Вклад ученых в экологию

Понятие экология, задачи экологии, ее связь с другими дисциплинами

ВВОДНАЯ Лекция 1

Термин ʼʼЭкологияʼʼ происходит от двух греческих слов ʼʼойкосʼʼ — дом и ʼʼлогосʼʼ — наука. Этот термин впервые ввел в науку Эрнст Геккель в 1866 ᴦ. Со времен Э. Геккеля термин претерпел существенное изменение. Чаще всœего считается, что экология наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. В последние годы в условиях глобального экологического кризиса в термин ʼʼЭкологияʼʼ вносится в значительной степени социальный аспект, и она уже трактуется как междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе, обществе и их взаимосвязи.

Задачи экологии:

— исследование закономерностей организации жизней;

— регуляция численности популяций;

— прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

— восстановление разрушенных природных систем;

— сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, физиологией, химией, генетикой, географией, математикой, правом и другими дисциплинами.

Выдающиеся ученые-экологи России и их открытия

Главным объектом изучения экологии являются экосистемы.

Сегодня выделяется 4 этапа в развитии экологии:

1-й этап: до 1866ᴦ.

2-й этап: 1866 – 1936гᴦ.

3-й этап: 1936 – 1976гᴦ.

Й этап: 1976 – по настоящее время.

На первом этапе отсутствует понятие ʼʼЭкологияʼʼ, однако сам подход к изучению объектов близок к экологической концепции. Так, к примеру, в сочинœениях Аристотеля имеется описание морфологических особенностей животных исходя из среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. Достоверных сведений крайне мало, так как велико давление церкви. С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали крайне важно сть изучения природы как единого целого.

На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателœем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин ʼʼЭкологияʼʼ прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (к примеру, Ч. Элтон ʼʼЭкология животныхʼʼ).

Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всœеобщий характер и эта наука стала социально значимой и крайне важно й. Во всœех вузах и школах России введена дисциплина ʼʼэкологияʼʼ. Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, к примеру Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелœей, государственных деятелœей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.

ВКЛАД УЧЕНЫХ В ЭКОЛОГИЮ

Древняя Греция: Аристотель классифицировал животных по образу их жизни, а Теофраст писал о зависимости формы роста растений от почвы и климата.

Древний Рим: Плиний-старший в своей многотомной «Философии природы» многие явления природы рассматривал с подлинно экологических позиций. Читая древних в подлиннике, можно убедиться в том, что они задумывались о многом, о чем задумываемся и мы с вами.

В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы, новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней (великий шведский ученый)в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк (1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль (1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.

Большой вклад в развитие экологических представлений в это время внесли и российские ученые такие, как П.С. Паллас (1741-1811), И.И. Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755), М.В. Ломоносов (1711-1765). И это не случайно, так как Россия в XVII веке сильно расширила свои границы, выйдя своими восточными рубежами на побережье Тихого океана. Так в 1775г. русский ученый А.А. Каверзнев (годы жизни неизвестны) издал книгу «О перерождении животных», в которой с экологических позиций рассматривал вопрос об изменениях животных. Другой русский исследователь А.Т. Болотов (1738-1833) разработал классификацию местообитаний растений.

Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), который в 1807 г. издал книгу «Идеи географии растений», в которой ввел ряд научных понятий, которые и сегодня используются экологами (например, экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.) Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах заложил основы экологии животных. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855г. работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950г. эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня.

Важной вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч.Дарвина (1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора. Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей. Не случайно в 1866г., вскоре после выхода в свет учения Ч.Дарвина, Э. Геккель (1834-1919) предложил термин для новой науки — «экология», который впоследствии прижился, и именно его используют современные ученые для обозначения целой системы наук. 1866 год следует считать годом рождения новой науки, которая через 100 лет превратилась в целое мировоззрение. Э. Геккель был не одинок, в 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус (1825-1908) разработал учение о биоценозе как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Термин биоценоз также широко используется современными учеными. Считается, что биоценоз — это часть любой экосистемы. Если к биоценозу добавить компоненты внешней среды, с которыми связаны организмы, составляющие биоценоз, то мы получим экосистему.

В 1895 г. датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины — экологии растений. Русский ученый В.В. Докучаев (1846-1903) создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Идеи В.В. Докучаева положили начало развитию геоботаники и ландшафтоведения, ведь почва — это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты.

Для становления науки экологии в конце XIX — начале ХХ веков большую роль сыграли многие русские ученые. Из них можно назвать нескольких, считающихся основоположниками новых научных направлений: А.Н. Бекетов, С.А. Усов, М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Б.М. Житков, Д.Н. Кошкаров, В.В. Станчинский, Н.П. Наумов, А.Н. Формозов, Н.И. Калабуков, Н.Ф. Леваковский, С.И. Коржинский, А.Я. Гордягин, И.К. Пачоский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, П.Н. Крылов, Г.Ф. Морозов и многие другие. В это время вышло много монографий и учебных пособий по географии растений, экологии животных и экологии растений.

Годом рождения общей экологии как науки об экосистемах принято считать 1935 г. — год выхода в свет учения об экосистемах английского геоботаника А. Тенсли. В 1942 г. сходные идеи опубликовал русский ученый В.Н. Сукачев, выдвинувший систему понятий о биогеоценозе. Биогеоценоз В.Н. Сукачева — практически полный аналог экосистемы А. Тенсли.

В первой половине и в середине ХХ века развитие экологии в России было связано с такими именами, как: Б.Г. Иоганзен, М.С. Гиляров, Г.А. Викторов, В.Н. Беклемишев, С.С. Шварц, П.Д. Ярошенко, Г.И. Поплавская, А.П. Шенников, В.Г. Карпов, Т.А. Работнов, Л.Г. Раменский, Т.К. Горышина, В.Д. Александрова, Б.А. Тихомиров, В.И. Василевич, Л.Е. Родин, В.Б. Сочава и др. Из зарубежный ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирс, Ч. Элтон, В. Шелфорд, В. Мак-Дуголл, Ф. Клементс, Ю. Одум, Э. Пианка, Р. Риклефс, Ф. Рамада и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами монографий, учебников и учебных пособий.

Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле — явление общепланетарное и космическое, что биосфера — это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.

Владимир Иванович Вернадский был первым, кто увидел в биосфере сложную и хорошо отрегулированную за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарную биогеохимическую систему. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт биосферы.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) создал учение о биосфере. Биосферой Вернадский называл оболочку Земли, созданную и преобразованную живыми организмами, которым он дал общее название – живое вещество. Итогом научной деятельности Вернадского было создание им учения о ноосфере – сфере разума.

Экологическая история (environmental history, история окружающей среды) — это скорее не единая научная дисциплина, а, понятие, объединяющее самые различные направления исследований. Под экологической историей понимают всю совокупность многообразных научных направлений, связанных с историей взаимодействия человека и природной среды. Ученые множества разнообразных дисциплин могут найти основу для совместной работы и научного общения в Обществе. В сферу экологической истории входит историческая география, аграрная история, палеоботаника, историческая демография и этнология.

История экологии

Таким образом, экологическая история является междисциплинарным направлением, охватывает историю взаимодействия человека и природы, историю природных условий прошлого, а также с многообразными философскими, эстетическими, нравственными, этническими, экономическими другими аспектами взаимодействия человека и природы, а также отдельные аспекты экономики и политики.

Экологическая история, исследуя историю взаимоотношений человека и природы, решает задачи, которые свойственны наукам историческим. Современное состояние экологической истории дает немало оснований для оптимизма. Волнующие перспективы открываются перед экологической историей России, в том числе на современном этапе ее развития.

Конкретно-историческая и социологическая разработка проблемы «природа – общество – человек» имеет историю, синхронную с процессом превращения национального исторического знания в науку, опытами определения роли природно-географических и климатических факторов в развитии страны, возникновением и развития исторической географии как специальной исторической дисциплины. Опыты собственно историко-научного осмысления экологического направления в изучении истории России единичны. Отчасти это объясняется молодостью экологической истории, причем не только в России, отчасти тем, что ее предыстория по понятным основаниям не имела соответствующего термина.

Экологическая история России возникает и заявляет о себе не на пустом месте. И не в результате исключительно рецепции новейших проектов западной историографии. Реальный русский мир, впечатляющие русские пределы то явно, то незримо присутствуют в русской книжности. Пространственно-географические представления о месте Руси (России) среди других стран и народов были тесно связаны с социокультурными характеристиками. Но вначале все же была география. Стремление русских книжников определять место той или иной общности людей среди других, выяснять черты сходства и различий между ними – стали важными факторами возникновения таких, например, проблем, как «Восток и Запад», «Россия и Запад», «Россия и Европа», «Россия и Азия». Первоначально они действительно не выходили за пределы пространственно-географической характеристики. Их социальное, культурно-историческое, а затем, конечно, много позже экологическое содержание раскрывалось в ходе исторического развития общества, обогащения научного знания.

На Западе институализация нового научного направления выразилась в создании научных сообществ истории окружающей среды (Американское общество окружающей среды (ASEH, 1977 г.), Европейское общество истории окружающей среды (ESEH, 1999 г.) специализированных журналов, подготовке специалистов по экологической истории. В России данный процесс в стадии становления, но уже на сегодняшний день активно функционируют Центры, секторы, исследовательские коллективы по экологической истории в Высшей школе экономики (С.-Петербург), Елабужском институте Казанского федерального университета, Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Сургутском государственном университете, Тамбовском государственном университете и др. Растет количество российских историков членов Европейского общества экологической истории. Проводятся научные мероприятия (конференции, семинары, научные школы) по экологической истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: