В.Г. МУЖИКОВ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ТЕРМОПУНКТУРНОЙ КАНАЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
Санкт-Петербург
2000
Валерий Геннадьевич Мужиков
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ТЕРМОПУНКТУРНОЙ КАНАЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
ЛР № 071085 от 22 сентября 1996 г.
Подписано в печать с готовых диапозитивов 03.11.2000.
Формат 60 х 90 1/16 – Объём 17 печ. л. Заказ № 3/11.
ООО «Петровский фонд» 197061, Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 16.
E-mail: mujik@cards.lank.net
http://www.sanet.nl
ОТ АВТОРА
Глубокоуважаемые коллеги!
Данная книга предназначена прежде всего для врачей, практикующих в области рефлексотерапии, фи-зиотерапии, различных видов массажа, а также для всех, кто увлекается восточной медициной и просто контролем своего здоровья.
Наверно, я не ошибусь, если выскажу мнение о том, что профессиональная мечта каждого врача – лечить своих пациентов так, чтобы день ото дня их состояние улучшалось, а в процессе лечения не было кризов и осложнений. Но немногие знают, как это желание исполнить на практике. В обычной, традиционной медицине большую помощь врачу в этом деле могут оказать современные методы диагностики, а также множество книг, где описаны самые различные варианты лечения различных заболеваний.
|
|
Гораздо сложней эта проблема решается, например, в области рефлексотерапии, где различные инструментальные методики оценки уровня активности акупунктурных каналов только начинают внедряться в практику. Если же вы обратитесь к литературным источникам, то увидите, что одна и та же точка применяется для лечения десятков заболеваний, а большинство книг, как правило, излагают лишь отрывочные данные древних восточных знаний со сложной, непонятной для современного врача идеологией. Отсутствует современная доктрина лечения на канальном уровне, лишенная восточной мистики и понятная для простого врача. В этих условиях идеологического вакуума практикующему врачу остаётся полагаться только на свой опыт, интуицию и на «любимые точки».
Последние 10 лет группа врачей из Санкт-Петербурга активно разрабатывала методики инструментальной диагностики и коррекции состояния на уровне акупунктурных энергетических каналов при различных видах патологии с применением компьютерного анализа данных с целью поиска общих закономерностей канальных влияний в организме.
Эта книга позволит вам существенно повысить качество диагностики и лечения, используя многовеко-вой опыт древней восточной медицины в сочетании с возможностями современных электронных техно-логий.
|
|
Кроме разработки самой доктрины и конкретных методик воздействия, мы предприняли попытку показать активную роль акупунктурных каналов как самой первой базовой специфической сигнальной системы, свойственной любой живой материи с функцией регуляторных влияний на основные физиологические и биохимические процессы в организме человека. Контроль состояния этой системы с помощью простых высокоточных методик позволяет проводить эффективный мониторинг состояния здоровья в норме и патологии. В то же время, используя специфические воздействия на эту систему, можно с высокой степенью достоверности корректировать различные процессы в организме на основе элементов математического моделирования.
Все методики прошли многократные испытания в клиниках России и Германии.
Кроме того, мы попытались связать воедино возможности современных средств диагностики и лечения с видением человека и его болезней через призму восточной философии, что, по нашим наблюдениям, даёт продуктивные результаты.
С наилучшими пожеланиями!
Мужиков В.Г.
Внимание! Предлагаемые методы лечения и диагностики защищены 10 Российскими и международными патентами на изобретение. Любое копирование прибора и методик для дальнейшей реализации возможно только с разрешения автора.
ВВЕДЕНИЕ
Многовековая история даёт нам удивительные уроки: появление новых взглядов, представлений, откры-тие новых законов природы часто проходит несколько этапов. В первый из них реакция общества соответ-ствует формуле «не может этого быть». Потом сомневающихся становится всё меньше, и формула меня-ется на противоположную – «иначе не может быть» и «мы всегда так считали».
Однако переход через эти стадии происходит только в том случае, когда открывается возможность по-новому увидеть, понять и объяснить существовавшие явления, а такие возможности обычно возникают с появлением новых методов исследований, с расширением сведений об окружающей среде.
За последнее время, как у нас в стране, так и за рубежом, существенно возрос интерес к так называемым «нетрадиционным методам лечения и диагностики». Речь идёт в первую очередь о восточной школе ме-дицины с её многовековой историей, досконально разработанной идеологией, которая тесно переплетает-ся с интереснейшими философскими концепциями.
В частности, ещё задолго до нашей эры человек и окружающий его мир рассматривался как единое це-лое. На основе этой философии в глубокой древности были разработаны практические приёмы лечения различных заболеваний на канальном, энергетическом уровне с использованием рефлексотерапии и в ча-стности иглоукалывания, которые до настоящего времени во многом недосягаемы для современной нау-ки. Удивляет время возникновения этих знаний. Так, один из первых дошедших до нас китайских трак-татов по практической медицине, основанный на этой философии и «канальной технологии», датирован 1660 годом до н.э.
Поэтому следует задуматься, какая медицина является традиционной: та, которая имеет более чем трёх-тысячелетнюю историю, или современная западная, которая стала научно оформляться лишь два столе-тия назад.
Возросший интерес к этим медицинским направлениям, по нашему мнению, объясняется и целым рядом других причин.
Не случайно ряд авторов (Нейман Б.А., 1975) полагает, что в современной медицине наступил опреде-лённый этап «научного застоя, вызванный кризисом идей». По нашему мнению, данный кризис связан в первую очередь с отсутствием в современной западной философии и медицине, к которой мы традицион-но тяготеем, философски структуризированного на нескольких регулягорных уровнях представления о человеке как о части окружающего нас мира, где человек и природа живут по одним законам, имеют кана-лы общения и передачи информации, в частности на энергетическом уровне.
|
|
И хотя современная медицина изучила человека уже на молекулярном и генном уровнях, мы всё же тя-готеем к механистическому восприятию человека как вместилища различных микро- и макросистем, ме-жду которыми прослеживаются определённые регуляторные взаимосвязи.
Однако возникает вопрос: что же на самом деле объединяет все эти системы в единое гармоничное целое и почему наш организм обладает такой устойчивостью и совершенством? Природу жизни нельзя объяс-нить только с позиций господствующих сейчас в медицине нейрорефлекторных или, например, гумораль-ных теорий. Они слишком просты и механистичны. Налицо несоответствие реальных фактов существую-щим теориям.
В отличие от этого, древняя китайская медицина и натурфилософия нашли ключ к синтетическому по-ниманию человеческой природы во всех её проявлениях и рассматривают человека как совершенную ма-териализованную идею, причём эта идея имеет определённую структуральную форму, воплощённую на уровне различных физиологических систем в философию взаимосвязей «Пяти Первоэлементов» (Тео-рия У-СИН), единства и борьбы ИНЬ-ЯН, правого и левого. Причём эти философские идеи не есть чисто схоластические догмы. Они служат универсальным средством познания, оценки состояния здоровья, ле-жат в основе любой канальной диагностики и лечения. Они поистине универсальны и в том смысле, что простираются не только на человека, но и на весь окружающий нас мир, являясь могучим инструментом его познания в первую очередь для людей, владеющих этой идеологией.
Таким образом, парадокс гностической ситуации заключается в том, что, используя философию как ос-новной инструмент познания и созданную на её основе теорию, древние медики открыли и увидели в че-ловеке больше, чем мы сейчас, используя самые изощрённые современные технические средства.
|
|
Другим важным фактором роста интереса к восточной медицине и её философии является то, что за свою многовековую историю она накопила богатейший опыт лечения различных заболеваний. Этот древ-ний опыт, несомненно, нуждается в современном обобщении и всесторонней систематизации с примене-нием современных технических средств.
Глава 1
ФИЛОСОФИЯ и ТЕОРИЯ ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ
Около 5 тысяч лет тому назад в древнем Китае появился новый метод лечения – иглоукалывание. Одна-ко потребовались сотни лет, чтобы сформировались приёмы акупунктуры, сочетания точек в различные рецепты, определилось функциональное значение отдельных точек воздействия и меридианов. Официа-льной же датой рождения иглоукалывания китайские историки медицины считают 581 год до н.э. Суще-ствует запись, повествующая о том, что в этом году один лекарь, применив укол в точке «Бай-хой», помог человеку, потерявшему сознание.
Классическим каноном китайской медицины и рефлексотерапии является книга «Хуанди Нэй-цзин» («О природе и жизни»), которая появилась в III веке до н.э. и состояла из 18 томов, где досконально ос-вещены все вопросы теории и практики иглоукалывания.
Философы и врачи древности пытались объяснить основы жизни общества, отношения в нём людей, а также различные болезни с позиции так называемых Первоэлементов, или Стихий, которые представля-ют собой материальную основу, субстрат, источник всех явлений в мире, порождённый землёй и небом.
Философами древнего Китая (VIII-III вв. до н.э.) было сформулировано одно из основных понятий – ко-нцепция «У-СИН», или Пять Первоэлементов, Пять Стихий, или, что правильнее, – Пять Движущих начал, к которым в рамках понятной для всех семантики относятся такие природные факторы, как Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево. Данные Первоэлементы представляют собой как бы символы основных составляющих материального мира в его движении. Таким образом, в этом учении отчётливо прослежи-ваются диалектика и материализм.
Так, Огонь в диалектическом смысле характеризует собой максимальную активность и наивысшее развитие, Вода – минимальную активность, Дерево – возрождение и рост, Металл – начинающийся упадок, Земля же характеризует собой центр циклических изменений. В восточной философии кон-цепция У-СИН применялась для классификации как различных явлений природы, так и органов, физио-логических систем и даже эмоций человека, а также взаимоотношений между человеком и природой.
Универсальность учения о Пяти Первоэлементах как о первичных кирпичиках мироздания подтвержде-на и современными теориями. Так, по данным В.И. Авинского, Т.В. Иванова (1999), любое физическое пространство представляет собой систему вложенных друг в друга динамических пентоидных решёток.
На основе таких понятий, как альфа-метрика и каркасные альфа-пентаструктуры природы, обоснованы новые законы внутренней структуры внешнего мира (Авинский В.И., 1990; Авинский В.И., Черненко Т.Ф., 1996). Основными понятиями данного подхода являются: Модуль 11, Триада, Альфа-пентаграм-ма и Пентоид, которые по современным представлениям обладают рядом замечательных свойств, являющихся отражением объективных сущностей природы вообще и физических процессов в частности. На ос-нове альфа-метрики найдены новые закономерности на всех уровнях строения материи: в микромире, в мире химических соединений, в биосфере и особенно в человеке, что иллюстрируется большим числом фактов. Таким образом, и по современным научным представлениям подтверждаются древние учения о том, что пентаструктуры наделены универсальными свойствами, определяющими динамическую устойчивость микро- и макросистем и, в первую очередь, человека.
В древности на основании категории У-СИН было установлено два типа взаимодействия между Пятью Первоэлементами универсальной пентаструктуры: нормальные и патологические. В свою очередь, они делятся на взаимостимулирующие и взаимоподавляющие связи. Под стимулирующими связями, стимуляцией следует понимать действие, способствующее возникновению и развитию (Рис. 1). Так, Вода порождает и способствует росту Дерева, Дерево порождает Огонь, Огонь из пепла образует Землю, в Земле возникает Металл; Металл конденсирует Воду, и так далее по кругу. В этих отношениях каждый Первоэлемент одновременно является стимулируемым и стимулирующим. Стимулирующий элемент образно представляется как «Мать», а стимулируемый – как «Сын». На основании данной концепции построено и правило лечения иглоукалыванием, позволяющее усиливать или ослаблять «поток энергии» в акупунктурном канале, где эта энергия нарушена. При этом Первоэлемент «Мать» способен передавать питающую энергию, а Первоэлемент «Сын» является реципиентом, способным её прини-мать. Если возникает патология одного из первоэлементов (каналов), но воздействие непосредственно на нарушенный канал нежелательно, то используют Правило «Мать – Сын».
Согласно этому правилу, рассматриваются три Первоэлемента с соответствующими каналами: с нарушенной энергией, предшествующий ему и следующий за нарушенным. Если в нарушенном ка-нале выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на его тонизирующую точку «Сын» или на седативную точку «Мать». В случае недостаточности энергии в нарушенном канале воздействие оказы-вается на его тонизирующую точку «Мать» или на седативную «Сын».
Под угнетением, взаимоугнетающими, деструктивными связями понимается сдерживание и огра-ничение. При этом при своём избытке Вода угнетает Огонь, Дерево – Землю, Огонь – Металл, Земля – Воду, Металл – Дерево. В естественных нормальных взаимосвязях существует динамическое равнове-сие между стимуляцией и угнетением, когда стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение воспол-няется стимуляцией. Такое физиологическое равновесие через показанные контуры регуляции обеспечи-вает нормальное гармоничное развитие предметов и явлений.
Рис. 1
В случае некомпенсированной со стороны других первоэлементов избыточности или недостаточности одного из элементов системы при определённых условиях возникают ненормальные, патологические ви-ды взаимодействия (Лувсан Г., 1991), известные как избыточное и обратное угнетающее воздействие.
Избыточное угнетающее действие проявляется в чрезмерном патологическом угнетении той из двух взаимодействующих сторон, которая уже ослаблена. При этом его направленность соответствует направленности нормального физиологического угнетения, но это некомпенсированное со стороны других элементов угнетение, поскольку нарушаются общие управляющие взаимосвязи.
Обратное угнетающее действие означает ослабление Первоэлемента, который оказывает прямое угнета-ющее действие за счёт чрезмерного развития угнетаемого элемента.
С позиции современной физиологии можно отметить некоторую правомочность применения Концеп-ции У-СИН. Так, например, последовательная «стимуляция» может означать «функциональную помощь», а «угнетение» – «функциональное ограничение».
Мерой активности каждого Первоэлемента, по древним представлениям, является его жизненная энер-гия, или Чи. Вся китайская цивилизация и её парадигма основаны на концепции энергии, или Чи. «Это такая малость, что она не имеет ничего внутри себя, и одновременно такая огромность, что ничего не остаётся вне её» (Кобзарев А.И., 1998). Понятие Чи отражает восточные концепции глубинного единства, связи всех явлений природы, человека и мира в одно целое. Согласно этим представлениям, человек является энергетической системой. При этом жизнь определяется как наличие ЧИ, а смерть – как её отсутствие. Жить – значит иметь Чи в каждой части своего тела, умереть – значит стать телом без Чи. Болезнь обусловлена нарушением кругооборота Чи, образования, трансформации и (или) движения, при этом на-рушается равновесие Инь и Ян, составляющих «Корень болезни» (Xu Xiangai, 1995).
В Китае Чи определяется как любой тип энергии, способный проявлять силу вовне. Чи, по представлениям китайской философии, является первовеществом, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития – Хаосе («Хунь-дунь»). Энергия ЧИ мыслится как всепронизывающая, обеспечивающая связь всего со всем, в том числе человека и природы. Одним из видов такой энергии может быть электричество, магнетизм, тепло, свет.
Энергия тела живого человека называется «человеческая Чи». Таким образом, слово Чи имеет более широкий смысл и более общее определение, чем считает большинство людей. Оно относится не только к энергии, циркулирующей в человеческом теле, а к энергии вообще, и может быть использовано для обозначения характера или состояния энергии (Цзюньмин Ян, 1997).
Многие оппоненты энергетической концепции говорят: «Покажите нам эту энергию». Между тем, зна-менитое выражение Е = Мс² ведёт к множеству причудливых форм и возможностей. При этом обычно мы не можем видеть энергию, а только чувствуем или видим результаты её действия. То же самое относится и к человеческой Чи.
Рассмотрим Основные свойства человеческой Чи.
Китайские врачи традиционно уподобляют движение Чи в организме движению воды. Тому есть несколько причин, данных в определениях основных свойств Чи:
· Во-первых, Чи подобно воде, которая всегда течёт с возвышенности в низину, Чи перетекает из областей высокого потенциала в область низкого потенциала. Таким образом, Чи естественным порядком уравновешивает себя.
