Перспективное планирование, прогнозирование гипотетических трудностей и раннее начало действий, принимающих эти трудности в расчет. Извлечение уроков из уже случившихся кризисов

Кризис (после события). Поскольку для кризиса характерно ощущение невыносимости происходящего, человек напрягает все свои силы, чтобы каким-то образом изменить ситуацию, разрешить проблему всеми известными способами. Если же кризисная ситуация приобрела травмирующий характер, последующий кризис похож на травматический. Кризис — «поворотный пункт»*, он может привести или к разрешению проблемы, приобретению нового опыта, развитию личности, или к развитию болезни, регрессии, стагнации.

 

Формирование стрессоустойчивости и готовности к возможным кризисным событиям будущего. Формирование готовности к возможным кризисным событиям жизненного пути. Планирование и прогнозирование гипотетических трудностей. Понимание своей активной роли в создании собственного мира.

Стрессоустойчивость — это залог психического здоровья ребенка и обязательное условие социальной стабильности, прогнозируемости общественных процессов. Постоянно возрастание нагрузки на нервную систему и психику современного младшего школьника ведет к эмоциональному напряжению как одному из главных факторов развития заболеваний. Следовательно, организм должен обладать механизмами, обеспечивающими адаптацию к стрессовым ситуациям, которую можно обозначить как процесс, сохраняющий жизнь и активную деятельность организма, а также предупреждающий заболевания в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путем простых реакций избегания, избавления или путем специфического приспособления к какому-либо физическому, химическому или биологическому фактору.

В условиях усиления психоэмоциональных нагрузок, повторяющихся стрессовых ситуаций, интенсивный поиск новых методов преодоления психофизиологических расстройств, расширения границ адаптации, повышение работоспособности является необходимым и чрезвычайно важным.

Стресс обладает способностью выводить из строя физиологическую систему объекта, вызывая не только обострения хронических заболеваний, провоцируя новую болезнь. Организм школьника не может выдержать постоянного нахождения в состоянии стресса, тревожности и сильного напряжения, ребенка оказывается в ситуации подчинения стрессу и изменения образа жизни. Долгое напряжение мышц имеет следствием угнетение обмена веществ в организме, соответственно, появляется боль в спине, животе, шее и наблюдается нервный тик. Так, мышечный зажим в области груди грозит ребенку сутулостью, и нарушением работы дыхательной и пищеварительной систем. Стресс провоцирует язвы, гастриты, тошноту. Следствием становится отказ ребенка от еды на фоне ощущения голода. Или напротив, ребенок проявляет избыточный аппетит, переедание приводит к проблемам с желудком, печенью, почками и целого ряда желез.

Другие последствия стресса носят более выраженный психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне личности, способные привести к полной дезорганизации поведения и отрыву от реальности. В повседневной жизни мы нередко испытываем стресс, когда от нас требуется обостренное восприятие, напряжение внимания, слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Некоторые ученые считают, что психологическое напряжение и есть главный показатель стресса. Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование и предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности. Величина стресса оценивается по величине возрастания гормонов надпочечников в крови — стрессореактивности и по скорости возвращения к прежнему уровню — стрессоустойчивости. Повышение сопротивляемости организма зависит от многих факторов и не может быть сведено только к процессам, которые стимулируются адреналинокортикотропным гормоном. На характер стресса у разных людей влияют: генетическая предрасположенность, характер протекания беременности у матери, ранний детский опыт, характер и направленность человека, общественный статус, ближнее социальное окружение и т. д.

 

Сущность кризисной психодиагностики. Основные подходы кризисной психодиагностики. Изучение документов, наблюдение, индивидуальное диагностическое собеседование, тестирование, биографический метод как основные методы диагностики кризисных состояний личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: