Планетарное единение — это минимальное рациональное требование мира, сделавшегося более тесным и взаимозависимым. Такое единение требует осознания и чувства взаимной принадлежности, которые связывают нас с Землей, рассматриваемой в качестве первой
и последней Родины.
Если представление об отчизне несет в себе общую идентичность, отношение эмоционального присоединения к субстанции, являющейся одновременно и материнской, и отеческой (то, что содержится в самом женско-мужском термине «отчизна», на французском la patrie), наконец, общность судьбы, тогда можно предложить понятие Земли-Отчизны (Terra-Pathe).
Как отмечалось в разделе III, все мы обладаем общими генетическими, мозговыми, эмоциональными свойствами через и поверх нашего индивидуального, культурного и социального разнообразия. Мы являемся результатом развития формы жизни, для которой Земля служила мшеринской и питательной основой. Все люди, начиная с XX века, озабочены одними и теми же фундаментальными проблемами жизни и смерти и соединены общностью планетарной судьбы.
|
|
Поэтому нам надо научиться «бытию-здесь» на планете. Научиться «быть-здесь» — значит научиться жить, совместно владеть, общаться, быть в единении; это то, чему обычно учат только в отдельных своеобразных культурах и с помощью таких культур. Впредь нам необходимо научиться быть, жить, совместно владеть, общаться, объединяться также и в качестве обитателей Планеты Земля. Быть не только представителями одной культуры, но и представителями Земли. Мы должны посвятить себя не овладению и господству, а обустройству, улучшению и пониманию. Мы должны развить в себе:
• антропологическое сознание, которое признает наше единство в разнообразии;
• экологическое сознание, т. е. осознание того, что мы обитаем совместно со всеми смертными существами в одной и той же сфере живого (биосфере); признавая свою единосущную связь с биосферой, мы должны отказаться от Прометеевой мечты господствовать во Вселенной и создавать атмосферу сотворчества, дружелюбности и праздничности на Земле;
• сознание, свойственное гражданину Земли, т. е. чувство солидарности со всеми детьми Земли и ответственности за них;
• духовное сознание человеческого условия, приобретаемое в результате сложного движения мышления, которое позволяет нам быть открытыми к взаимной критике, самокритике и взаимопониманию.
В процессе обучения универсальное и характерное для родной страны не должны противопоставляться. Обучение должно быть направлено на то, чтобы концентрически связывать все родное для нас: семейное, региональное, национальное, европейское — и интегрировать все эти сферы в конкретный универсум земной родины. Не следует более противопоставлять лучезарное будущее рабскому прошлому. Все культуры имеют свои достоинства, свой опыт и свою мудрость, а также и свои недостатки и незнание. Только черпая ресурсы в своем прошлом, группа людей заряжается энергией, для того чтобы безбоязненно встречать настоящее и готовиться к будущему. Стремление к лучшему будущему должно дополнять, а не противостоять обращению к накопленному в прошлом опыту. Жизнь каждого человека или каждого коллектива должна поддерживаться в результате непрерывной циркуляции между его прошлым, где он, ощущая связь с предшественниками, удостоверяет свою идентичность, его настоящим, где он заявляет о своих потребностях, и будущим, куда он проецирует свои стремления и направляет усилия.
|
|
В этом отношении государства могут играть решающую роль, но при том условии, что они соглашаются в своих собственных интересах отказаться от своего абсолютного верховенства по всем главным затрагивающим общие интересы проблемам, и в особенности по проблемам жизни и смерти, которые выходят за пределы отведенной им компетенции. Во всяком случае, эра плодотворной политики государств-наций, наделенных абсолютной властью, завершилась, а это означает, что не надо разобщать государства, а, напротив, следует их уважать, интегрируя их в целостные образования и принуждая их уважать ту целостность, частями которой они являются.
Мир, объединенный в единую систему, должен быть полицентричным и ацентричным не только в политическом, но и в культурном отношении. Запад, превращая себя в провинцию, испытывает потребность в Востоке, тогда как Восток хочет оставаться самим собой, впитывая традиции Запада. Север разработал методы вычислений и технические приемы, но забыл о качестве жизни, в то время как Юг, будучи технически отсталым, все еще заботится о качестве жизни. В этом диалоге должны в дальнейшем развиваться взаимодополнительные отношения между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Вместо разъединения должно воцариться установление связей, должна родиться «симбиософия», мудрость жить вместе.
Единство, скрещивание и разнообразие должны противостоять гомогенизации и закрытости. Скрещивание представляет собой не только создание нового разнообразия, начиная с первой встречи различных элементов; в планетарном процессе оно становится продуктом и производителем связи и единства. Оно вводит сложность в сердцевину смешанной (культурной или расовой) индивидуальности. Конечно, каждый человек может и должен в планетарную эру культивировать свою множественную индивидуальность, которая дает возможность интегрировать в себе своеобразие самого разного рода: семейное, региональное, этническое, национальное, религиозное и философское, континентальное и земное. Что касается метиса, он сам может обнаружить в корнях своей полииндивидуальности семейную биполярность, этническую, национальную и даже континентальную би-полярность, позволяющую ему развить в себе сложную, всецело человеческую индивидуальность.
Отсюда вытекает двоякий антропологический императив: надо сохранить человеческое единство и надо сохранить человеческое разнообразие. Развивать концентрические и множественные идентичности: идентичность нашей этнической группы, идентичность нашей родины, идентичность нашего цивилизационного сообщества и, наконец, идентичность граждан Земли.
В масштабе планетарного человечества мы вовлечены в важнейшее дело жизни, которое состоит в том, чтобы оказывать сопротивление смерти. Цивилизовать и Солидаризировать Землю, Преобразовать человеческий род в подлинное человечество — это фундаментальная и глобальная цель всех систем образования, стремящихся не только к прогрессу, но и к выживанию человечества. Сознание человечества в эту планетарную эру, судя по всему, должно привести нас к солидарности и взаимному состраданию каждого каждому, всех всем. Будущие системы образования должны учить этике планетарного понимания.
|
|