Класс
№ | Тема | Кол-во | Формы контроля | |
темы | часов | |||
Тема 1. | Теория строения органических | 3 | Текущий контроль | |
соединений | ||||
Тема 2. | Углеводороды | 11 | Текущий контроль | |
Контрольных работ – 1 | ||||
Тема 3. | Кислородсодержащие органические | 12 | Текущий контроль | |
соединения | ||||
Тема 4. | Азотсодержащие органические | 6 | Текущий контроль | |
соединения | Контрольных работ – 1 | |||
Резерв | 3 | |||
ИТОГО | 35 | Контрольных работ – 2 | ||
11 класс | ||||
№ | Тема | Кол-во | Формы контроля | |
темы | часов | |||
Тема 1. | Важнейшие понятия и законы химии | 4 | Текущий контроль | |
Тема 2. | Строение вещества | 5 | Текущий контроль | |
Тема 3. | Химические реакции | 6 | Текущий контроль | |
Контрольных работ – 1
| ||||
Тема 4. | Растворы | 5 | Текущий контроль | |
Тема 5. | Металлы и их соединения | 5 | Текущий контроль | |
Тема 6. | Неметаллы и их соединения | 7 | Текущий контроль | |
Контрольных работ – 1 | ||||
Резерв | 3 | |||
ИТОГО | 35 | Контрольных работ – 2 |
9
10 |
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
(1 час в неделю, всего35 часов за год)
Кол-во | Содержание темы (раздела) | |||
часов | ||||
Тема 1. Теория строения органических соединений |
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической | |||||
химии в системе естественных наук. | |||||
3 | Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории | ||||
химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность | |||||
химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о | |||||
функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и | |||||
принципы образования названий органических соединений. | |||||
Тема 2. Углеводороды | |||||
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного | |||||
скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения
| |||||
(галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как | |||||
один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Способы | |||||
получения алканов. | |||||
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и | |||||
положения кратной связи в молекуле. Физические и химические свойства: реакции присоединения (галогенирование, | |||||
гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. | |||||
11 | Правило Марковникова. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как | ||||
крупнотоннажный продукт химического производства. Применение алкенов. Получение алкенов. Правило Зайцева. | |||||
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила | |||||
(бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. | |||||
Резина. Применение каучука и резины. | |||||
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и | |||||
положения кратной связи в молекуле. Физические и химические свойства: реакции присоединения (галогенирование, | |||||
гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение | |||||
ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена. Получение | |||||
алкинов. | |||||
11 |
Кол-во | Содержание темы (раздела) | |||
часов | ||||
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Физические свойства. | ||||
Химические свойства: реакции замещения, присоединения. Реакция горения. Применение бензола. Получение бензола. Средства | ||||
борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. | ||||
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и | ||||
использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при | ||||
нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии. | ||||
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения | ||||
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных | ||||
спиртов. Физические свойства. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ | ||||
установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация | ||||
(внутримолекулярная и межмолекулярная). Реакция горения: спирты как топливо. Применение спиртов. Физиологическое | ||||
действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных | ||||
спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических | ||||
средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина. Получение спиртов. | ||||
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Физические свойства. Химические | ||||
свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромной водой. Применение фенола. Получение фенола. | ||||
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Физические | ||||
свойства. Химические свойства: качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие | ||||
с гидроксидом меди, реакция восстановления спиртов. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида. | ||||
12
| Получение альдегидов. | |||
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Физические | ||||
свойства. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и | ||||
солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных | ||||
эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах. Получение карбоновых кислот. Химия и | ||||
здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных | ||||
препаратов. | ||||
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение | ||||
сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых | ||||
кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного | ||||
характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых | ||||
кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие | ||||
средства. Средства личной гигиены и косметики. | ||||
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе, их физические свойства. Глюкоза как |
|
|
12 |
Кол-во | Содержание темы (раздела) | |||
часов | ||||
альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. | ||||
Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для | ||||
обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах | ||||
на примере ацетатного волокна. | ||||
Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное | ||||
питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии. | ||||
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения |
Амины. Строение молекул аминов. Номенклатура аминов. Физические свойства аминов. Химические свойства | ||
алифатических аминов на примере метиламина. Химические свойства ароматических аминов на примере анилина. Получение | ||
анилина из нитробензола по реакции Зинина. Применение аминов. | ||
6 | Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная | |
связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и | ||
строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных | ||
(цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. | ||
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы | ||
химических реакций в органической химии. |
Резерв – 3 часа
13 |
Класс
(1 час в неделю, всего35 часов за год)
Кол-во | Содержание темы (раздела) | |||
часов | ||||
Тема 1. Важнейшие понятия и законы в химии |
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные | |||
состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней | |||
4 | атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона | ||
Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Закон | |||
сохранения массы и энергии. Закон постоянства состава. | |||
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Моделирование химических процессов и | |||
явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания. | |||
Тема 2. Строение вещества | |||
5 | Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, | ||
металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Пространственное строение молекул. Кристаллические и аморфные | |||
вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств | |||
вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ. | |||
Тема 3. Химические реакции | |||
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: | |||
6 | природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия | ||
катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его | |||
смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для | |||
создания оптимальных условий протекания химических процессов. Тепловой эффект химической реакции. | |||
Тема 4. Растворы | |||
Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH | |||
5 | раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. | ||
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Химия и | |||
сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений. | |||
Тема 5. Металлы и их соединения | |||
Обобщенные сведения о строении, физических и химических свойствах металлов и их соединений. | |||
5 | Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо). | ||
Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. | |||
Применение электролиза в промышленности. | |||
Кол-во | Содержание темы (раздела) | |
часов | ||
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности | ||
человека. | ||
Тема 6. Неметаллы и их соединения | ||
Обобщенные сведения о строении, физических и химических свойствах неметаллов и их соединений. | ||
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, | ||
7 | фосфора, углерода, кремния. | |
Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. | ||
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, | ||
атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. | ||
Резерв – 3 часа |
14 |