· Во-вторых, если мутную воду на некоторое время оставить в покое, грязь и песок осядут на дно, а вода станет чистой и спокойной. Правда, стоит взмутить воду, как песок поднимется со дна, и мы опять получим ту же мутную воду. Точно так же, если разум человека спокоен и уравновешен, его Чи будет спокойной и прозрачной. Но стоит разуму взбудоражиться, как Чи также окажется возмущённой. В этих древних образных определениях прослеживается прямая взаимосвязь между процессами, происходящими в психической сфере, и активностью Чи.
Впоследствии эти связи дали начало психосоматическому подходу в медицине.
· В-третьих, каналы, по которым движется Чи в организме, уподобляются рекам, а «Чудесные сосу-ды», в которых Чи накапливается, обычно сравнивают с водохранилищами. Более того, и вода, и Чи имеют свойство течь непрерывно и равномерно. Когда река (или канал Чи) перекрывается препятствием, вода (или же Чи) становится беспокойной, бурлящей. При этом уровень как воды, так и Чи может оказаться настолько высоким, что поток и вовсе выйдет из берегов (Цзюньмин Ян, 1997). В этом ёмком, но в то же время художественном описании очень точно даны те свойства Чи, которые затем не раз будут подтверждаться результатами проведённых исследований в дальнейшем тексте данной книги.
В целом Чи можно рассматривать с точки зрения её уровня и качества. Что касается уровня, то она мо-жет быть избыточной или недостаточной, то есть слишком ИНЬ или слишком ЯН. Качество же Чи на-прямую связано с её чистотой. Для поддержания здоровья должно иметь равновесие Чи. Её не должно быть ни слишком много, ни слишком мало (Kaptchuk T., 1983).
Согласно древним воззрениям, для поддержания жизнедеятельности организма существуют три источ-ника Чи в человеческом существе: Пренатальная Чи, которая передаётся человеку его родителями и хранится в «Почках»; «Чи Зерна», которая получается из пищи; и естественная Чи Воздуха, которая извлекается из воздуха при дыхании.
Чи легче всего осмыслить, рассматривая её функции в организме. Она отвечает за движение, защиту, превращение веществ, удержание веществ и тепло. Другими словами, Чи ответственна за организацию несовместимых элементов природы, которые объединяются для организации того, что мы называем чело-веческим существом.
Это и есть первичное организующее начало, которое отвечает за физическую, эмоциональную и мента-льную целостность отдельного человеческого существа. При этом пространство, занимаемое физическим телом, не совпадает с пространством Чи отдельного материального человеческого существа. Поле чело-веческого Чи простирается за пределы кожи. Это наглядно демонстрирует эффект Кирлиана (Коротков К.Г. с соавт., 1998). Фактически, всё человеческое существо – это организованное поле энергии и должно рассматриваться как таковое, что и делает китайская медицина (Катчмер Д., 1998).
То, что на уровне наших чувств и ощущений определяется как вещество, имеющее определённую фор-му, в конечном итоге состоит из атомов, кварков и т.д., которые представляют сгустки энергии с размы-тыми границами. Поэтому, изменяя и трансформируя эту энергию, можно изменять форму и качество предметов. Живое существо в конечном итоге состоит из тех же атомов и частиц, которые на уровне мо-лекул соединены в динамически изменяющиеся кластерные ансамбли и структуры. Когда изменяется эне-ргия первообразующих частиц и атомов на микроуровне и уровне более высоких энергетических струк-тур, то изменяются и основные параметры жизнедеятельности живого организма.
Концепция ИНЬ-ЯН составляет другую диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока. В ней рассматриваются два противоположных взаимозависимых начала всех явлений окружающего нас ма-кро- и микромира. Согласно данной концепции, все существующие в природе предметы и явления имеют два взаимно противоположных начала, обозначаемых ИНЬ и ЯН, которые не только противоположны, но и взаимообусловлены и связаны взаимопревращающими связями, а отношения между ними составля-ют основной закон существования материального мира.
Наиболее ёмко противоположные свойства Инь и Ян символизировались древними философами как Вода и Огонь. Инь наиболее всего подобен Воде и характеризуется следующими признаками: холодное, направленное вниз и вовнутрь, тусклое, статичное, тяжёлое, медленное, имеющее пониженную функцию и т.д.
Ян по своим признакам в корне противоположен и характеризует подвижное, горячее, расположен-ное вверху и стремящееся кверху, сильное, полое, активное и наиболее сродное Огню.
Противоположность между ИНЬ и ЯН – это обобщённое объяснение противоречия и борьбы двух противоположностей в предметах и явлениях природы. Если преобладает одна сторона явления, то осла-бевает другая. Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между ИНЬ и ЯН, служат движущей силой изменения и развития явлений в мире. Применительно к медицине это озна-чает, что, поскольку заболевания возникают в результате нарушения равновесия (гармонии) между ИНЬ и ЯН в организме, то главной целью всех лечебных мероприятий должно быть возвращение ИНЬ и ЯН в состояние относительного динамического равновесия.
По современным медицинским представлениям, задача восстановления нарушенного баланса ИНЬ и ЯН, то есть гармонии организма, – это задача восстановления гомеостаза путём стимуляции защитных сил организма.
По С.С. Schnorrenberger (1979), концепция ИНЬ-ЯН может быть использована в современной запад-ной медицине как модель целостного подхода к человеческому организму и как модель диалектического подхода к пониманию здоровья и болезни.
Долгое время понятия ИНЬ и ЯН были всего лишь философскими конструкциями для объяснения окру-жающего нас мира. Однако нам удалось в определённой мере показать их реальное существование в ор-ганизме человека на уровне канального энергетического Диполя, который присутствует в каждом из нас и активность которого можно реально измерить (см. Глава 3).
Все основные органы человека и физиологические системы также делятся на ИНЬ-ЯН. Далее, говоря об органах и физиологических системах, мы будем иметь в виду и соответствующий им акупунктурный канал, который по восточным представлениям управляет этой системой или органом. В свою очередь, во-здействуя на определённые Биологически Активные Точки (БАТ) канала, мы можем воздействовать на функцию определённого органа или системы. Если бы таких связей и зависимостей не было, то невоз-можно было бы лечить различные болезни методом иглоукалывания.
К ИНЬ-органам (соответственно к их энергетическим каналам) относятся те, которые не имеют внутри себя свободной полости, сообщающейся с внешней средой, и служат, по представлениям древних меди-ков, вместилищем накапливаемой энергии (Чи). Сюда первоначально были отнесены пять главных орга-нов накопления энергии: сердце, лёгкие, селезёнка, почки, печень. В последующем, с открытием кана-лов Перикарда и Тройного обогревателя, к ним добавился условный орган перикард.
К ЯН-органам относятся органы-производители энергии, которые имеют полость и служат для воспри-ятия пищи, пищеварения и всасывания. К ним первоначально были отнесены желудок, толстая и тонкая кишка, мочевой и желчный пузыри. Позже к этим органам был добавлен канал Тройного обогревателя, хотя формально он не является анатомическим структуризированным образованием и тем более не имеет полости.
Каждый ИНЬ-орган находится в паре с ЯН-органом и соответственно с его энергетическим каналом, и в таком виде они образуют один первоэлемент. Исключением является Первоэлемент Огонь, который образован двумя парами Ян-Инь каналов.
По нашим данным, такое деление на ИНЬ- и ЯН-органы и системы во многом является условным, оно выражено и имеет смысл только на уровне образования завершённой логической структуры Первоэлемента. Данное деление теряет своё значение на уровне пяти первоэлементов в целом, где более высокую иерархию пятиэлементного содружества определяет уже основной энергетический Диполь, в Иньскую или Янскую части которого могут входить как Инь, так и Ян -каналы.
Вкратце рассмотрим функциональное предназначение каждого из Первоэлементов и образующих их ор-ганов и каналов в свете классических и современных трактовок и результатов наших исследований.