(1)Лувр отапливался калориферами1. (2)Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. (3)Он чуть попахивает пылью. (4)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.
(5)Это греются нищие. (6)Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза. (8)Посетители тоже как будто ничего не замечают. (9)Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.
(10)0собенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме2. (11)Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её дочерей — моих тётушек. (12)Даже в те далёкие времена тальмы вышли из моды.
|
|
(13)Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка. (14)Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.
(16) Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.
(17)Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию картины Боттичелли. (18)Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке:
(19) — Садитесь!
(20) — Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась — так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.
(21) Художница вернулась к своему мольберту. (22)Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.
(23)Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. (24)Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:
(26) — Мерси, мадам!
(27) Художница, не оборачиваясь, кивнула. (28)Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. (30)Очевидно, это было действительно так. (31)Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»
(К. Паустовский)
|
|
[1] Калорифер — прибор для нагревания воздуха.
2 Тальма — женская длинная накидка без рукавов.
Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968) — русский советский писатель. Родился в Москве. После революции много ездил по стране, бывал в Киеве, служил в Красной Армии, уехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Здесь попал в среду молодых писателей, среди которых были Катаев, Ильф, Бабель, Багрицкий и др. Много путешествовал.
Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?
1)Что такое Лувр и где он находится?
2) Что делала в Лувре пожилая художница?
3) Как относились луврские сторожа к нищим?
4) Чем запомнилась рассказчику маленькая старушка?
А2 В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «В чём заключался великодушный поступок мальчика?»
1) (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:
(26)— Мерси, мадам!
2) (28)Мальчик бросился к матери и прижался к её руке.
3) (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок.
4) (31)Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»
А3 О чём свидетельствует информация, заключённая в предложении 20?
1) Старушке было тяжело сидеть.
2) Старушке было стыдно и горестно, что она находится в таком состоянии.
3) Она боялась, что её стул займёт другой нищий.
4) Старушка не хотела никого видеть и заснула.
А4 В каком из приведённых ниже фрагментов текста содержится противопоставление?
1) (4)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи. (5)Это греются нищие.
2) (13)Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.
3) (18)Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке: (19)— Садитесь!
4) (20)— Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась — так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.
А5 В каком значении употреблено слово зоркие в предложении 6?
1) с острым зрением
2) хорошо видящие вдаль
3) злые
А6 В каком варианте ответа нет фразеологизма?
1) (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза.
2) (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.
3) (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок.
4)(31)Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»