Методика установления причин изломов шеек осей и разрушения буксовых узлов с роликовыми подшипниками предназначена для работников РЖД, причастных к обслуживанию и расследованию случаев отказов в эксплуатации буксовых узлов вагонов. Методика может быть использована при расследованиях случаев изломов шеек осей и чрезмерного нагрева буксовых узлов для установления первопричины, приведшей к отказу.
Установлено, что процесс окончательного разрушения подшипника стремительно ускоряется в том случае, если в буксе прекращается процесс качения и возникает сухое трение скольжения. Кривая на рисунке показывает, что темп нарастания температуры буксового узла может достигать 200С в минуту.
Относительно легко причину разрушения можно установить в его начальной стадии, когда в буксе сохранена смазка и ее детали (включая детали подшипников) не успели прийти в полную негодность. Такого рода отказы букс в эксплуатации выявляются с помощью напольных устройств по автоматическому обнаружению перегретых букс (КТСМ), а также осмотрщиками вагонов с помощью внешних признаков непосредственно под вагонами при его движении или на стоянке. К числу основных причин, вызывающих разрушение буксового узла и приводящих к излому шейки оси следует отнести:
|
|
- ослабление торцевого крепления буксы на шейки оси;
- проворот внутреннего кольца на шейки оси (потеря посадочного натяга);
- усталостное разрушение сепаратора;
- обводнение смазки, потеря ее служебных свойств и разработка сепаратора;
- разрыв внутреннего кольца;
- скол борта внутреннего кольца;
- заклинивание роликов между бортами наружного кольца.
Для подшипников на втулочной посадке основные причины разрушения заключаются в следующем:
- излом перемычек сепаратора сферического подшипника;
- обводнение смазки буксы и разработка сепаратора;
- разрыв внутреннего кольца.