Особенности русского словесного ударения

1. Русское словесное ударение может быть охарактеризовано как силовое, или динамическое: ударный слог в слове отличается большей силой, напряженностью, а следовательно, громкостью. Этим признаком русское ударение отличается от музыкального ударения, когда ударный слог характеризуется изменением высоты тона (как, например, в китайском языке).

2. Вторая особенность русского ударения — его разноместность. Это значит, что ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему. Например, выпустить, домик, (начальный слог), дорога, столовая (срединный (второй) слог) дела, дорогой, распространять (конечный слог). Ударение не закреплено на определенном слоге. Такое ударение еще называют свободным.

3. Третьей особенностью русского ударения является его подвижность, т. е. возможность передвигаться с одного слога на другой при словоизменении. При этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением (96% русских слов), которое может всегда находиться или на основе (например, делать, делаю, делаем, делал и т.д.), или на окончании (например, статья, статьи, статье, статьям и т.д.). В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании (например, сниму, снимешь, снимет, снимем, сняла, сняли и т.д.)

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при формообразовании, то есть ударение в производном слове может быть на той же морфеме, что и в производящей основе. Например, в словах книга – книжка – книжный, сохраняется ударение на корневой морфеме. В других словах при образовании родственных слов ударение может падать на разные морфемы. Например, в словах глухой – глухость ударение подвижное.

Слабое и побочное ударение

Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обычное ударение в самостоятельных словах. Такое ударение называется слабым. Такое ударение могут иметь некоторые двусложные и трёхсложные предлоги и союзы (например, около дома, если сможешь), относительные слова (письмо, которое прислали), простые числительные (два часа), некоторые местоимения (он приехал).

В некоторых сложных словах, может быть несколько (как правило, два) ударений, одно основное, а второе побочное. Побочное ударение встречается у сложных и сложносокращенных слов, а также слов с некоторыми приставками, например, послеобеденный, водонепроницаемый, старорусский.

 

Клитики

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам и образуют вместе с ними одно фонетическое слово. Например, на горе, за окном. Такие слова без ударения называются клитиками.

Клитика – это  слово, грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитики в фонетическом слове могут размещаться до основного слова или после него.

Слова, которые присоединяются к последующему слову, называются проклитиками; например, под дом, от нас. Слова же, которые присоединяются к предшествующему слову, называются энклитиками; например: стать бы, дай же. Проклитики и энклитики не имеют ударения.

Вместе с тем энклитикой может стать и самостоятельное слово, если при сочетании его с предлогом происходит перетягивание ударения на предлог: [з а г]ород, [п о дн]осом, [н а б]ок, [п о дг]ору. В этом случае самостоятельное слово теряет ударение.

 

На доро́ге, за́ угол, сходи́ть бы, иди́ же, и́з лесу

Функции русского ударения

Ударение в русском языке выполняет несколько функций:

1. Ударение организует цепочку слогов в целое фонетическое слово, задаёт границы слова в речевом потоке. В этом случает говорят о словоорганизующей и словоразграничительной функции ударения.

2. Ударение является дополнительным средством различения смысла слов. В этом случае говорят о смыслоразличительной функции ударения. При помощи ударения могут различаться: а) целые лексемы (замок и замок); б) формы одного и того же слова (руки и руки); в) случайно совпавшие формы разных слов (полки и полки).

3. Ударение может выполнять стилистическую функцию. Удареним отличаются варианты слов: а) общеупотребительный и профессиональный (компас и компас); б) литературный и просторечный (квартал и квартал); в) литературный и народнопоэтический (шёлковый и шелковый); г) современный и устаревший (музыка и музыка).

Му́ка – мука́

Мышле́ние - мы́шление

Синтагма и фраза

Фонетические слова составляют следующую по величине фонетическую единицу, синтагму. Синтагма – это последовательность одного или нескольких фонетических слов, ограниченная паузами. Если в синтагме несколько фонетических слов, то одно из них имеет более сильное словесное ударение, чем в других словах синтагмы. Как правило, ударение падает на последнее слово в синтагме. Такое ударение называется синтагматическим. Максимальная длина синтагмы – 3-4 фонетических слова, после них делается вдох и образуется синтагматическая пауза.

Одна или несколько синтагм объединяются в законченное по смыслу высказывание. Такой комплекс называется фразой. Фраза объединяется фразовым ударением и завершается фразовой паузой, которая длительнее, чем синтагматическая пауза.

Фраза также имеет фразовую интонацию.

Интонация – это совокупность просодических характеристик предложения: тона (повышения/понижения тона голоса), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей произнесения. Основными интонационными средствами являются тональные средства. Движение тона голоса (повышение и понижение) на протяжении синтагмы называется тональным контуром.

В русском языке выделяют 6 тональных контуров, иначе называемых интонационными конструкциями (ИК).

Интонационная конструкция – это устойчивая схема движения тона в пределах фразы, которая выражает типовые значения предложений.

Каждая ИК имеет центр, то есть слог, на который падает синтагменное или фразовое ударение. Кроме центра, в синтагме выделяют предцентровую и постцентровую части. Например,

Завтра ка ни кулы.

В русском языке выделяют 7 интонационный конструкций

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: