Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков «Р-Рь» в словах, предложениях, связной речи
«Новые приключения Буратино»
С привлечением ресурса онлайн-портала «Мерсибо»
Разработала: учитель-логопед МКДОУ «ЦРР – д/с№4»,
п.г.т. Анна
Володина И.Г.
Цель: создание эффективных условий для закрепления в свободной речи дошкольников звуков «Р-Рь»
Коррекционные
· Закрепить правильное произношение звуков «Р-РЬ» в словах, предложениях, связной речи
· Упражнять в определении местоположения заданного звука в слове
· Совершенствовать дифференциацию звуков «Р-РЬ»
Развивающие
· Развивать артикуляционную моторику
· Развивать фонематические представления
· Развивать восприятие, логическое мышление, внимание
· Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением
· Развивать тонкую моторику и конструктивный праксис
Образовательные
· Обогащать и активизировать представления дошкольников о сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»
Воспитательные
· Воспитывать культуру речевого общения
Технологическая карта НОД
Наименование игр, заданий, упражнений | Задачи | Деятельность педагога и детей | Целевые ориентиры |
1.Создание мотивационного поля Цель: мотивирование детей на включение в речевую деятельность
| |||
1.1.Организационный момент Работа с коллажем-загадкой по сказке «Золотой ключик». | Развитие внимания и логического мышления, фонематического восприятия | - Посмотри внимательно и скажи, кто главный герой этой сказки - Верно, это Буратино. В этом имени спрятался звук, который мы с тобой учимся произносить. Что это за звук? Где он находится в слове Буратино? | У ребенка появляется желание работать с педагогом и вступать с ним в продуктивный диалог, развивается любознательность и познавательный интерес, развивается артикуляционная моторика.
|
1.2. Введение в игровую ситуацию. Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «Р». | 1.Развивать артикуляционную моторику 2.Развивать мышление, внимание, конструктивный праксис | За каждое выполненное упражнение ребенок получает деревянную геометрическую фигуру и из них по схеме строит Буратино: - Папа Карло выстругал Буратино из полена. Я предлагаю тебе тоже изготовить Буратино из деревянных фигурок. Для этого нужно правильно выполнить артикуляционные упражнения. | |
2. Актуализация имеющихся и получение новых представлений. · Цель – закрепление звуков «Р-Рь» в самостоятельной речи дошкольника | |||
2.1. Игра с карточками «Что сделано из дерева» | Совершенствовать навык произношения звуков «Р-Рь» в словах и предложениях, развивать логическое мышление | - Буратино сам сделан из полена и очень любит все, что сделано из дерева. Посмотри на эти предметы, найди среди них любимые вещи Буратино. Как называют предметы, сделанные из дерева (деревянные). Из чего сделаны остальные предметы | У ребенка в самостоятельной спонтанной речи совершенствуется навык произношения звуков «Р-Рь», а также когнитивные процессы.
|
2.2. Игра «Новые приключения Буратино» | 1.Совершенствовать навык произношения звуков «Р-Рь» в предложениях. 2.Развивать мышление и воображение. | - Наш Буратино необычный, и приключения у него новые, а что с ним происходило, пока он искал золотой ключик ты узнаешь из карты его приключений. Расскажи о них: | |
2.3. Динамическая пауза. Речь с движением | 1.Совершенствовать координацию речи с движением с использованием элементов логоритмики 2. Закреплять звуки «Р-Рь» в связной речи | - А сейчас тебе предстоит нелегкая задача -чётко говорить и выполнять движения: Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись) Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три) Руки в сторону развел, (развели руки в стороны) Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (встали на носочки) | |
2.4.Речевая игра «Хитрые вопросы» | Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, развивать память, мышление | - А теперь мы проверим, как хорошо ты запомнил события, которые случились с Буратино. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd8ssspBqclYoPNy5QgN9ccdWb9xq6xbBapGhWuuikMTtjeoQ/viewform?usp=sf_link ссылка на гугл опрос | |
2.5. Игра «На морском дне» | Совершенствовать дифференциацию звуков «Р-Рь» в словах. | - Морской царь позвал Буратино к себе в гости и попросил помощи. Пиратский корабль потерпел крушение и провиант из корабля загрязняет море. Помоги Царю навести порядок на морском дне. Ребенок выполняет задание игры из мерситеки портала Мерсибо: https://mersibo.ru/mersiteka/proviant-dlya-tsarya-i-raka | |
3.Рефлексия. Цель - самооценка ребенком своей деятельности и подведение итогов | |||
. Игровое задание «Выбери Буратино». | 1.Стимулировать ребенка к оценке своей деятельности и выявить его эмоциональное отношение к совместной деятельности с педагогом 2.Совершенствовать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения | - Ты очень старался сегодня. На память о новых приключениях Буратино я тебе предлагаю выбрать картинку с этим сказочным героем. Художник хотел сделать их яркими и красивыми, но у него закончилась краска, он смог раскрасить только колпачки у Буратино. Если тебе было трудно выполнять сегодня задания, возьми Буратино в красной шапочке, если легко, то в зеленой, если ты хочешь ещё встретиться с этим героем – возьми Буратино в желтом колпачке. Выбранные картинки или картинку ребенок раскрашивает либо дома, либо в группе. Важно, чтобы ребенок объяснил свой выбор. | Дошкольник в занимательной форме выражают своё эмоциональное отношение к занятию, применяют речевые умения в ситуации общения |