Философия и теория Пяти элементов

В.Г. МУЖИКОВ

 

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ТЕРМОПУНКТУРНОЙ КАНАЛЬНОЙ

ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

 

 

Санкт-Петербург

2000

 

 

                                                                              

 

Валерий Геннадьевич Мужиков

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ТЕРМОПУНКТУРНОЙ КАНАЛЬНОЙ

ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

 

ЛР № 071085 от 22 сентября 1996 г.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 03.11.2000.

Формат 60 х 90 1/16 – Объём 17 печ. л. Заказ № 3/11.

ООО «Петровский фонд» 197061, Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 16.

E-mail: mujik@cards.lank.net

http://www.sanet.nl

 

ОТ АВТОРА

Глубокоуважаемые коллеги!

Данная книга предназначена прежде всего для врачей, прак­тикующих в области рефлексотерапии, фи-зиотерапии, различ­ных видов массажа, а также для всех, кто увлекается восточ­ной медициной и просто контролем своего здоровья.

Наверно, я не ошибусь, если выскажу мнение о том, что профессиональная мечта каждого врача – лечить своих па­циентов так, чтобы день ото дня их состояние улучшалось, а в процессе лечения не было кризов и осложнений. Но немно­гие знают, как это желание исполнить на практике. В обыч­ной, традиционной медицине большую помощь врачу в этом деле могут оказать современные методы диагностики, а также множество книг, где описаны самые различные варианты ле­чения различных заболеваний.

Гораздо сложней эта проблема решается, например, в обла­сти рефлексотерапии, где различные инструментальные мето­дики оценки уровня активности акупунктурных каналов толь­ко начинают внедряться в практику. Если же вы обратитесь к литературным источникам, то увидите, что одна и та же точка применяется для лечения десятков заболеваний, а большинст­во книг, как правило, излагают лишь отрывочные данные древ­них восточных знаний со сложной, непонятной для современ­ного врача идеологией. Отсутствует современная доктрина лечения на канальном уровне, лишенная восточной мистики и понятная для простого врача. В этих условиях идеологичес­кого вакуума практикующему врачу остаётся полагаться только на свой опыт, интуицию и на «любимые точки».

Последние 10 лет группа врачей из Санкт-Петербурга ак­тивно разрабатывала методики инструментальной диагности­ки и коррекции состояния на уровне акупунктурных энерге­тических каналов при различных видах патологии с приме­нением компьютерного анализа данных с целью поиска об­щих закономерностей канальных влияний в организме.

Эта книга позволит вам существенно повысить качество диагностики и лечения, используя многовеко-вой опыт древ­ней восточной медицины в сочетании с возможностями совре­менных электронных техно-логий.

Кроме разработки самой доктрины и конкретных методик воздействия, мы предприняли попытку показать активную роль акупунктурных каналов как самой первой базовой специфи­ческой сигнальной системы, свойственной любой живой мате­рии с функцией регуляторных влияний на основные физио­логические и биохимические процессы в организме человека. Контроль состояния этой системы с помощью простых высокоточных методик позволяет проводить эффективный мони­торинг состояния здоровья в норме и патологии. В то же время, используя специфические воздействия на эту систему, можно с высокой степенью достоверности корректировать различные процессы в организме на основе элементов мате­матического моделирования.

Все методики прошли многократные испытания в клини­ках России и Германии.

Кроме того, мы попытались связать воедино возможности современных средств диагностики и лечения с видением че­ловека и его болезней через призму восточной философии, что, по нашим наблюдениям, даёт продуктивные результаты.

С наилучшими пожеланиями!

Мужиков В.Г.

 

Внимание! Предлагаемые методы лечения и диагнос­тики защищены 10 Российскими и международными патен­тами на изобретение. Любое копирование прибора и мето­дик для дальнейшей реализации возможно только с разре­шения автора.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многовековая история даёт нам удивительные уроки: по­явление новых взглядов, представлений, откры-тие новых за­конов природы часто проходит несколько этапов. В первый из них реакция общества соответ-ствует формуле «не может этого быть». Потом сомневающихся становится всё меньше, и формула меня-ется на противоположную – «иначе не может быть» и «мы всегда так считали».

Однако переход через эти стадии происходит только в том случае, когда открывается возможность по-новому увидеть, по­нять и объяснить существовавшие явления, а такие возможно­сти обычно возникают с появлением новых методов исследова­ний, с расширением сведений об окружающей среде.

За последнее время, как у нас в стране, так и за рубежом, существенно возрос интерес к так называемым «нетрадицион­ным методам лечения и диагностики». Речь идёт в первую оче­редь о восточной школе ме-дицины с её многовековой историей, досконально разработанной идеологией, которая тесно перепле­тает-ся с интереснейшими философскими концепциями.

В частности, ещё задолго до нашей эры человек и окружа­ющий его мир рассматривался как единое це-лое. На основе этой философии в глубокой древности были разработаны прак­тические приёмы лечения различных заболеваний на каналь­ном, энергетическом уровне с использованием рефлексотера­пии и в ча-стности иглоукалывания, которые до настоящего времени во многом недосягаемы для современной нау-ки. Удив­ляет время возникновения этих знаний. Так, один из первых дошедших до нас китайских трак-татов по практической меди­цине, основанный на этой философии и «канальной техноло­гии», датирован 1660 годом до н.э.

Поэтому следует заду­маться, какая медицина является традиционной: та, которая имеет более чем трёх-тысячелетнюю историю, или современ­ная западная, которая стала научно оформляться лишь два столе-тия назад.

Возросший интерес к этим медицинским направлениям, по нашему мнению, объясняется и целым рядом других причин.

Не случайно ряд авторов (Нейман Б.А., 1975) полагает, что в современной медицине наступил опреде-лённый этап «на­учного застоя, вызванный кризисом идей». По нашему мнению, данный кризис связан в первую очередь с отсутствием в совре­менной западной философии и медицине, к которой мы тради­цион-но тяготеем, философски структуризированного на несколь­ких регулягорных уровнях представления о человеке как о части окружающего нас мира, где человек и природа живут по одним законам, имеют кана-лы общения и передачи информа­ции, в частности на энергетическом уровне.

И хотя современ­ная медицина изучила человека уже на молекулярном и ген­ном уровнях, мы всё же тя-готеем к механистическому восприя­тию человека как вместилища различных микро- и макросис­тем, ме-жду которыми прослеживаются определённые регуляторные взаимосвязи.

Однако возникает вопрос: что же на са­мом деле объединяет все эти системы в единое гармоничное целое и почему наш организм обладает такой устойчивостью и совершенством? Природу жизни нельзя объяс-нить только с позиций господствующих сейчас в медицине нейрорефлекторных или, например, гумораль-ных теорий. Они слишком просты и механистичны. Налицо несоответствие реальных фактов су­ществую-щим теориям.

В отличие от этого, древняя китайская медицина и натур­философия нашли ключ к синтетическому по-ниманию чело­веческой природы во всех её проявлениях и рассматривают человека как совершенную ма-териализованную идею, причём эта идея имеет определённую структуральную форму, вопло­щённую на уровне различных физиологических систем в философию взаимосвязей «Пяти Первоэлементов» (Тео-рия У-СИН), единства и борьбы ИНЬ-ЯН, правого и левого. Причём эти философские идеи не есть чисто схоластические догмы. Они служат универсальным средством познания, оценки со­стояния здоровья, ле-жат в основе любой канальной диагно­стики и лечения. Они поистине универсальны и в том смысле, что простираются не только на человека, но и на весь окружа­ющий нас мир, являясь могучим инструментом его познания в первую очередь для людей, владеющих этой идеологией.

Таким образом, парадокс гностической ситуации заключа­ется в том, что, используя философию как ос-новной инструмент познания и созданную на её основе теорию, древние медики открыли и увидели в че-ловеке больше, чем мы сейчас, исполь­зуя самые изощрённые современные технические средства.

Другим важным фактором роста интереса к восточной медицине и её философии является то, что за свою многовеко­вую историю она накопила богатейший опыт лечения различ­ных заболеваний. Этот древ-ний опыт, несомненно, нуждается в современном обобщении и всесторонней систематизации с примене-нием современных технических средств.

 

Глава 1

ФИЛОСОФИЯ и ТЕОРИЯ ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ

Около 5 тысяч лет тому назад в древнем Китае появился новый метод лечения – иглоукалывание. Одна-ко потребова­лись сотни лет, чтобы сформировались приёмы акупунктуры, сочетания точек в различные рецепты, определилось функци­ональное значение отдельных точек воздействия и меридиа­нов. Официа-льной же датой рождения иглоукалывания ки­тайские историки медицины считают 581 год до н.э. Суще-ст­вует запись, повествующая о том, что в этом году один лекарь, применив укол в точке «Бай-хой», помог человеку, потерявше­му сознание.

Классическим каноном китайской медицины и рефлексо­терапии является книга «Хуанди Нэй-цзин» («О природе и жизни»), которая появилась в III веке до н.э. и состояла из 18 томов, где досконально ос-вещены все вопросы теории и практики иглоукалывания.

Философы и врачи древности пытались объяснить основы жизни общества, отношения в нём людей, а также различные болезни с позиции так называемых Первоэлементов, или Сти­хий, которые представля-ют собой материальную основу, суб­страт, источник всех явлений в мире, порождённый землёй и небом.

Философами древнего Китая (VIII-III вв. до н.э.) было сформулировано одно из основных понятий – ко-нцеп­ция «У-СИН», или Пять Первоэлементов, Пять Стихий, или, что правильнее, – Пять Движущих начал, к которым в рамках понятной для всех семантики относятся такие природные факторы, как Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево. Данные Пер­воэлементы представляют собой как бы символы основных составляющих материального мира в его движении. Таким образом, в этом учении отчётливо прослежи-ваются диалекти­ка и материализм.

Так, Огонь в диалектическом смысле характеризует собой максимальную активность и наивысшее развитие, Водаминимальную активность, Деревовозрождение и рост, Ме­таллначинающийся упадок, Земля же характеризует со­бой центр циклических изменений. В восточной философии кон-цепция У-СИН применялась для классификации как раз­личных явлений природы, так и органов, физио-логических систем и даже эмоций человека, а также взаимоотношений между человеком и природой.

Универсальность учения о Пяти Первоэлементах как о пер­вичных кирпичиках мироздания подтвержде-на и современ­ными теориями. Так, по данным В.И. Авинского, Т.В. Ива­нова (1999), любое физическое пространство представляет собой систему вложенных друг в друга динамических пентоидных решёток.

На основе таких понятий, как альфа-метрика и каркасные альфа-пентаструктуры природы, обоснованы но­вые законы внутренней структуры внешнего мира (Авинский В.И., 1990; Авинский В.И., Черненко Т.Ф., 1996). Основны­ми понятиями данного подхода являются: Модуль 11, Триада, Альфа-пентаграм-ма и Пентоид, которые по современным пред­ставлениям обладают рядом замечательных свойств, являю­щихся отражением объективных сущностей природы вообще и физических процессов в частности. На ос-нове альфа-мет­рики найдены новые закономерности на всех уровнях строе­ния материи: в микромире, в мире химических соединений, в биосфере и особенно в человеке, что иллюстрируется боль­шим числом фактов. Таким образом, и по современным науч­ным представлениям подтверждаются древние учения о том, что пентаструктуры наделены универсальными свойствами, определяющими динамическую устойчивость микро- и мак­росистем и, в первую очередь, человека.

В древности на основании категории У-СИН было установ­лено два типа взаимодействия между Пятью Первоэлементами универсальной пентаструктуры: нормальные и патологические. В свою очередь, они делятся на взаимостимулирующие и взаи­моподавляющие связи. Под стимулирующими связями, стиму­ляцией следует понимать действие, способствующее возникно­вению и развитию (Рис. 1). Так, Вода порождает и способствует росту Дерева, Дерево порождает Огонь, Огонь из пепла образует Землю, в Земле возникает Металл; Металл конденсирует Воду, и так далее по кругу. В этих отношениях каждый Первоэле­мент одновременно является стимулируемым и стимулирую­щим. Стимулирующий элемент образно представляется как «Мать», а стимулируемый – как «Сын». На основании данной концепции построено и правило лечения иглоукалыванием, позволяющее усиливать или ослаблять «поток энергии» в акупунктурном канале, где эта энергия нарушена. При этом Пер­воэлемент «Мать» способен передавать питающую энергию, а Первоэлемент «Сын» является реципиентом, способным её при­ни-мать. Если возникает патология одного из первоэлементов (каналов), но воздействие непосредственно на нарушенный канал нежелательно, то используют Правило «Мать – Сын».

Согласно этому правилу, рассматриваются три Первоэлемента с соответ­ствующими каналами: с нарушенной энергией, предшествую­щий ему и следующий за нарушенным. Если в нарушенном ка-нале выявлена избыточная энергия, то можно воздейство­вать на его тонизирующую точку «Сын» или на седативную точку «Мать». В случае недостаточности энергии в нарушен­ном канале воздействие оказы-вается на его тонизирующую точку «Мать» или на седативную «Сын».

 

Под угнетением, взаимоугнетающими, деструктивными свя­зями понимается сдерживание и огра-ничение. При этом при своём избытке Вода угнетает Огонь, Дерево Землю, Огонь Металл, Земля Воду, Металл Дерево. В естественных нормальных взаимосвязях существует динамическое равно­ве-сие между стимуляцией и угнетением, когда стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение воспол-няется стиму­ляцией. Такое физиологическое равновесие через показан­ные контуры регуляции обеспечи-вает нормальное гармонич­ное развитие предметов и явлений.

 

Рис. 1

В случае некомпенсированной со стороны других первоэле­ментов избыточности или недостаточности одного из элементов системы при определённых условиях возникают ненормальные, патологические ви-ды взаимодействия (Лувсан Г., 1991), извест­ные как избыточное и обратное угнетающее воздействие.

Избыточное угнетающее действие проявляется в чрезмер­ном патологическом угнетении той из двух взаимодействую­щих сторон, которая уже ослаблена. При этом его направлен­ность соответствует направленности нормального физиологи­ческого угнетения, но это некомпенсированное со стороны других элементов угнетение, поскольку нарушаются общие управляющие взаимосвязи.

Обратное угнетающее действие означает ослабление Пер­воэлемента, который оказывает прямое угнета-ющее действие за счёт чрезмерного развития угнетаемого элемента.

С позиции современной физиологии можно отметить не­которую правомочность применения Концеп-ции У-СИН. Так, например, последовательная «стимуляция» может означать «функциональную помощь», а «угнетение»«функциональ­ное ограничение».

Мерой активности каждого Первоэлемента, по древним представлениям, является его жизненная энер-гия, или Чи. Вся китайская цивилизация и её парадигма основаны на концеп­ции энергии, или Чи. «Это такая малость, что она не имеет ничего внутри себя, и одновременно такая огромность, что ничего не остаётся вне её» (Кобзарев А.И., 1998). Понятие Чи отражает восточные концепции глубинного единства, свя­зи всех явлений природы, человека и мира в одно целое. Со­гласно этим представлениям, человек является энергетичес­кой системой. При этом жизнь определяется как наличие ЧИ, а смерть – как её отсутствие. Жить – значит иметь Чи в каждой части своего тела, умереть – значит стать телом без Чи. Болезнь обусловлена нарушением кругооборота Чи, обра­зования, трансформации и (или) движения, при этом на-руша­ется равновесие Инь и Ян, составляющих «Корень болезни» (Xu Xiangai, 1995).

В Китае Чи определяется как любой тип энергии, способ­ный проявлять силу вовне. Чи, по представлениям китайской философии, является первовеществом, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития – Хаосе («Хунь-дунь»). Энергия ЧИ мыслится как всепронизывающая, обес­печивающая связь всего со всем, в том числе человека и при­роды. Одним из видов такой энергии может быть электриче­ство, магнетизм, тепло, свет.

Энергия тела живого человека называется «человеческая Чи». Таким образом, слово Чи имеет более широкий смысл и более общее определение, чем считает большинство людей. Оно относится не только к энергии, цир­кулирующей в человеческом теле, а к энергии вообще, и мо­жет быть использовано для обозначения характера или со­стояния энергии (Цзюньмин Ян, 1997).

Многие оппоненты энергетической концепции говорят: «Покажите нам эту энергию». Между тем, зна-менитое выра­жение Е = Мс² ведёт к множеству причудливых форм и воз­можностей. При этом обычно мы не можем видеть энергию, а только чувствуем или видим результаты её действия. То же самое относится и к человеческой Чи.

Рассмотрим Основные свойства человеческой Чи.

Китайские врачи традиционно уподобляют движение Чи в организме движению воды. Тому есть несколько причин, данных в определениях основных свойств Чи:

·  Во-первых, Чи подобно воде, которая всегда течёт с воз­вышенности в низину, Чи перетекает из областей высокого потенциала в область низкого потенциала. Таким образом, Чи естественным порядком уравновешивает себя.

·  Во-вторых, если мутную воду на некоторое время оста­вить в покое, грязь и песок осядут на дно, а вода станет чистой и спокойной. Правда, стоит взмутить воду, как песок подни­мется со дна, и мы опять получим ту же мутную воду. Точно так же, если разум человека спокоен и уравновешен, его Чи будет спокойной и прозрачной. Но стоит разуму взбудора­житься, как Чи также окажется возмущённой. В этих древних образных определениях прослеживается прямая взаимосвязь между процессами, происходящими в психической сфере, и активностью Чи.

Впоследствии эти связи дали начало психо­соматическому подходу в медицине.

·  В-третьих, каналы, по которым движется Чи в организ­ме, уподобляются рекам, а «Чудесные сосу-ды», в которых Чи накапливается, обычно сравнивают с водохранилищами. Бо­лее того, и вода, и Чи имеют свойство течь непрерывно и рав­номерно. Когда река (или канал Чи) перекрывается препят­ствием, вода (или же Чи) становится беспокойной, бурлящей. При этом уровень как воды, так и Чи может оказаться на­столько высоким, что поток и вовсе выйдет из берегов (Цзюнь­мин Ян, 1997). В этом ёмком, но в то же время художествен­ном описании очень точно даны те свойства Чи, которые затем не раз будут подтверждаться результатами проведённых ис­следований в дальнейшем тексте данной книги.

В целом Чи можно рассматривать с точки зрения её уровня и качества. Что касается уровня, то она мо-жет быть избы­точной или недостаточной, то есть слишком ИНЬ или слиш­ком ЯН. Качество же Чи на-прямую связано с её чистотой. Для поддержания здоровья должно иметь равновесие Чи. Её не должно быть ни слишком много, ни слишком мало (Kaptchuk T., 1983).

Согласно древним воззрениям, для поддержания жизнеде­ятельности организма существуют три источ-ника Чи в чело­веческом существе: Пренатальная Чи, которая передаётся че­ловеку его родителями и хранится в «Почках»; «Чи Зерна», которая получается из пищи; и естественная Чи Воздуха, ко­торая извлекается из воздуха при дыхании.

Чи легче всего осмыслить, рассматривая её функции в ор­ганизме. Она отвечает за движение, защиту, превращение ве­ществ, удержание веществ и тепло. Другими словами, Чи от­ветственна за организацию несовместимых элементов приро­ды, которые объединяются для организации того, что мы на­зываем чело-веческим существом.

Это и есть первичное орга­низующее начало, которое отвечает за физическую, эмоцио­нальную и мента-льную целостность отдельного человеческо­го существа. При этом пространство, занимаемое физическим телом, не совпадает с пространством Чи отдельного матери­ального человеческого существа. Поле чело-веческого Чи про­стирается за пределы кожи. Это наглядно демонстрирует эф­фект Кирлиана (Коротков К.Г. с соавт., 1998). Фактически, всё человеческое существо – это организованное поле энер­гии и должно рассматриваться как таковое, что и делает ки­тайская медицина (Катчмер Д., 1998).

То, что на уровне на­ших чувств и ощущений определяется как вещество, имеющее определённую фор-му, в конечном итоге состоит из атомов, кварков и т.д., которые представляют сгустки энергии с раз­мы-тыми границами. Поэтому, изменяя и трансформируя эту энергию, можно изменять форму и качество предметов. Жи­вое существо в конечном итоге состоит из тех же атомов и частиц, которые на уровне мо-лекул соединены в динамически изменяющиеся кластерные ансамбли и структуры. Когда из­меняется эне-ргия первообразующих частиц и атомов на мик­роуровне и уровне более высоких энергетических струк-тур, то изменяются и основные параметры жизнедеятельности живого организма.

Концепция ИНЬ-ЯН составляет другую диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока. В ней рассматрива­ются два противоположных взаимозависимых начала всех явлений окружающего нас ма-кро- и микромира. Согласно данной концепции, все существующие в природе предметы и явления имеют два взаимно противоположных начала, обо­значаемых ИНЬ и ЯН, которые не только противоположны, но и взаимообусловлены и связаны взаимопревращающими связями, а отношения между ними составля-ют основной закон существования материального мира.

Наиболее ёмко противоположные свойства Инь и Ян сим­волизировались древними философами как Вода и Огонь. Инь наиболее всего подобен Воде и характеризуется следующи­ми признаками: холодное, направленное вниз и вовнутрь, ту­склое, статичное, тяжёлое, медленное, имеющее пониженную функцию и т.д.

Ян по своим признакам в корне противоположен и характе­ризует подвижное, горячее, расположен-ное вверху и стремяще­еся кверху, сильное, полое, активное и наиболее сродное Огню.

Противоположность между ИНЬ и ЯН – это обобщённое объяснение противоречия и борьбы двух противоположнос­тей в предметах и явлениях природы. Если преобладает одна сторона явления, то осла-бевает другая. Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между ИНЬ и ЯН, служат движущей силой изменения и развития явлений в мире. Применительно к медицине это озна-чает, что, поскольку заболевания возникают в результате нарушения равновесия (гармонии) между ИНЬ и ЯН в организме, то главной целью всех лечебных мероприятий должно быть воз­вращение ИНЬ и ЯН в состояние относительного динамичес­кого равновесия.

По современным медицинским представлениям, задача вос­становления нарушенного баланса ИНЬ и ЯН, то есть гармо­нии организма, – это задача восстановления гомеостаза пу­тём стимуляции защитных сил организма.

По С.С. Schnorrenberger (1979), концепция ИНЬ-ЯН может быть использована в современной запад-ной медицине как модель целостного подхода к человеческому организму и как модель диалектического подхода к пониманию здоровья и болезни.

Долгое время понятия ИНЬ и ЯН были всего лишь фило­софскими конструкциями для объяснения окру-жающего нас мира. Однако нам удалось в определённой мере показать их реальное существование в ор-ганизме человека на уровне ка­нального энергетического Диполя, который присутствует в каждом из нас и активность которого можно реально изме­рить (см. Глава 3).

Все основные органы человека и физиологические систе­мы также делятся на ИНЬ-ЯН. Далее, говоря об органах и физиологических системах, мы будем иметь в виду и соответ­ствующий им акупунктурный канал, который по восточным представлениям управляет этой системой или органом. В свою очередь, во-здействуя на определённые Биологически Активные Точки (БАТ) канала, мы можем воздействовать на функцию определённого органа или системы. Если бы таких связей и зависимостей не было, то невоз-можно было бы лечить различ­ные болезни методом иглоукалывания.

К ИНЬ-органам (соответственно к их энергетическим ка­налам) относятся те, которые не имеют внутри себя свободной полости, сообщающейся с внешней средой, и служат, по пред­ставлениям древних меди-ков, вместилищем накапливаемой энергии (Чи). Сюда первоначально были отнесены пять глав­ных орга-нов накопления энергии: сердце, лёгкие, селезёнка, почки, печень. В последующем, с открытием кана-лов Перикар­да и Тройного обогревателя, к ним добавился условный орган перикард.

К ЯН-органам относятся органы-производители энергии, которые имеют полость и служат для воспри-ятия пищи, пище­варения и всасывания. К ним первоначально были отнесены желудок, толстая и тонкая кишка, мочевой и желчный пузыри. Позже к этим органам был добавлен канал Тройного обогрева­теля, хотя формально он не является анатомическим структуризированным образованием и тем более не имеет полости.

Каждый ИНЬ-орган находится в паре с ЯН-органом и соответственно с его энергетическим каналом, и в таком виде они образуют один первоэлемент. Исключением является Пер­воэлемент Огонь, который образован двумя парами Ян-Инь каналов.

По нашим данным, такое деление на ИНЬ- и ЯН-органы и системы во многом является условным, оно выражено и имеет смысл только на уровне образования завершённой логичес­кой структуры Первоэлемента. Данное деление теряет своё значение на уровне пяти первоэлементов в целом, где более высокую иерархию пятиэлементного содружества определяет уже основной энергетический Диполь, в Иньскую или Янскую части которого могут входить как Инь, так и Ян -каналы.

Вкратце рассмотрим функциональное предназначение каж­дого из Первоэлементов и образующих их ор-ганов и каналов в свете классических и современных трактовок и результатов наших исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: