Контрольная работа по темам
«Введение в науки о человеке. Общие свойства организма человека. Опора и движение».
Задание 1. По рисунку, определи: какой цифрой обозначено ядро. какую функцию оно выполняет в клетке? Какова структура клеточного ядра?
Задание 2. Узнай, какой процесс изображен на рисунке. Какое значение он имеет в жизни клетки? Каким образом осуществляется точная передача наследственной информации при делении клетки?
Задание 3.
Прочитайте текст «Мышечные и нервная ткань»:
Мышечные ткани бывают трёх видов: поперечно-полосатая скелетная, гладкая и поперечно-полосатая сердечная. Поперечно-полосатая скелетная и сердечная ткани состоят из вытянутых в длину многоядерных клеток – мышечных волокон с полосатой исчерченностью. Из скелетной мышечной ткани состоят скелетные мышцы, а из сердечной – стенки сердца. Волокна гладкой мышечной ткани одноядерные и имеют веретеновидную форму. Они входят в состав стенок полых внутренних органов, например, желудка, кишечника, мочевого пузыря. Мышечные ткани обладают сократимостью, которая обусловлена свойствами входящих в их состав белков. За счёт этого мышечные волокна способны изменять свою форму, что обеспечивает выполнение мышечными органами двигательной функции.
|
|
Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и клеток нейроглии. Главные особенности нейронов – звёздчатая форма и отходящие отростки – длинные и короткие. По отросткам нервные импульсы передаются к телу нейрона и от него. Клетки нейроглии имеют округлую форму, плотно окружают нейроны, обеспечивая им механическую поддержку и снабжение питательными веществами. Нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью, что лежит в основе выполнения регуляторных функций в организме. Она является основой головного и спинного мозга, нервов и нервных узлов.
Заполните в таблице «Сравнительная характеристика тканей» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика тканей:
Признаки для сравнения: | Мышечные ткани: | Нервная ткань: |
Местоположение в организме человека | 1 | Головной мозг, нервные узлы и нервы. |
Каковы особенности строения ткани? | Вытянутые многоядерные или одноядерные клетки. | 2 |
3 | Сократимость | Возбудимость и проводимость. |
1 – ……..
2 – ……..
3 – ……..
Задание 4. Установите последовательность этапов прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге:
а) исполнительный нейрон (двигательный); б) вставочный нейрон;
|
|
в) рецептор или чувствительный орган; г) чувствительный нейрон.
д) рабочий орган
Задание 5. Распредели утратившие своё значение органы и признаки к рудиментам и атавизмам.
1. Рудименты. 2. Атавизмы. | А - зубы мудрости. Б - волосатость (повышенный волосяной покров. В - аппендикс. Г - многососковость. Д - копчик. Е - хвостовидный придаток. |
Задание 6. Описать порядок оказания приёмов первой помощи при открытом переломе.
Задание 7. Указать особенности скелета человека в связи с прямохождением.
Критерии оценивания:
Задание 1 - 3 балла
если обозначено ядро - 1балл;
указана функция – 1 балл;
указана структура клеточного ядра – 1 балл
Задание 2 – 3 балла:
правильно определен процесс – 1 балл; указано значение процесса – 1 балл;
объяснена передача наследственной информации – 1 балл.
Задание 3 – 3 балла
3 балла – названы местоположение, строение и свойства
2 балла – не названо один из ответов
1 балл – назван один ответ.
Задание 4 – 2 балла
1 ошибка - 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
Задание 5 – 2 балла
1 ошибка - 1 балл
2 ошибки – 0 баллов
Задание 6 - 3 балла
если правильно указан порядок – 3 балла;
если пропущен один из приемов – 2 балла
если нарушен порядок и пропущен один из приемов – 1 балл
Задание 7 – 3 балла
если указаны все особенности - 3 балла
если пропущена одна особенность – 2 балла
если пропущено две особенности – 1 балл
Максимальный балл за выполнение работы – 19 баллов.
Перевод баллов в оценку:
«5» - 16 – 19 баллов (86 -100%)
«4» - 12 – 15 (62-85%)
«3» - 11 – 7 (61 – 36%)
«2» - 6 и менее (менее 35%)