Характерные черты ПТСР как психологического феномена. Особенности переживания и преодоления ПТСР

Феномен посттравматического стрессового расстройства

История становления и развития исследований посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) является новой областью знаний, где продолжается развитие теории стресса в психологической науке.

Современные представления о ПТСР сложились окончательно к 1980-м гг., однако информация о воздействии травматических переживаний накапливались на протяжении столетий.

Э. Крепелином, блестящим нозологом XIX в., впервые был использован термин "невроз пожара", для того чтобы обозначить отдельное клиническое состояние, включающие многочисленные нервные и физические феномены. Последние возникают прежде всего как результат различных эмоциональных потрясений или внезапного испуга, которые перерастают в тревожность.

В 1889 г. X. Оппенгейм ввел термин "травматический невроз" для диагностики психических расстройств у участников боевых действий, причины которых он усматривал в органических нарушениях головного мозга, вызванных как физическими, так и психологическими факторами. Однако и в мирное время возникают ситуации, которые являются источниками ПТСР.

Источники ПТСР: стрессовые явления, обусловленные участием в боевых действиях и других экстремальных ситуациях, стали предметом широкого изучения уже.в ходе Второй мировой войны. Проведение планомерных исследований по изучению постстрессовых нарушений было начато в США в связи с необходимостью оказывать помощь ветеранам войны во Вьетнаме, проблемы которых во многом схожи с проблемами наших ветеранов, участников афганской и чеченской войн.

Можно констатировать, что в наше время резко возросло количество антропогенных катастроф и "горячих точек" в различных регионах планеты. Мир захлестнула волна терроризма. События 11 сентября 2001 г. заставили содрогнуться всех людей планеты Земля.

Эпидемия тяжких преступлений против личности продолжается. Все это характеризуется прежде всего сверхэкстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него посттравматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в ПТСР, возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью, причем как самого человека, так и окружающих его людей.

Диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» выставляют на основании жалоб больного, наличия тяжелой психологической травмы в недавнем прошлом и результатов специальных опросников. Диагностическими критериями ПТСР согласно МКБ-10 являются угрожающая ситуация, способная вызывать ужас и отчаяние у большинства людей; стойкие и яркие флеш-беки, которые возникают как в состоянии бодрствования, так и во сне, и усиливаются, если больной сознательно или невольно ассоциирует теперешние события с обстоятельствами психологической травмы; попытки избежать ситуаций, напоминающих о травматическом событии; повышенная возбудимость и частичная утрата воспоминаний о психотравмирующей ситуации.

Тактика лечения определяется индивидуально с учетом особенностей личности больного, типа ПТСР, уровня соматизации и наличия сопутствующих расстройств (депрессии, генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства, алкоголизма, наркомании, зависимости от лекарственных препаратов). Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия считается когнитивно-поведенческая терапия. При острой форме ПТСР также применяют гипнотерапию, при хронической используют работу с метафорами и ДПДГ (десенсибилизацию и переработку движениями глаз).

При необходимости психотерапию ПТСР проводят на фоне медикаментозной терапии. Назначают адреноблокаторы, антидепрессанты, транквилизаторы и седативные нейролептики. Прогноз определяется индивидуально в зависимости от особенностей личностной организации больного, тяжести и типа ПТСР. Острые расстройства лучше поддаются лечению, хронические чаще переходят в патологическое развитие личности. Наличие выраженных зависимых, нарциссических и избегающих черт личности, наркомании и алкоголизма является прогностически неблагоприятным признаком.

Природа возникновения кризиса. Кризис как сложное переходное состояние, вызванное личностно-значимыми событиями и создающее невозможность (или затрудненность) реализации своего жизненного замысла.

Психологический кризис – этоневозможность достижения цели, реализации замысла, переживание потери чего-то очень значимого для человека.

Своеобразие жизненного мира человека условно можно описать, используя два уровня организации жизненного пространства – внутренний и внешний план.

В жизни человека присутствуют разные сочетания выделенных уровней. В зависимости от того, на что человек больше ориентируется – на получение удовольствий или на самосовершенствование и личностный рост, он будет по- разному реагировать на возникшие трудности.

Сложность кризиса определяется той жизненной ценностью, которая может быть утрачена. На уровне простого внутреннего и внешнего мира личности переживаемый кризис связан с кризисом удовольствий. На уровне простого внутреннего, но сложного внешнего мира – кризисом достижения желаемого, или фрустрацией. На уровне сложного внутреннего и простого внешнего мира личность переживает ценностный кризис. Самый сложный - экзистенциальный кризис, связанный с потерей смысла жизни.

Состояние человека, переживающего кризис, характеризуется как страдание, понятное становится непонятным, то, что еще недавно было привлекательным – безразличным или отвратительным, осложняются отношения с другими, непонятно, что происходит и как с этим справиться. Такое состояние характеризует начало кризиса – сенсорное оцепенение.

Переживаемое состояние неприятно и для тех, кто находится в этот период рядом. Человек то раздражен без причины, то – подавлен, то совершает нечто неожидаемое от него, то полностью бездействует, и т.п.

кризисное состояние личности, по своей содер­жательной сути, является сложным новообразованием, объединяющим разнородные психические состояния, возникающие в результате пере­живания личностью кризиса. Появление этого новообразования детер­минировано истощением психических ресурсов, («запаса прочности»), по­зволяющих эффективно и гармонично решать возникающие личностные проблемы в процессе реализации жизненного замысла, смысла жизни.

Кризис противоречив. С одной стороны, это болез­ненные переживания своего несоответствия, своей «несостоятельности». С другой стороны, кризис – это возможность для личностного роста. В итоге возникает более глубокое и полное осознание себя и окружающего мира.

Все кризисы имеют одну общую черту: люди становятся восприимчивы к новым линиям действия. Поскольку не существует другого способа удовлетворительно встретить критическую ситуацию, человеку остается лишь обратиться к своим собственным ресурсам. Следовательно, критическая ситуация представляет благоприятные возможности для индивидуального выражения. Но для одних это может означать рост, а для других – падение. Кто-то воспринимает кризис как учителя на сложном жизненном пути, а кто-то – как событие трагическое в своей основе, разрушившее прежний внутренний мир.

Вот почему время кризиса – это решающий поворотный момент в жизни человека, когда в результате страданий и боли рождается нечто новое, позволяющее подняться на очередную ступень. Вот почему любой кризис – это выбор. Либо защищать нашу внутреннюю кар­тину от каких–либо внешних доказательств ее неправиль­ности. Либо попытаться сформировать новую картину окру­жающего нас мира. В содержательном отношении второй путь требует перестройки смысловых структур сознания, переориентирования на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности.

Образно говоря, любой кризис – это столкновение двух реальностей: с одной стороны, жизненного мира личности, а с другой – объективной действительности, которая радикально противоречит всему предшествующему жизненному опыту личности. Процесс адаптации личности к такой действительности чаще всего и называют кризисным переживанием. Последователи социально-психологической ориентации (Lester, Neuringer) считают кризис функцией взаимодействия вызывающего события и специфической личностной предрасположенности. Последняя заключается в особенностях эмоциональной реактивности, самооценки и самовосприятия, системы ценностей, структуры социализации и межличностных контактов.

Процесс преодоления кризиса может протекать в двух формах: 1) «нормальный» (развивающий) кризис (человек приобретает новый опыт, расширяет диапазон адаптивных реакций); 2) затяжной, хронический (осложненный) кризис (человек реагирует дезадаптивными реакциями, развитие клинических симптомов вызывает новые дезадаптивные реакции, которые могут принять катастрофический характер и привести к невротическим и психосоматическим расстройствам, тяжелым нарушениям психики, смерти или суициду).

Осложненный кризис по своим симптомам соответствует некоторым категориям международной классификации психических болезней МКБ–10. Очень часто характер изменений не достигает уровня заболевания, проявляясь в комплексе изменений, характерных для разных групп расстройств. Фактически все категории МКБ-10 так или иначе соотносятся с рассматриваемой темой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: