Тема 7. Избирательное право в РФ

 

1. Понятие выборов, избирательного права и избирательных

 

систем РФ.

 

2. Принципы избирательного права РФ. Гарантии избирательных прав граждан РФ.


3. Основные этапы избирательного процесса в РФ.

 

4. Правовое регулирование выборов Государственной Думы РФ, Президента РФ.

 

5. Правовое регулирование референдумов в РФ.

 

 

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на многозначность понятий избирательного права и избирательной системы. Избирательное право рассматривается в объективном (позитивном) и субъективном смыслах. Избирательная система – в широком и узком значениях. Особое внимание следует уделить понятию избирательного права в субъективном смысле, выделению активного и пассивного избирательного права, а также избирательной системы в узком значении как порядка определения результатов выборов.

 

Студентам следует уяснить признаки и виды мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, установить вариативные параметры, определяющие их специфику.

 

Система источников избирательного права представлена такими избирательными законами, как Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»; Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

 

Источниками избирательного права также являются законы субъектов РФ. В Красноярском крае к таковым можно отнести: Закон Красноярского края от 2 октября 2003 г. № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае»; Закон Красноярского края от 25 мая 2007 г. № 1-25 «Об Избирательной комиссии Красноярского края»; Закон Красноярского края от 29 сентября 2005 г. № 16-3747 «О труднодоступных и отдаленных местностях Красноярского края»; Закон Эвенкийского автономного округа от 15 сентября 2003 г. № 352 «О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Эвенкийском автономном округе».


К числу источников избирательного права следует отнести нормативные документы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а в субъектах РФ – их избирательных комиссий.

 

Важное значение для понимания требований избирательного законодательства в духе положений Конституции РФ имеют Постановления Конституционного Суда РФ.

 

Важнейшими показателями демократизма избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ. Под гарантиями избирательных прав понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права: всеобщего избирательного права; равного избирательного права; прямого избирательного права; тайного голосования; свободы выборов и добровольности участия в них граждан; обязательности проведения выборов; открытости и гласности осуществления деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов; запрете вмешательства в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан. Студентам следует раскрыть содержание приведенных принципов, руководствуясь требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Для усвоения требований к последовательности и основному содержанию стадий избирательного процесса студентам следует составить алгоритм избирательных действий по организации проведения выборов и алгоритм избирательных действий по проведению избирательной компании кандидата (избирательного объединения) с указанием основных требований, предъявляемых к содержанию каждого действия. При этом нужно использовать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

При изучении четвертого вопроса следует обратиться к Федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральному закону от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской


Федерации» и установить специфику проведения данных выборов. Применительно к выборам депутатов Государственной Думы нужно изучить требования, предъявляемые к формированию списков кандидатов, условия допуска политических партий к распределению мандатов, методику распределения мандатов между партийными списками, допущенными к распределению мандатов, а также методику распределения мандатов между кандидатами внутри партийного списка. Применительно к выборам Президента РФ нужно обратить внимание на требования по сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, а также методику определения результатов выборов.

 

При изучении пятого вопроса нужно использовать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом следует обратить внимание на вопросы: что может быть предметом референдума РФ, референдума субъекта РФ и местного референдума; кто может быть их инициаторами; какие вопросы нельзя выносить на референдум; какие обстоятельства исключают проведение референдума; какие требования предъявляются к сбору подписей граждан; кто назначает референдум и в каком порядке; каково содержание бюллетеня референдума; как определяются результаты референдума и какова юридическая сила решения, принятого на референдуме.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Гражданка России Иванова Е.И. имеет вид на жительство в США. Имеет ли она право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы РФ как избиратель и как кандидат? Имеет ли она право участвовать в выборах в Законодательное Собрание края как избиратель и как кандидат?

 

2. Гражданка России Петрова Г.Н одновременно приобрела гражданство Республики Беларусь, имеет постоянное место жительства на территории города Красноярска. Имеет ли она право участвовать как


избиратель на выборах депутатов Законодательного Собрания края и на выборах депутатов городского Совета г. Красноярска?

 

3. Гражданин России Сидоров А.И. 11 января осужден решением суда по ст. 282.2 УК РФ за организацию деятельности экстремистской организации штрафом в размере 100 тысяч рублей. 1 февраля того же года Сидоров А.И. подал документы в Избирательную комиссию Красноярского края о выдвижении его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания края. Оцените, обладает ли он правом быть избранным.

 

4. На выборах депутатов районного Совета (представительного органа местного самоуправления) было образовано два двухмандатных округа, один трехмандатный округ, два четырехмандатных округа и один пятимандатный округ. Определите, какое количество голосов должны иметь избиратели, в каждом округе.

 

5. При образовании избирательных округов на выборах депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Федерации средняя норма представительства составляла 10 тысяч избирателей. Было образовано 10 одномандатных округов, 1 двухмандатный, 1 трехмандатный и 1 пятимандатный избирательные округа. В пятимандатном округе число избирателей составило 56 тысяч, в трехмандатном, расположенном в труднодоступном месте - 39 тысяч, в двухмандатном – 19 тысяч. В пяти одномандатных округах по 11 тысяч, в трех одномандатных округах по 9,5 тысяч. А в двух одномандатных округах с целью исключения ситуации вхождения в округа частей территории нескольких муниципальных образований численность избирателей составила 12 тысяч. Оцените, не нарушены ли требования Закона при образовании избирательных округов.

 

6. На выборах депутатов представительного органа местного самоуправления было образовано три шестимандатных округа, два из которых территориально совпадали с границами избирательных участков,

 

а в рамках третьего шестимандатного округа было образовано два избирательных участка. Оцените, не нарушены ли требования Закона при образовании избирательных округов.

 

7. Правительством Красноярского края на должность члена ЦИК предложена кандидатура доктора юридических наук, профессора А.И. Петрова. Губернатором Красноярского края предложена кандидатура А.Н. Тарасова, имеющего среднее профессиональное образование. Причем


известно, что А.И. Петров в текущем году был подвергнут в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах. Оцените данные инициативы.

 

8. При формировании избирательной комиссии субъекта Федерации 6 членов было назначено законодательным органом субъекта РФ, 7 членов – высшим исполнительным органом субъекта РФ и 2 члена – Центральной избирательной комиссией. Председатель комиссии был назначен Центральной избирательной комиссией, причем назначенный гражданин не имел высшего юридического образования. Оцените, соответствует ли это требованиям законодательства.

 

9. При формировании участковой избирательной комиссии при Посольстве Российской Федерации во Франции число членов, являющихся государственными служащими, составило 100 %. Соответствует ли это требованиям законодательства.

 

10. Избирательное объединение назначило в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса прокурора района. Избирательная комиссия сообщила, что прокурор не вправе иметь такой статус. В ответ избирательное объединение сообщило, что данное ограничение действует только для членов комиссии с правом решающего голоса, для членов же комиссии с правом совещательного голоса установлены иные ограничения, они не должны занимать командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях. Оцените, кто прав.

 

11. Центральная избирательная комиссия приняла решение о расформировании избирательной комиссии субъекта РФ на том, основании, что избирательная комиссия субъекта нарушила избирательные права граждан – отказала в регистрации кандидата Иванова И.И., несмотря на то, что ЦИК настаивала на регистрации. Оцените, верно ли поступила ЦИК.

 

12. В избирательном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления с численностью избирателей 4 тысячи при выдвижении кандидат Никифоров не подал сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Будет ли отказано Никифорову в регистрации.

 

13. Гражданин Иванов, победив на выборах в законодательный орган власти субъекта РФ по одномандатному округу, не сложил с себя


полномочия заместителя губернатора. Назовите все правовые последствия, которые связывает закон с данным обстоятельством, как индивидуального характера (лично для Иванова), так и публичного характера (что будет с соответствующим депутатским мандатом, выборной должностью депутата).

 

14. После проведения выборов по жалобам кандидатов итоги голосования на пяти избирательных участках были признаны судом недействительными из-за нарушений при подсчете голосов избирателей. Общее количество избирателей, проживающих на территории этих участков, составило 27 % от общего количества избирателей. Повлияют ли данные решение на общее решение об определении результатов выборов, если да, то как.

 

15. Выборы депутатов законодательного органа власти субъекта РФ назначены на 15 апреля. Кандидат Зеленцов разместил ролик с политической рекламой на одном из каналов телевидения 15 марта. Оцените действия Зеленцова и канала телевидения.

 

16. На выборах депутатов представительного органа местного самоуправления кандидатам было отказано в предоставлении бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, так как в муниципальном образовании отсутствуют муниципальные средства массовой информации. Оцените это с точки зрения соответствия Закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

 

17. В выборах в Государственную Думу приняло участие 62 миллиона избирателей. Всего было зарегистрировано 8 федеральных списков кандидатов. За список Социал-демократической партии отдали свои голоса 20 млн. избирателей, за список партии «Новый путь» - 18 млн. избирателей, за список партии «Россия вперед» - 4 млн. избирателей, за список Демократической партии России- 9 млн. избирателей, за список партии «Отечество» - 2 млн. избирателей, а за списки партий «Народная воля», «Либеральная партия», «Партия трудящихся» отдали голоса по 3 млн. избирателей. Определите, какие партии будут допущены к распределению мандатов в Государственной Думе. Сколько мандатов достанется каждой из этих партий?

 

18. 17 марта Президентом РФ принято решение о проведении 25 апреля референдума РФ по вопросу о сокращении срока альтернативной гражданской службы до двух лет. 25 марта инициативная группа граждан


выдвинула инициативу проведения референдума РФ по вопросу об исключении перевода часов на летнее и зимнее время. Будет ли назначен референдум?

 

19. На 19 декабря назначены выборы депутатов Государственной Думы РФ. 18 сентября инициативная группа граждан выдвинула инициативу проведения референдума по продлению срока полномочий Государственной Думы еще на два года. Будет ли назначен референдум?

 

20. 80 граждан РФ, 20 из которых проживают на территории Ханты-мансийского автономного округа–Югра, а 60 - на территории Тюменской области, обратились в избирательную комиссию Тюменской области с заявлением о регистрации инициативной подгруппы по проведению референдума РФ по вопросу о запрете ввоза отработанного ядерного топлива на территорию РФ. Будет ли зарегистрирована подгруппа?

 

21. Представители инициативной группы 12 декабря обратились в Центральную избирательную комиссию РФ с заявлением о регистрации инициативной группы по проведению референдума РФ по вопросу о замене названий субъектов Федерации «край», область» на «губерния». При этом были представлены решения о регистрации региональных подгрупп инициативной группы в 44 субъектах федерации. Первое решение о регистрации было принято 28 сентября, а последнее – 2 декабря. Будет ли зарегистрирована инициативная группа?

 

22. Инициативная группа граждан представила в Центральную избирательную комиссию 2 300 000 подписей граждан в поддержку проведения референдума. Подписи были собраны в 23 субъектах Федерации, на каждый приходилось по 100 тысяч подписей. Соблюдены ли требования законодательства по сбору и представлению подписей?

 

23. 25 июля Центральная избирательная комиссия зарегистрировала инициативную группу по проведению референдума. 12 сентября в избирательную комиссию были представлены подписи в поддержку проведения референдума РФ. Соблюдены ли требования по сбору и представлению подписей?

 

24. В Центральную избирательную комиссию представлено 2 150 000 подписей в поддержку проведения референдума РФ. Из указанного количества комиссией было отобрано 740 000 подписей для проверки. При проверке было выявлено 37 тысяч недействительных подписей. В результате комиссия приняла решение о неудовлетворительных


результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Оцените ситуацию и решение комиссии.

 

25. 20 февраля Центральной избирательной комиссией принято решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума РФ по вопросу об отмене смертной казни. 23 февраля 440 граждан РФ обратились в ЦИК о регистрации их в качестве инициативной агитационной группы, агитирующей за сохранение смертной казни. Будет ли зарегистрирована группа?

 

 

Юридические источники:

 

1. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008).

 

2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-

 

ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2002).

 

4. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

5. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ (ред. от

 

08.05.2010).

 

6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие

 

в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от

 

12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

7. О политических партиях: Федеральный закон РФ от 11.07.2001

 

№ 95-ФЗ (ред. от 03.11.2010).

 

8. По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа: Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П.

 

9. По делу о проверке конституционности пункта 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации


в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2004 № 4-П.

 

10. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П.

 

11. По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 № 10-П.

 

12. По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова: Постановление Конституционного Суда РФ от

 

15.01.2002 № 1-П.

 

13. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 №17-П.

 

14. Об Избирательной комиссии Красноярского края: Закон Красноярского края от 25.05.2007 № 1-25 (ред. от 11.11.2010).

 

15. О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 (ред. от

 

11.11.2010).

 

 

Дополнительная научная литература:

 

1. Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой В.В. Сравнительное избирательное право. – М., 2003.


2. Белов С.А. Избирательная система как правовой институт. – С-

 

Пб., 2005.

 

3. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. – М., 2006.

 

4. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. – М., 2005.

 

5. Головин А.Г., Лысенко В.И. Избирательное законодательство и выборы в современном мире. – М., 2009.

 

6. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс

 

в Российской Федерации. – Ростов-на-Дону, 2004.

 

7. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – С-Пб., 2003.

 

8. Иванченко А.В. Пропорциональная избирательная система в

 

России: история, современное состояние, перспективы. – М., 2005.

 

9. Избирательное право / Под ред. К.К. Гасанова, В.Н. Белоновского. – М., 2007.

 

10. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Вешняков. – М., 2003.

 

11. Избирательное право России. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.О. Лучина. – М., 2010.

 

12. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. – М., 2010.

 

13. Комарова, В.В. Референдумный процесс в Российской Федерации. – М., 2004.

 

14. Красинский В.В. Правовое обеспечение защиты конституционного строя России в избирательном процессе. – М., 2010.

 

15. Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. – М., 2006.

 

16. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. – М., 2003.

 

17. Петров А.А. Основы избирательного права и избирательного процесса в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. – Иркутск, 2004.

 

18. Правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации / Под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха. – М., 2005.

 

19. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. – С-Пб., 2003.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: