным образом придет к власти В 1933 г.?
Кто, за исключением нескольких фантазеров, думал в 1940-1941 гг., что за чудовищным господством нацистов в Европе и за ошеломляющим продвижением Вермахта в глубь территории СССР — вплоть до пригородов Ленинграда и Москвы — в 1942 г. последует изменение ситуации на противоположную?
Km думал в 1943 г., в ситуации крепкого альянса между Советским Союзом и Западом, что три года спустя эти союзники внезапно превратятся во врагов и начнется период холодной войны?
Кто думал в 1980 г., за исключением нескольких ясновидцев, что советская империя взорвется в 1989 г.?
Кто представлял себе в 1989 г. войну в Персидском заливе и войну, которая приведет к распаду Югославии?
Кто в январе 1999 г. помышлял об авиационных ударах по территории Сербии в марте 1999 г. и кто в тот момент, когда написаны эти строки, может оценить долговременные последствия этих ударов?*
В момент написания этих строк никто не может ответить на эти вопросы, которые, вероятно, останутся пока, на протяжении XXI века без ответов. Как говорил Патока: «Становление проблематизовано отныне, а то, что будет завтра, проблематизовано навеки». Будущее называется неопределенностью.