III. Учебно-тематический план

 

Класс

Тема

Кол-во

Формы контроля

 

темы

часов

 
     

Тема 1.

Теория строения органических

3

Текущий контроль  

соединений

   
       

Тема 2.

Углеводороды

11

Текущий контроль  

Контрольных работ – 1

 
       

Тема 3.

Кислородсодержащие органические

12

Текущий контроль  

соединения

   
       

Тема 4.

Азотсодержащие органические

6

Текущий контроль  

соединения

Контрольных работ – 1

 
     
  Резерв 3    
  ИТОГО 35 Контрольных работ – 2  
         
  11 класс      

Тема

Кол-во

Формы контроля

 

темы

часов

 
     

Тема 1.

Важнейшие понятия и законы химии

4

Текущий контроль  
   
         
Тема 2. Строение вещества 5 Текущий контроль  

Тема 3.

Химические реакции

6

Текущий контроль  

Контрольных работ – 1

 
       
Тема 4. Растворы 5 Текущий контроль  
Тема 5. Металлы и их соединения 5 Текущий контроль  

Тема 6.

Неметаллы и их соединения

7

Текущий контроль  

Контрольных работ – 1

 
       
  Резерв 3    
  ИТОГО 35 Контрольных работ – 2  


 

9


 

 

10

 




IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Класс

 

(1 час в неделю, всего35 часов за год)

 

  Кол-во

Содержание темы (раздела)

   
 

часов

   
       
    Тема 1. Теория строения органических соединений    

 

 

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической

 
 

химии в системе естественных наук.

 

3

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории

 

химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность

 
 

химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о

 
 

функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и

 
 

принципы образования названий органических соединений.

 
 

Тема 2. Углеводороды

 
 

Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного

 
 

скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения

 
 

(галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как

 
 

один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Способы

 
 

получения алканов.

 
 

Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и

 
 

положения кратной связи в молекуле. Физические и химические свойства: реакции присоединения (галогенирование,

 
 

гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения.

 

11

Правило Марковникова. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как

 

крупнотоннажный продукт химического производства. Применение алкенов. Получение алкенов. Правило Зайцева.

 
   
 

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила

 
 

(бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука.

 
 

Резина. Применение каучука и резины.

 
 

Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и

 
 

положения кратной связи в молекуле. Физические и химические свойства: реакции присоединения (галогенирование,

 
 

гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение

 
 

ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена. Получение

 
  алкинов.    
       


 

 

11

 

 

Кол-во

Содержание темы (раздела)

 

часов

 
   
  Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Физические свойства.  
  Химические свойства: реакции замещения, присоединения. Реакция горения. Применение бензола. Получение бензола. Средства  
  борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды.  
  Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и  
  использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при  
  нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.  
  Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения  
  Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных  
  спиртов. Физические свойства. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ  
  установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация  
  (внутримолекулярная и межмолекулярная). Реакция горения: спирты как топливо. Применение спиртов. Физиологическое  
  действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных  
  спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических  
  средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина. Получение спиртов.  
  Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Физические свойства. Химические  
  свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромной водой. Применение фенола. Получение фенола.  
  Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Физические  
  свойства. Химические свойства: качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие  
  с гидроксидом меди, реакция восстановления спиртов. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.  

12

Получение альдегидов.  

Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Физические

 
   
  свойства. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и  
  солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных  
  эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах. Получение карбоновых кислот. Химия и  
  здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных  
  препаратов.  
  Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение  
  сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых  
  кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного  
  характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых  
  кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие  
  средства. Средства личной гигиены и косметики.  
  Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе, их физические свойства. Глюкоза как  


 

 

12

 

 

  Кол-во

Содержание темы (раздела)

   
 

часов

   
       
    альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры.    
    Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для    
    обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах    
    на примере ацетатного волокна.    
    Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное    
    питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.    
    Тема 4. Азотсодержащие органические соединения    

  Амины. Строение молекул аминов. Номенклатура аминов. Физические свойства аминов. Химические свойства  
  алифатических аминов на примере метиламина. Химические свойства ароматических аминов на примере анилина. Получение  
  анилина из нитробензола по реакции Зинина. Применение аминов.  

6

Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная  
связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и  
  строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных  
  (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков.  
  Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы  
  химических реакций в органической химии.  




Резерв – 3 часа


 

13

 



Класс

 

(1 час в неделю, всего35 часов за год)

 

  Кол-во

Содержание темы (раздела)

   
 

часов

   
       
    Тема 1. Важнейшие понятия и законы в химии    

 

 

Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные

 
 

состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней

 

4

атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона

 

Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Закон

 
 

сохранения массы и энергии. Закон постоянства состава.

 
 

Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Моделирование химических процессов и

 
 

явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.

 
 

Тема 2. Строение вещества

 

5

Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная,

 

металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Пространственное строение молекул. Кристаллические и аморфные

 
 

вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств

 
 

вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.

 
 

Тема 3. Химические реакции

 
 

Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов:

 

6

природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия

 

катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его

 
 

смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для

 
 

создания оптимальных условий протекания химических процессов. Тепловой эффект химической реакции.

 
 

Тема 4. Растворы

 
 

Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH

 

5

раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах.

 

Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Химия и

 
   
 

сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.

 
 

Тема 5. Металлы и их соединения

 
 

Обобщенные сведения о строении, физических и химических свойствах металлов и их соединений.

 

5

Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо).

 

Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов.

 
  Применение электролиза в промышленности.    
       


Кол-во

Содержание темы (раздела)

 

часов

 
   
  Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности  
  человека.  
     
  Тема 6. Неметаллы и их соединения  
  Обобщенные сведения о строении, физических и химических свойствах неметаллов и их соединений.  
  Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота,  

7

фосфора, углерода, кремния.  

Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

 
   
  Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы,  
  атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.  

Резерв – 3 часа

 

 

14




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: